Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Цикл уроков с использованием интерактивной доски. Тема «Жанры камерно-вокальной музыки»

Методическая разработка цикла уроков по предмету "Слушание музыки" на тему «Жанры камерно-вокальной музыки» (цикл из 5 уроков с использованием интерактивной доски)
Автор: Лаптева Ирина Александровна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МАУ ДО "ДШИ" с. Шаран, Шаранский район, Башкирия
Данная методическая разработка по предмету «Слушание музыки» представляет собой цикл из 5 уроков по теме «Жанры вокальной музыки» раздел «Камерная вокальная музыка»:
1. Песни
2. Романсы
3. Баллады и серенады
4-5. Оперные арии
Методическая разработка соответствует содержанию тем третьего года обучения Программы по предмету «Слушание музыки» по предпрофессиональной общеобразовательной программе.
Цель:
расширить представление детей о вокальной музыке; дать определение камерно-вокальной музыке, познакомить учащихся с многообразием жанров камерно-вокальной музыки на примерах отечественной и зарубежной музыкальной классики;
развивать умение внимательно слушать музыку, сравнивать и находить характерные черты пройденных жанров камерно-вокальной музыки, выражать собственные музыкальные впечатления от прослушанного произведения.
Задачи:
обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Вокальная музыка»;
развивать и совершенствовать умение анализировать, сопоставлять и обобщать вновь полученные знания и ранее пройденный материал; способствовать проявлению инициативы и самостоятельности учащихся, формированию их эстетического вкуса.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, флипчарт, созданный в программе ActivInspire Studio.
Флипчарт (презентационные материалы) содержит текст, ребусы, таблицу, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов, аудио примеры, видеофрагменты изучаемых произведений. Все объекты на интерактивной доске можно передвигать: портреты композиторов, нотные фрагменты, дополнительная текстовая информация.
Данная разработка может быть использована на уроках музыки в общеобразовательных школах.

Урок 1
Камерно-вокальная музыка. Песни.

I.Понятие: камерно-вокальная музыка.

II. Определение темы урока (ребус)

III. Новая тема: Песни

Народные календарно-обрядовые песни (значки-«ноты» содержат аудио примеры календарно-обрядовых песен):
1. Рождественская колядка
2. Масленичная песня
3. Веснянка
4. Троицкая обрядовая песня
5. Жнивная обрядовая песня

Народные семейно-бытовые песни (значки-«ноты» содержат аудио примеры календарно-обрядовых песен):
1.Колыбельная песня
2.Свадебная песня
3.Крестильная песня
4.Плачи и причитания

Народные хороводные и плясовые песни (значки-«ноты» содержат аудио примеры календарно-обрядовых песен):
1. Хороводная песня
2. Плясовая



Каждый вид аккомпанемента для наглядности иллюстрируется музыкальным фрагментом:
1. Старинный романс «Ночь светла» (в сопровождении гитары)
2. «Старый клен» (Музыка А. Пахмутовой, слова М. Матусовского) (в сопровождении гармони)
3. «Антошка» (Музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) (в сопровождении фортепиано)
4. «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова) (в сопровождении симфонического оркестра)

1. Украинская народная песня «Щедрик» (хор a capella)
IV. Практическая часть
При прослушивании песни слева выдвигается портрет композитора – автора песни. Для песен, исполняемых на иностранном языке в центр экрана выдвигается нотный фрагмент с русским текстом (Э.Григ «Песня Сольвейг»). Справа - дополнительная информация.
После прослушивания песня анализируется (форма, содержание, характер музыки, тип исполнения, сопровождения).

V. Домашнее задание:
1. Слушать пройденные песни.
2. Знать портреты композиторов пройденных песен.
3. Рабочая тетрадь стр. 54-56

Урок 2
Романсы

I. Повторение темы «Песни»
1. Соотнести фамилии и портреты композиторов
2. Прослушать музыкальные фрагменты и соотнести с их авторами

II. Определение темы урока

III. Новая тема: Возникновение жанра романса. Отличия романсов и песен. Русский романс.



IV. Практическая часть
После прослушивания романс анализируется (форма, содержание, характер музыки, тип сопровождения).


V. Домашнее задание:
1. Слушать пройденные романсы.
2. Знать портреты композиторов пройденных романсов.
3. Рабочая тетрадь стр. 59.

Урок 3
Баллады и серенады
I. Повторение темы «Романсы»

1.Соотнести фамилии и портреты композиторов
2. Прослушать музыкальные фрагменты и соотнести с их авторами

II. Определение темы урока

III. Новая тема "Баллады и серенады". Практическая часть.
После прослушивания баллады и серенады анализируются (форма, содержание, характер музыки, тип сопровождения)


IV. Домашнее задание:
1. Знать основные понятия, пройденные на уроке
2. Слушать пройденные баллады и серенады.
3. Знать портреты композиторов пройденных произведений.

Уроки 4, 5
Оперные арии
I. Повторение темы «Баллады и серенады»

1. Соотнести фамилии и портреты композиторов
2. Прослушать музыкальные фрагменты и соотнести с их авторами

II. Определение темы урока

III. Новая тема: Понятие жанра «опера». Родина оперы. Просмотр мультфильма-оперы:


IV. Практическая часть урока: Разновидности оперных арий.
Таблица заполняется учащимися по ходу прослушивания арий различных типов:

Все оперные арии просматриваются ВИДЕО. Перед просмотром следует краткий пересказ содержания оперы и определение места прослушиваемой арии в драматургии оперного спектакля. Затем обсуждается тип арии и заполняется таблица в соответствии с ее графами.

V. Закрепление пройденного материала. Музыкальная викторина по теме «Оперные арии»
1. Соотнести фамилии и портреты композиторов
2. Прослушать музыкальные фрагменты и соотнести с их авторами, назвать тип арии.

Использованные ресурсы:
1. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы
2. Владимирова О.А. «Слушание музыки» 3-ий год обучения с аудиоприложением
3. Владимирова О.А. Рабочая тетрадь «Слушание музыки» 3-ий год обучения с аудиоприложением
4. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах
5. Царева Н.А. «Слушание музыки» Методическое пособие

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк Конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов с презентацией Открытый урок «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеон План конспект урока ДШИ на тему «Что такое опера?»
Участник №7 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2019
Конспект урока в ДШИ с презентацией по слушанию музыки на тему «Трудовые и календарно-земледельческие песни» | План конспект урока ДШИ на тему «Что такое опера?»
Опубликовано: 2014 дня назад (18 мая 2019)
Просмотров: 3705
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!