Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока в ДШИ с презентацией по слушанию музыки на тему «Трудовые и календарно-земледельческие песни»

Методическая разработка по слушанию музыки на тему «Трудовые и календарно-земледельческие песни»
Автор: Лаптева Ирина Александровна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МАУ ДО ДШИ с. Шаран Шаранский район РБ
Цель: познакомить обучающихся с трудовыми и календарно-земледельческими хороводными песнями.
Задачи:
1. Образовательная: продолжить накопление сведений о народной музыке; познакомить обучающихся с особенностями трудовых и календарно-земледельческих хороводных песен;
2. Развивающая: развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувство ритма;
3. Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, фортепиано.
Пояснение: на уроке Слушания музыки в ДШИ и ДМШ музыкальные фрагменты песен разучиваются и исполняются обучающимися. При использовании данной разработки на уроках музыки в общеобразовательной школе допускается прослушивание песен в записи.
(слайд 1) Титульный
(слайд 2)
Трудовые песни - один из самых древних жанров устной народной поэзии. Трудовые попевки и трудовые возгласы-сигналы возникли еще в языческие времена и сопровождали некоторые виды наиболее тяжелых артельных общественно необходимых работ (вырубка леса и вбивание в дно реки свай при постройке плотин и мостов, вытягивание рыболовных сетей, передвижение бревен и других тяжестей, и т.п.).
Издавна основным занятием крестьян было хлебопашество. Часть дней в неделю они работали на себя, а часть — на помещика. Так называемые «государственные крестьяне» должны были платить оброк. И поэтому кроме хлебопашества они вынуждены были заниматься различными промыслами: работали ямщиками, извозчиками, ходили бурлачить, на разработку торфа, рубку леса и т. д. Обо всем этом было сложено немало песен.

(слайд 3) "Трудовая припевка" (рус. нар)

Первоначально бытовали весьма простые по своему складу трудовые припевки, точнее напевно интонируемые трудовые возгласы, исполняемые рабочими артелями при передвижении больших тяжестей во время погрузки судов, на лесосплаве, при рубке деревьев. Некоторые из них еще не имели развитого словесного текста и складывались из традиционных трудовых возгласов "Раз-два, взяли", "Раз-два, двинули" и т.п. Такие попевки, несомненно, могут дать представление и о древнейшей песенной традиции.
Назначение трудовой песни определяло простоту ее формы; текст состоял из кратких предложений импровизационного характера, призывавших к общим дружным усилиям. Отрывистые возгласы-команды перемежались своеобразными припевами — восклицаниями-междометиями («эй!», «ух!», «ах!» и т. п.), подчеркивавшими последовательность отдельных движений.

(слайд 4) "Тащим балку по леску" (рус. нар)

Позже в песенном быту русского народа возникли более развитые по своей мелодике трудовые песни лесорубов и бурлаков.

(слайд 5) Песня "Эй, ухнем" (рус. нар)

В основе своей это песня о корчевке деревьев, чтобы освободить землю под пашню. У дерева подрубали корни, затем его тянули за веревку, привязанную к вершине - и тогда "дубинушка"-дерево "сама пойдет" (само упадет).
Припевы из этих песен "Эй, ухнем!", "Подернем, подернем!", "Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зеленая сама пойдет!" и т. д. перешли затем в песни бурлаков, тянущих суда по рекам против течения, и далее в песни революционеров-народников.

(слайд 6)
Особую разновидность русских трудовых припевок составляют бурлацкие "лямочные" песни, исполнявшиеся волжскими артелями бурлаков при передвижении против течения тяжело нагруженных барок.
С ранней весны они собирались артелями (добровольные объединения людей для совместной коллективной работы) и тянули баржи по берегам Волги. Лямочная песня у волжских бурлаков имеет так же название приговор, потому, что она как бы приговаривается в лад под ногу.
В бурлацких песнях выражена могучая сила духа, сила воли русского народа и одновременно изображён тяжёлый, изнуряющий шаг бурлаков.

Нелегкий труд бурлаков описывал в своих стихотворениях великий русский поэт Некрасов:
" Плечами, грудью и спиной
Тянул он баржу бечевой,
Полдневный зной его палил,
И пот с него ручьями лил.
И падал он, и вновь вставал,
Хрипя, «Дубинушку» стонал…

(слайд 7)
"Дубинушка", пожалуй, одна из самых известных бурлацких песен. В этой песне ощущается маршевость, настойчиво повторяющаяся интонация создаёт ощущение тяжёлой поступи бурлаков, тянущих баржу.
Существует множество вариантов "Дубинушки": наибольшее распространение получили авторские тексты В. Богданова и А. Ольхина. В дальнейшем "Дубинушка" послужила основой для других революционных песен. Все варианты поются на один и тот же (народный) мотив. Припев заимствован из традиционных бурлацких песен, восходящих, в свою очередь, к старинной трудовой песне о корчевке деревьев.

"Дубинушка"

Среди певцов, исполняющих "Дубинушку" наиболее популярно исполнение Ф.И. Шаляпина. Распев Шаляпина приобрел популярность в первые годы 20 века, включая эпоху революции 1905-1907 гг. Хотя песня была запрещена, Шаляпин ее пел, срывая огромные аплодисменты, и даже собирал при этом деньги на помощь революционному движению.

(слайд 8)
К числу лямочных бурлацких песен принадлежит и трудовая припевка "Матушка-Волга, широка и долга".
Текст ее составляет обращение бурлацкой артели к различным русским рекам: Волге, Клязьме, Унже, Каме с жалобой на тяжелый труд.
Характерной чертой песни является спокойное, размеренное, как бы "шаговое" движение. В ней нет традиционного заключительного возгласа-сигнала к выполнению совместного усилия, а также разделения на сольный запев и хоровой подхват. Ладовая основа типичная для многих средневолжских песен - бесполутоновая (пентатоническая).

"Матушка-Волга"(рус. нар.)

(слайд 9)
Итак, отличительной чертой трудовых попевок является:
1) связь с ритмом трудовых движений;
2) ритмическое повторении традиционных возгласов-сигналов ("Взяли!" "Двинули!" "Ух!") в моменты дружных объединений усилий работающих
3) Текст возникал обычно как импровизация.

Русских народных трудовых песен известно в записях немного. Песни, записанные в XIX—ХХ вв., своей формой и ритмической структурой примитивного напева указывают на древнюю традицию жанра. Короткие припевки такого типа в течение столетий сопровождали усилия русского крестьянства, встречались у грузчиков, бурлаков, лесорубов.
Трудовые песни и доныне можно услышать, напр., на волжских пристанях и пароходах при переноске и погрузке тяжестей.

Календарно-земледельческие песни

(слайд 10)
К числу древнейших по происхождению песен восточных славян относятся не только трудовые припевки и напевно интонируемые возгласы-сигналы, но также и различные виды земледельческих песен годового круга, так называемых "календарных". Эти песни исполнялись в определенное время года, иногда даже в строго определенное число.
Древнейшие календарные земледельческие песни славян ярко отразили трудовой быт славянина-земледельца и его стойкую борьбу с суровой и могущественной природой.

(слайд 11)
По своим музыкально-стилевым особенностям трудовые земледельческие песни значительно отличаются от артельных трудовых припевок и выкриков-сигналов.
В большинстве известных земледельческих трудовых песен не наблюдается заметной связи между ритмическими особенностями напева и ритмом трудовых движений.
Связь с тем или иным видом земледельческого труда осуществлена прежде всего в приуроченности их исполнения ко времени тех или иных полевых работ (покосу или жатве), а также в содержании их словесных текстов, рисующих картины весенней пахоты, сева, покоса или жатвы.
В календарный земледельческий цикл входили разнообразные в жанровом отношении песни: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, игровые, а позднее лирические.

(слайд 12) Закличка дождя

Заклички - это напевы простейшего склада, построенные на повторности 2-3 музыкальных интонаций или мелодических оборотов. По своей форме представляют собой небольшую песенную фразу и соответствуют одной стихотворной строчке.

(слайд 13) Закличка солнца

(слайд 14)
Тема крестьянского труда получила довольно яркое отражение в хороводно-игровых песнях, где дается описание различных видов женской работы. Полевым и огородным женским работам посвящены, например, песни «А мы просо сеяли», «Научи меня, мати», «Сею, вею белый леночек», «Посеяли девки лен», «Посею коноплю», «Я полю, полю лучок, перепалываю», «Мы капустушку пололи, приговаривали» и др. В этих песнях выражается любовь крестьян к труду, восхищение теми, кто хорошо и старательно трудится.
В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей.

Характерны в этом отношении весенние хороводные песни, в которых встречаются живые описания подготовки лесного участка под пашню, весенней пахоты, посева жита, пшеницы и проса, ухода за овощами, за культурами льна и конопли.

(слайд 15) "В темном лесе"

(слайд 16) "А мы просо сеяли"

Хороводно-игровую песню могут исполнять две партии играющих (два полухора). Ярким примером этого является известная песня «А мы просо сеяли». Играющие разбиваются на два полу хора, которые в линию устанавливаются друг против друга. Продвигаясь то вперед, то назад, полухоры поют:

1. «А мы просо сеяли, сеяли».
2. «А мы просо вытопчем, вытопчем».
1. «Чем вы вытопчете, вытопчете?»
2. «Мы коней выпустим, выпустим» и т. д.

(слайд 17) "А мы землю наняли"

(слайд 18) "Посею лебеду на берегу"

(слайд 19) "Посеяли девки лен"

Осенью главной заботой каждой женщины становился лён. Вплоть до начала XX века вся деревенская Россия одевалась в самотканые холсты и полотна. Из них шили женские и мужские рубахи, сарафаны, порты, зипуны, кафтаны.

Начиналась эта работа весной. На небольшой делянке рядом с огородом сеяли женщины льняное семя. Всходы льна до начала цветения два-три раза приходилось пропалывать.
В конце лета, когда созревало льняное семя, а стебли становились крепкими и волокнистыми, лен «дергали», «теребили», т.е. выдергивали из земли вместе с корнями и ставили небольшими снопиками для просушки.
Затем лен трепали и вычесывали. Подготовленный лен - куделю – пряли. Этой работой занимались все женщины в крестьянской семье, начиная с девочек лет 12 до седых старух. Пряли всю зиму, в каждую свободную от других дел минуту, днем, по вечерам при лучине.
(слайд 20) "Сад"
"Посажу ль я калинушку"
Итак, главная тема календарных хороводных песен песнях - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависела успешность труда крестьян.
Презентация на тему: Трудовые песни

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки. Образ Родины в прошлом и настоящем (5 класс) Конспект урока музыки - 5 класс. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда Конспект урока в 1 классе по теме «Музыка – искусство звуков» Тематическое музыкальное занятие в старшей группе: Танцы кукол "Дмитрия Шостаковича"
Участник №126 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Конспект занятия с презентацией в ДШИ по музыкальной литературе. Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада" | Цикл уроков с использованием интерактивной доски. Тема «Жанры камерно-вокальной музыки»
Опубликовано: 2853 дня назад (11 января 2017)
Просмотров: 5746
+9
Голосов: 9
Алена # 11 января 2017 в 13:51 +1
Спасибо, за ваш труд! очень полезная и интересная.
Мария Анатольевна Блинова # 12 января 2017 в 19:58 +1
Преподаватель познакомил обучающихся с трудовыми и календарно-земледельческими хороводными песнями ,продолжил накопление сведений о народной музыке; познакомил обучающихся с особенностями трудовых и календарно-земледельческих хороводных песен; развил умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувство ритма;
воспитал интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа.
Используя компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, фортепиано.Голос.
Андрей Геннадьевич Утемов # 17 января 2017 в 03:05 +1
Тема раскрыта очень полно, очень богатый теоретический материал, но ещё богаче материал практического характера. Прослеживаются традиции нашего народа - это тоже очень важный момент. Спасибо за разработку!
Ирина Александровна Лаптева # 17 января 2017 в 06:36 0
Большое спасибо, Андрей Геннадьевич!
Елена Ивановна Самохина # 18 января 2017 в 22:03 +1
Ирина Александровна, спасибо за приглашение. Публикация отличается основательностью и глубиной в раскрытии темы. Такая информация важна не только для детей, но и взрослые не откажутся с ней познакомиться для общего развития. Традиции своего народа надо изучать. Спасибо за интереснейший материал. Голосую.
Ирина Александровна Лаптева # 18 января 2017 в 22:19 +1
Огромное Вам спасибо за добрые слова!
Анжела Львовна Митрахович # 19 января 2017 в 20:34 +1
Замечательное мероприятие. на таком занятии прослушивание музыки обязательно. Впечатляющая презентация. И тема неизбитая, интересная. Голос
Елена Валериевна Овсянкина # 20 января 2017 в 21:09 +1
Очень интересная и познавательная методическая разработка! С Вашего позволения возьму себе в закладки, такой маатериал для меня просто клад, обязательно воспользуюсь им при подготовке к урокам. Спасибо Вам большое, удачи в творчестве, талантливых учеников!
Ирина Александровна Лаптева # 20 января 2017 в 21:12 0
Спасибо, Елена Валериевна! Рада быть кому-то полезной)))
Лариса Борисовна Бугакова # 21 января 2017 в 10:10 +1
Ирина Александровна,спасибо за приглашение!Интересное и познавательное занятие.Слыша песню,никогда не задумываешься о ее происхождении,истории,благодаря вам,много стало известным.Дети должны знать о народном музыкальном творчестве нашего народа,о той нелегкой жизни,которая воспета в этих произведениях. Сама с большим интересом познакомилась с вашей работой,презентация также заслуживает внимания и похвалы! Голос!
Юлия Андреевна Цеплухина # 25 января 2017 в 10:48 0
спасибо за ссылку на ваш конспект! Презентация просто супер! Успехов и Вам и другим педагогам в этом деле!
Галина Юрьевна Плясова # 14 декабря 2018 в 12:59 0
Ирина Александровна, спасибо вам большое за методическую разработку по слушанию музыки на тему «Трудовые и календарно-земледельческие песни». Очень красочно, доступно, интересно!