Конспект урока музыки на тему "Д. Д. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда. Урок закрепления знаний".
Автор: Турдыева Галина Сергеевна, учитель музыки.
Место работы: КГУ "Макинская средняя школа № 5"
Цель урока:
Развитие интереса учащихся к музыке ХХ, к творчеству Д. Д. Шостаковича, к истории ХХ века, закрепить знания о седьмой симфонии Д. Шостаковича, знакомство с историей блокадного Ленинграда.
Задачи урока:
Познавательные:
1. Формирование эстетической компетенции учащихся и навыков аналитического мышления.
2. Расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
1.Развитие слушательской культуры учащихся;
2.Развитие навыков анализа музыкального произведения;
3.Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.
4. Развитие образного восприятия мира через музыку и слово.
Воспитательные:
1.Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине, уважения к подвигам нашего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны;
2.Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла, воспитание нравственных чувств - сострадания, сопереживания.
Тип урока – урок закрепления знаний.
Методы и приемы:
• Диалоговая беседа
• Элементы критического мышления
• Работа в группах
• Индивидуальная работа
• Работа с флипчартами
• Применение ИКТ
• Постановка проблемного вопроса
• Анализ, самоанализ
• Взаимооценивание
• Критериальное оценивание
• Рефлексия
Ход урока
Вход в класс под марш «Прощание Славянки».
Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята.
- Здравствуйте!
Сегодня мы продолжим работу по теме прошлого урока «Д. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда». Повторим и закрепим материал прошлого урока.
Позитивный ролик «Хорошее настроение».
Закрепление пройденного материала: «Шляпа вопросов»
Учащиеся по очереди вытаскивают вопросы из шляпы и отвечают на них.
1. В каком городе родился Дмитрий Шостакович?
Москва; Рязань; Петербург;
2. Во сколько лет окончил Ленинградскую консерваторию?
13 лет; 18 лет; 24 года;
3. Сколько симфоний сочинил?
7; 11; 15;
4. Первое исполнение Седьмой симфонии
в 1942 г.; в 1941 г.; в 1943 г.;
5. Симфония имеет форму:
Куплетную; сонатного цикла; вариации;
6. Сколько вариаций в «теме нашествия»?
9; 14; 11;
7. Какой штрих музыкального исполнения использует Шостакович в первом проведении «темы нашествия»?
Легато; нон легато; стаккато;
8. Когда началась блокада Ленинграда?
В августе 1941 г.; в августе 1942 г.; в декабре 1942 г.;
9. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
500; 900; 700;
10. Кто дирижировал на премьере в Ленинграде?
Элиасберг; Самосуд; Петухов;
11. Назовите количество музыкантов игравших в Ленинграде?
70; 100; 120.
12. Назови время звучания 7-ой симфонии?
60 минут; 90 минут; 80 минут.
13. По какому озеру проходила «Дорога жизни»?
Ладожское озеро; озеро Байкал; Онежское озеро.
14. Назови место первого исполнения «Ленинградской» симфонии?
Куйбышев; Москва; Ленинград.
15. Седьмая симфония в Ленинграде прозвучала?
9 августа; 7 мая; 5 марта.
Постановка проблемного вопроса
- Сегодня вам предстоит обсудить проблему:
Подумайте над вопросом и примите решение, но не высказывайте его вслух. В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема.
Есть 3 ответа. Вам надо выбрать:
- Да.
- Нет.
- Неуверен.
Не обсуждайте этот вопрос, просто молча, займите места в соответствии со своим мнением:
- слева располагаются те ребята, кто считает, что героическая тема нужна для воспитания молодёжи;
- справа – те, кто считает, что героическая тема не нужна для воспитания;
- и в середине останьтесь те, кто не определился с ответом.
И так, теперь появились единомышленники, с которыми можно поделиться мнением. Обсудите группой свою версию, выработайте по 3 аргумента в защиту вашей позиции.
Мы слушаем по одному представителю от каждой группы, для высказывания своей точки зрения.
Высказывание учащихся из каждой группы.
- Есть ли теперь участники какой-то группы, которые, послушав другие аргументы, изменили своё мнение и готовы поменять местоположение.
Если все остались при своём мнении, то предлагаю поработать в группах над следующим заданием и продолжить обсуждать нашу проблему.
Слушание
«Эпизод нашествия» Д. Д. Шостакович.
- Что рисует эпизод нашествия?
Учащиеся: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину.
- Эпизод нашествия построен в форме вариации. Маршевая тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций). Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.
Сегодня мы закончили анализ этого произведения, я вам предлагаю создать
"паспорт" для этого фрагмента «Ленинградской» симфонии.
1. Имя – Эпизод нашествия;
2. Создатель – Д. Д. Шостакович;
3. Прописка – седьмая «Ленинградская» симфония;
4. Где служит – в концертном зале;
5. Особые приметы – маршевое звучание, построен в форме вариаций исполняется симфоническим оркестром
Повторное слушание.
Разминка «Мостик»
От каждой команды участвуют по 2 человека, надо пройти по узкому мостику не столкнув товарища и не упав с мостика.
Пение
Распевка: 2-я строчка из песни «Эх, дороги», распевать на слог «ля» по полутонам вверх.
- формирование гласных.
Разучиваем 2-ой куплет и припев:
- Учитель исполняет по фразам, обращает внимание на правильную фразировку, певческую осанку, дети повторяют;
- При разучивании припева дети отмечают различие характера припева и куплета, учитель обращает внимание на правильную фразировку, полетное звучание голосов при исполнении.
Исполнение 1и 2 куплета и припева.
Деление на группы по 3-м китам в музыке – песня, танец, марш.
Музыкальная грамота
Ребята я вам предлагаю сегодня на уроке вспомнить и изобразить на флипчарте – музыкальные понятия: темп, динамику, тембр. Защита работ учащихся.
По результатам проведенной работы, предлагаю учащимся определить критерии оценки:
Учащиеся предлагают свои критерии взаимооценки:
Критерии взаимоооценки:
1 Красочность
2 Аккуратность выполнения работы
3 Полнота раскрытия темы
Рефлексия
Составление
синквейна по теме урока. (война, победа, мир, симфония, Шостакович и т. д.) (слайд)
Симфония
Героическая, победная
Воодушевляет, помогает, настраивает
Музыка звучащая на века
Музыка
- Выскажите ваше отношение к сегодняшнему уроку. (стикеры – положительное , отрицательное), вам в помощь предоставлены вопросы для анализа. (слайд)
• Что мне больше всего понравилось на уроке?
• В решении, какого вопроса я был наиболее активен?
• Что мне не удалось выполнить и почему?
Самооценка учащихся.
Используется «Лестница успеха". Поставьте себя на ту ступеньку, которой вы сегодня достигли на уроке, прокомментируйте свой ответ
Выход из класса марш «Прощание славянки»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»
Конспект урока музыки. Образ Родины в прошлом и настоящем (5 класс)
Конспект урока в ДШИ с презентацией по слушанию музыки на тему «Трудовые и календарно-земледельчески
Конспект урока музыки с презентацией, 5 класс. Шостакович "Седьмая симфония и блокада Ленинграда"
Похожие статьи:
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Конспект урока музыки в 3 классе
План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»