Конспект урока музыки с презентацией, 5 класс. Шостакович "Седьмая симфония и блокада Ленинграда"
Конспект урока музыки - 5 класс. Д. Д. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда (1 часть)
Цель урока:
Развитие интереса учащихся к музыке ХХ, знакомство с творчеством Д. Д. Шостаковича.
Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи. Задачи урока: Познавательные:
1. Факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича
2. Факты истории Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда, герои Буландынского района.
3. Закрепить понятие: симфония. Развивающие:
1. Развитие слушательской культуры учащихся;
2. Развитие навыков анализа музыкального произведения;
3. Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся. Воспитательные:
1. Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине, уважения к подвигам нашего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны;
2. Воспитание нравственных чувств - чувства сострадания, сопереживания. Тип урока: урок получения новых знаний. Оборудование урока:
1. Мультимедийная установка
2. Презентация «Гений ХХ века. Д.Д.Шостакович. 7-ая симфония и Блокада Ленинграда».
3. Телевизор, DVD.
4. Синтезатор.
5. Записи музыкальных произведений Д.Д.Шостаковича, песня «Священная война», марш «Прощание славянки», песня «Детство – это я и ты».
6. Таблицы, тесты на столах. Методы и приемы:
• Диалоговая беседа
• Элементы критического мышления
• Работа в группах
• Индивидуальная работа
• Корзина идей
• Применение ИКТ
• Анализ
• Слушание
• Рефлексия
Ход урока
Вход в класс под марш «Прощание Славянки». Музыкальное приветствие Учитель: - Здравствуйте, ребята. Учащиеся: - Здравствуйте! Учитель: Тема нашего урока “Д. Д. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда”. Мы познакомимся с творчеством великого композитора и послушаем фрагменты его седьмой симфонии. Сегодня мы поразмышляем о музыке, которая рождалась и звучала в годы Великой Отечественной войны, посмотрим, как боролся наш народ с врагом в блокадном Ленинграде и как эта борьба показана Шостаковичем через музыку в симфонии №7. (На экране слайд №1: тема урока.)
Сегодня в течение всего урока я предлагаю вам использовать интересный метод «Корзину идей», в нее можно «сбрасывать» факты, имена, даты, понятия, названия сочинений. Во время урока каждый может по желанию называть какое-то одно сведение, или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.(составляется список идей в течение всего урока)
На урок вы зашли под известный марш Василия Ивановича Агапкина «Прощание славянки», которому в этом году исполняется 100 лет.
- В преддверии, какого праздника проходит наш урок, кому посвящается этот праздник? Учащиеся: Это праздник великой Победы над фашисткой Германией. Посвящается этот праздник ветеранам ВОВ, которая началась 22 июня 1941 года и закончилась в 1945 году. Учитель: - Кого называют героями? Учащиеся: Герой – это человек, который совершил подвиг, героический поступок во благо своей Родины.
- Назовите героев Буландынского района? Учащиеся: Иван Скуридин, Иван Омигов, Михаил Яглинский, Никита Карацупа, Николай Сергиенко – удостоены звания Героя Советского Союза. Они достойно защищали нашу родную Буландынскую землю.
Чтение стихотворения «Ах, война» (учащиеся)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы... И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Учащиеся читают стихотворения о войне, о победе по желанию. Звучит песня «Священная война»
Учитель: - Как вы думаете, почему эта песня открывает наш урок? Учащиеся: Песня “Священная война” является “музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны”, песней – символом. Эта песня была написана в первые дни войны композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым – Кумачом. Учитель: - Какая песня по характеру? Учащиеся: Мелодия песни энергичная, решительная, призывная, суровая, маршевая. Учитель: - О войне говорили, и всегда будут говорить: художники говорят – красками и образами, поэты – стихами, композиторы – песнями и музыкой. Во время войны композиторы писали не только песни, но и крупные музыкальные произведения. (На экране слайд №2: портрет Д.Д. Шостаковича.)
Один из таких композиторов – это Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Советский композитор, годы его жизни – 1906 – 1975. (слайд № 3). Он – коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в возрасте 13-ти лет по двум классам – фортепиано и композиция. (слайд № 4).
В 18 лет Дмитрий Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию.
В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония. (слайд №5)
- В каких жанрах работал Д. Шостакович? Учащиеся: Шостакович работал в разных жанрах, но основным является симфония. Учитель: - Что такое симфония? Учащиеся: Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра в 4 частях. (слайд № 6) Учитель: - Седьмая (“Ленинградская”) симфония – одно из наиболее значительных произведений Д.Д. Шостаковича. Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом блокадном Ленинграде. (слайд№ 7)
Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии. Иногда работа продолжалась даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать. Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается». (слайд № 8)
Впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 29 марта - в Москве. (слайд № 9)
Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде. Репетиции часто проходили под грохот разрывов, где оркестранты изнемогали от голода, многие умерли или ушли на фронт. А для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр в 100 человек. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия, чтобы собрать оркестр. Премьеру симфонии очень ждали. И вот в этом полуразрушенном, голодном городе настал день премьеры 9 августа 1942 года. (слайд № 10) Состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.
- Почему это стало возможным, можно ответить стихотворением Николая Савкова
И не знали они,
что когда в знак начала
Дирижерская палочка
поднялась –
Над краем передним,
как гром, величаво
Другая симфония раздалась:
Симфония
наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу
бить не стал
Чтоб город
Седьмую симфонию слушал.
…И в зале – шквал,
и на фронте – шквал... (слайд № 11)
Разминка
- Ребята давайте узнаем, легко ли было советским воинам держать круговую оборону Ленинграда. Встаньте, пожалуйста, в круг проведем разминку, указательными пальцами попробуйте удержать карандаш, при этом, не разорвав круг. (Руки вытянуть вперед, присесть, встать, руки поднять вверх). Вот теперь вы понимаете насколько это сложная задача.
- Давайте послушаем один из фрагментов этой симфонии, эпизод нашествия - тема врага. Слушание «Эпизод нашествия».
Чтение стихотворения на фоне звучания музыки. (слайд № 12)
Звук. Лёгкий далёкий звук,
Вдруг, переходящий в стук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг, переходящий в шаг,
Мерный тяжёлый шаг,
Шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысяч чужих сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь, обращая в прах-
ВРАГ!
- Что мы услышали в музыке? Какой она была по характеру? Какое настроение вы почувствовали в музыке? Учащиеся: Тяжелую уверенную поступь. Учитель:
- Что вы представили? Какая картина мысленно нарисовалась перед глазами? Учащиеся: Представилось, как немцы наступают, уверенно идут по нашей стране, занимают все больше и больше нашей территории . Учитель:
- Как вы догадались? Какими музыкальными средствами композитор достиг своей цели? Как развивается музыка? Учащиеся: Было ощущение, что немцы наступают издалека, так как музыка вначале была едва слышной, очень тихой. А потом музыка становилась все уверенней, тяжелей и мощней. В игру вступил весь состав оркестра. Учитель:
- Какие инструменты преобладали в звучании оркестра? Учащиеся: Духовые медные и ударные. Учитель:
- Какой тип музыки использовал Шостакович в «Эпизоде»? Учащиеся: Маршевый. Учитель:
- А почему именно марш? Учащиеся: Маршевые ритмы встречаются в немецкой музыке чаще, они характерны немецкой музыке. Учитель:
- 9 августа 1942 г., был самым тихим блокадным днем. Артиллеристы провели огневую операцию «Шквал», уничтожив фашистские укрепления. Это было сделано для того, чтобы музыка ни разу не была прервана сигналами военной тревоги. После концерта ленинградцы укрепились в надежде на победу. Воплощением этой победы была и Дорога жизни, прошедшая по Ладожскому озеру. (слайд №13, 14)
Повторное прослушивание «Эпизода нашествия».
- Через много лет после окончания войны к Карлу Ильичу Элиасбергу подошли два немецких туриста: “Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой; если уцелеем, обязательно спросим: как это им удалось в голодном, осажденном городе создать такой великолепный оркестр”. (слайд № 15)
- И наверно, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы.
- Как сейчас называется город Ленинград в настоящее время? (Санкт-Петербург) В Санкт-Петербурге есть памятник посвященный блокаде Ленинграда. Этот памятник называется «Разорванное кольцо».
(слайд № 16: фотография памятника “Разорванное кольцо”.)
- Какие чувства возникли у вас после полученной информации на уроке? Учащиеся: Мы восхищаемся и гордимся мужеством и стойкостью людей того времени. Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю.
Деление на группы по названию городов – Ленинград, Куйбышев, Санкт –Петербург. Учитель: - Мы собрали полную корзину знаний, фактов, имен событий связанных с темой нашего урока. ( симфония, Д. Шостакович, «Ленинградская», 9 августа 1942 г., блокада, К. Элиасберг, Куйбышев, 5 марта 1942 г., «Дорога жизни», Ладожское озеро... все ответы фиксируются на доске)
- А теперь этот «урожай» нужно красиво преподнести к столу. (ученики, опираясь на записи, составляют предложения, рассказ – групповая работа)
- Впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве
- Мы узнали, что 9 августа 1942 году в блокадном Ленинграде прозвучала «симфония № 7 (Ленинградская)» под управлением К. Элиасберга.
- Дорога жизни прошла по Ладожскому озеру. Релаксация
- Мы, сегодня, получили очень большой объём информации. И чтобы её закрепить, нужно немного отдохнуть. Давайте окунёмся в мир природы и посмотрим видеофрагмент «Звуки природы».
3. Музыкальная грамота
В музыке есть много разнообразных жанров, чтобы вспомнить их, вы сделаете индивидуальную работу «Собери слоги – назови жанр».
1. Игра «Собери слоги – назови жанр» (индивидуально, работа с одаренными)
Е ис ри то чес ки
Дат ски сол е
До тру вы е
со вы пля е
ри чес ли ки е
е точ ны шу
е деб сва ны
туш час ки
Зачитывают результаты своей работы.
4. Пение Распевка: 2-я строчка из песни «Эх, дороги», распевать на слог «ля» по полутонам вверх.
- формирование гласных;
- А сейчас мы с вами разучим и споём светлую, жизнерадостную песню «Детство – это ты и я».
Слушание и беседа по песне. Примите «певческую позицию».
- Разучиваем 1 куплет и припев: (слова на слайде, слайд № 17)
Учитель исполняет по фразам, обращает внимание на правильную фразировку, дети повторяют;
При разучивании припева обращает внимание на правильную фразировку, полетное звучание голосов при исполнении.
Исполнение 1 куплета и припева. Рефлексия
Таблица ЗХУ. Учащиеся зачитывают результаты заполнения таблицы.
Знаю Хочу знать Узнал Учитель:
- Выскажите ваше отношение к сегодняшнему уроку. (стикеры – положительное , отрицательное)
Самооценивание, учащиеся оценивают свою работу на уроке.
И в завершение сегодняшнего урока я хочу прочесть вам стихотворение «Спросите у памяти». Спроси у памяти (слайд № 18)
Стоит ли былое вспоминать
Брать его в дорогу в дальний путь
Всё равно упавших не поднять.
Всё равно ушедших не вернуть
И сказала память, я могу
Всё забыть, но нищим станешь ты
Я твои богатства стерегу
Я тебя храню от слепоты
Не забыть с тобой нам никогда
Тот великий и священный бой
Как бомбили наши города
На защиту встал народ стеной
И закончить наш урок я предлагаю минутой молчания в память о павших за нашу Родину. Склоним голову перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. Минута молчания Выход из класса марш «Прощание славянки»
Скачать Конспект урока музыки - 5 класс. Д. Д. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда