Конспект урока музыки - 5 класс "Тайны симфонического оркестра"
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.
Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи. Задачи урока: Образовательные задачи:
• Повторить знания о симфоническом оркестре.
• Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
• Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки.
• Актуализация опорных знаний учащихся. Развивающие задачи:
• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
• Развитие чувства ритма, творческих способностей.
• Развитие внимания, мышления, речи.
• Учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы
• Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской во время самостоятельной работы. Воспитательные задачи:
• Воспитание интереса, любви к искусству.
• Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки
• Воспитание эмоциональной отзывчивости.
• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
• Создание ситуации успеха для каждого ученика. Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Оборудование
- Презентация
- Диск «Энциклопедия классической музыки»
- Аудиозаписи записи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
- фонограмма песни «Страна чудес» Методы и приемы:
• Диалоговая беседа
• Элементы критического мышления
• Работа в группах по уровням
• Индивидуальная работа
• Оценочный лист
• Кластер
• Применение ИКТ
• Анализ
• Самооценка
• Взаимооценка
• Работа с одаренными (творческий проект)
• Слушание
• Рефлексия
Ход урока
Вход в клас: под песню «Большой хоровод».
Организационный момент: Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята!
Ответ учащихся – «Здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой и возвращение к тонике по звукам тонического трезвучия).
Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту, тепло солнечных лучей.
Позитивный видеоролик «Хорошее настроение».
Тема нашего урока “Тайны симфонического оркестра ”
Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Сегодня мы будем слушать звучание симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.
(слайд № 1) Цитата урока: Музыка, прежде всего искусство человеческого общения. М. П. Мусоргский
Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Сегодня на уроке мы будем использовать оценочные листы, в них вы будете за каждое выполненное задание ставить себе «плюс» или «минус».
У каждого вида искусства есть свои выразительные средства. У художника это краски и линии, у композитора музыкальные звуки, у поэта – слова, у скульптора – мрамор. Такими выразительными свойствами – различной окраской – обладают голоса музыкальных инструментов симфонического оркестра.
- Что такое «симфоническая музыка»? Учащиеся:Симфоническая музыка - это музыка, которую исполняет симфонический оркестр.
- В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".
- Давайте вспомним, что такое оркестр? Учащиеся: Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
- Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. (слайд № 2)
- Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
- Давайте вспомним виды оркестров. Учащиеся: симфонический, камерный и т. д. (слайд№ 3)
Слушание 4 вида оркестровых произведений. Беседа по определению характера музыкальных произведений, их сходства и различия. (джазовый, симфонический, военный, народных инструментов). Беседа на основе толстых и тонких вопросов.
- Давайте вспомним и назовем инструменты, входящие в группы симфонического оркестра. Презентация «Группы инструментов»
1. Струнно-смычковая: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Деревянно-духовая: кларнет, фагот, гобой, флейта.
3. Медная – духовая: труба, тромбон, валторна, туба.
4. Ударная: литавры, ксилофон, барабаны, тарелки.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Представителя, какой творческой профессии вы видите на слайдах? К кому он обращается и что за таинственные знаки он посылает?
Кто не вежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это…
Дирижер (слайд № 4) Учащиеся: Это дирижер, он руководит оркестром.
- Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально- исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения.
- Музыканты оркестра располагаются на сцене по определённой схеме?
(слайд № 5)
- Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята?
Пантомима
Я вам тоже предлагаю вам примерить фрак дирижера. Покажите жестами и мимикой:
- утверждающий жест («Да, это именно так!»)
- отрицающий жест («Нет-нет, ни в коем случае!»)
- величественный жест («Я повелеваю»)
- отстраняющий жест («Уберите это!»)
- вопрошающий жест («Что это такое?»)
- просящий жест («Очень прошу, дайте, пожалуйста!»)
- негодующий жест («Да, что же это такое, в самом деле!»)
Задания, которые вы будете выполнять в ходе урока 3-х уровней: Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.
1. Инструкция:
• Выполните одно задание по выбору (из 3).
2. Инструкция:
• Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание из 1 столбика. («3»)
• Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание из 2 столбика. («4»)
• Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание из 3 столбика. («5»)
3. Групповая форма работы (формирование группы):
Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:
• Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;
• Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;
• Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу. Задание № 1
«Звучащая викторина».
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра. (слайд № 6-9) Задание № 2
«Группы оркестра»
Назовите, какие группы инструментов входят в оркестра? Задание № 3
«Восстанови текст»
Перед вами отрывок из повести Е. Канн-Новиковой «Маленькая повесть о Михаиле Глинке» восстановите текст отрывка, воспользовавшись описанием музыкальных инструментов.
«ЧТО ТАКОЕ ОРКЕСТР?»
«Они вошли в залу. Перед пюпитрами с нотами расселись дядюшкины люди, держа в руках невиданные инструменты.
- Что уставился? Небось, не видал ещё такой музыки? Да, впрочем, где тебе было её увидеть! Ну, гляди в оба и вникай. Вот эта певунья, например, с изящной талией – (-----------). Можно сказать царица музыкальных инструментов, потому что голос у неё богатый. Что хочешь, можешь на ней изобразить. По струнам её смычком водят, вот этак, - и дядюшка, взяв скрипку из рук первого скрипача, извлёк несколько красивых, протяжных звуков.- А там видишь, продолжал он, - деревянные дудки? Которые с раструбами на концах – то (----------------) .Которые же наподобие свирелей – наверное, не раз слыхал, как наши пастухи в них свистят, - те (--------------)зовутся… А вот этот крендель, тут дядюшка повернулся к музыканту, у которого в руках блестела свившаяся в кольца медная труба, - этот крендель называется (-------------), ещё по-немецки говорят: вальдгорн – это означает охотничий рожок. Задания № 4
«Третий лишний». (слайд № 10)
3 музыкальных инструмента: только 2 из них имеют общие характеристики. Какой из трёх инструментов лишний? Объясните своё решение.
• Скрипка, контрабас, баян
• Гобой, труба, кларнет
• Барабан, альт, виолончель
• Тромбон, фагот, валторна Задание № 5, 6
«Назови инструменты» (слайд № 11, 12) Задание № 7
«Что изображено»
1. Найти на рисунке изображения медных духовых инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.
2. Все изображенные на рисунке инструменты – назовите. Задание № 8
«Выбери жанр»
Выберите из предложенных вам жанров, те которые может исполнять симфонический оркестр:
• Концерт;
• Вокализ;
• Песня;
• Симфония;
• Соната;
• Пьеса;
• Сюита;
• Кантата;
• Романс;
• Музыка к опере;
• Былина;
• Музыка к балету;
• Симфоническая сказка;
• Увертюра
• Музыка к кинофильму.
Задание № 9
«Соберите музыкальные слова»
ТА ГИ РА _______________
ЗЫ МУ КА _______________
БА ТРУ _______________
ДОЧ КА ДУ _______________ Задание № 10
«Найдите зашифрованные музыкальные инструменты»
а и г и т а р а л о т в
в а б а р а б а н г е в
п р о б а л а л а й к а
п и а н и н о а в и с т
м и т р с с к р и п к а
Задание №11
«Путаница»
В путаницу букв попали музыкальные термины, слова, являющиеся понятиями относящимися к музыке. Помоги найти их (расставь и подпиши правильно музыкальные слова).
« Путаница».
В эту путаницу букв попали музыкальные термины, слова, являющиеся понятиями и относящимися к музыке. Помоги их найти. ( расставь и подпиши правильно музыкальные слова).
СЬАНБАЛМ АФАР АКМИНАИД ЫТНО СТИЛОС
АНСАМБЛЬ АРФА ДИНАМИКА НОТЫ СОЛИСТ Задание № 12
«Музыка и стих».
Найди и подчеркни в тексте названия нот, голоса, знаки, инструменты, слова, которые относятся к музыкальной грамоте.
«Музыка и стих»
Найдите и подчеркните в тексте названия нот, голоса, знаки, инструменты, слова, которые относятся к музыкальной грамоте.
Расстелив большой матрас, сел на берег контрабас.
Долго он сидел, гудел, всем он страшно надоел.
Даже серенький сурок больше вытерпеть не мог.
Ну, а комнатная моль не могла понять, в чем соль:
Где диез, а где бемоль, для кого и, что играет
Надоевший контрабас, вот уже десятый час.
Но на счастье тут под липкой пробегал бульдог со скрипкой:
Он сказал, что в мире нет дела лучше, чем дуэт.
Но баян сказал, что трио тоже выглядит красиво.
«Нет и нет, - сказал кларнет – лучше всех звучит квартет!».
До сих пор идут раздоры, чья важней в квартете роль.
Даже с грядки помидоры, даже репа и фасоль
Приходили умолять, кончить спор и поиграть.
Старый заяц и лиса на лесной полянке
Распевали без конца песнь о коноплянке.
Долго пели в разнобой, сбились вовсе в счете…
И сказал им козодой: «вы не так поете».
Ты овечка не баси, нет с тобою сладу!
До, ре, ми, фа, соль, ля, си – вот как петь вам надо!»
Разминка: «Эстрадно – симфонический оркестр»
Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?
Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.
Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.
(Звучит веселая музыка)
- Играем на скрипке
-на тромбоне
-на бубне
-на контрабасе
-на мясорубке
(хлопают в ладоши)
- Играем на виолончели
- на скрипке
- на баяне
- на трубе
- на утюге
(хлопают в ладоши)
- Играем на балалайке
- на флейте
- на рояле
- на дудочке
- на метле
(хлопают в ладоши)
Молодцы, ребята!
Пение Распевка: по звукам гаммы до мажор «До – нам дорог первый звук…»,
- распевать на дыхании,
- работа над дикцией, над артикуляцией,
- формирование гласных.
Исполнение по группам ранее разученной песни «Страна чудес» (под фонограмму).
Деление на группы по группам симфонического оркестра – духовые, струнные, ударные.
Задание
Составьте кластер – «Симфонический оркестр».
Проведите оценку кластеров соседних групп. (взаимооценка) Составление общего кластера на интерактивной доске.
Прием: «Слово, предложение, вопрос, ответ».
Для закрепления сыграем в игру «слово, предложение, вопрос, ответ»
Пример: Оркестр – большой симфонический оркестр – сколько человек входит в состав большого симфонического оркестра? – в состав большого симфонического оркестра входит 100 человек.
Работа с одаренными
К уроку мы с небольшой группой ребят(Зарета, Зарема,Эммануил) подготовили творческий мини проект «Музыкальные инструменты». Сейчас они вам его представят.
Самооценивание
В течении урока вы заполняли оценочную карту, давайте подведем итоги – посчитайте количество «Плюсов» и «минусов»:
Все задания правильно – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
Проводят самооценку и взаимооценку, комментируют самооценивание одноклассников.
- Выскажите ваше отношение к сегодняшнему уроку. (стикеры – положительное , отрицательное), вам в помощь вопросы для анализа. (слайд14)
• Что мне больше всего понравилось на уроке?
• В решении, какого вопроса я был наиболее активен?
• Что мне не удалось выполнить и почему?
- Много незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой и весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, имя которому …СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. Выход: под песню «Большой хоровод».
Скачать Конспект урока музыки - 5 класс "Тайны симфонического оркестра"