Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Колокольность - как свойство русской души»
Данный урок может стать полезным материалом для учителей музыки, литературы, изобразительного искусства общеобразовательных школ, а так же классным руководителям для духовно-нравственного воспитания подростков. Данный конспект урока нацелен на знакомство пятиклассников с истоками русской музыкальной культуры.
Цель урока
Сформировать представление учащихся об истоках колокольности в русской музыке.
Задачи
Формирование представлений о том, в какие моменты жизни звучат колокола, какой смысл несет их звучание; актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся, связанного с пониманием природы русской музыки, такими ее свойствами, как колокольность и песенность.
Музыкально-художественный материал
Колокольные звоны: Благовест, Набат, Метельный звон «Наваждение», Встречный звон, Праздничный трезвон, Малиновый звон;С.В.Рахманинов «Колокола» ; Стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке музыки. Определите, что за музыкальный инструмент сейчас прозвучит? (Звучит удар в колокол)
Ученик: Колокол.
Учитель: Верно. Колокола и колокольчики для русского православного человека – не просто изделия из металла, это постоянные спутники жизни от дня рождения до смертного часа. Дорогие друзья, сегодня на уроке мы попытаемся понять и почувствовать, как колокольный звон отзывается в душе человека и как человек отражается в колокольной музыке.
Учитель: Сейчас будет задание, которое вы выполните успешно, если будете внимательны. Я прочту рассказ «О чем поют колокола?» (рассказ написала ученица нашей школы из 9 класса - Тамашова Дарья), вы слушайте и запоминайте.
Рассказ «О чем поют колокола?»
Однажды утром по дороге в школу Анюта услышала звуки колокола и замерла от удивительной красоты. (Звучание Благовеста)
Бархатный, густой, словно мед, звук колокола медленно плыл, пронизывая невидимыми нитями морозный воздух. Бабушка рассказывала, что это Благовест, зовущий людей на службу в храм.
Вернувшись из школы, Анюта узнала, что вечером приедет погостить к любимой внучке бабушка из деревни.
-Не зря я сегодня Благовест слышала, и в самом деле «Благая Весть»,- подумала девочка.
Очень любит Анюта истории, которые рассказывает бабушка. Может быть от того, что голос у нее мягкий добрый, певучий.
-Бабушка, расскажи о колоколах! – просит внучка.
-Ну, слушай!
Давным-давно, в старые времена, когда не было ни часов, ни телефонов, ни телевизоров и даже компьютеров, вся жизнь человека проходила под колокольный звон. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей и умирал.
Ежели хвори, да болезни в деревнях случались, так звонили без устали день и ночь, врачей то не было, а звон колокольный он лучше любого лекарства лечит. Придет неприятель на родимую сторонушку, по всей земле разнесется стон колокольный. (Звучание Набата) Загорится, где сарай, дом – зазвучит набат тревожно, и бросятся все и стар и млад на помощь.
Колокол, внученька, уникальный инструмент. Каждый удар колокола образует такое созвучие, состоящее из множества призвуков, которое способно разноситься на огромные расстояния не только вширь наших просторов, но и ввысь. Эти звуки объединяют все земное и небесное, проникают во все живое и неживое, отзываются в сердцах людей хотят они того или не хотят.
С давних времен к колоколу относились благоговейно - почти как к живому существу: его хвалили и бранили, наказывали плетьми и даже отправляли в ссылку. Прежде, чем колокол зазвучит в первый раз, совершался обряд его крещения святой водой и помазания с назначением крестных, которые первыми «давали ему голос».
Внимательно слушает девочка бабушкин рассказ, и кажутся ей колокола добрыми великанами, призывающими людей к добру, правде и любви.
- Звоны имели разное назначение»,- продолжает бабушка, - метельный помогал путнику в непогоду не сбиться с пути (звучание Метельного звона «Наваждение» ), встречный звонили, когда встречали важных гостей, а если праздник церковный – праздничный звон разносился по всей округе. (Звучание Встречного звона)
Мелодичный звон в самые благозвучные колокола - называют малиновым. (Звучание Малинового звона)
А на святой пасхальной неделе на колокольню пускали всех желающих, и таланты часто открывались у детей и взрослых, и таким красивым был тот звон, что стали называть его – красным. (Звучание Праздничного трезвона)
Анюта задумалась: «Ведь Пасха – это Воскресение Господне, а по воскресным дням в храме всегда звонят. О чем же возвещают православные колокола всем людям в наши дни?»
Учитель: Ребята, а вы как думаете? О чем возвещают церковные колокола в наши дни?
Ученик: О радости Воскресения Христова, они зовут всех людей в храм, сообщают о времени!
Учитель: Теперь вам предстоит выполнить задание «Мир колокольных звонов». Сначала самостоятельно, а через 2 минуты объединитесь в четверки, и, придя к единому мнению, каждая команда выступит с готовым ответом. (Учащиеся выполняют задание)
Тренинг: Мир колокольных звонов
(Задание №1 Самостоятельно)
Соотнеси названия колокольных звонов и их назначение.
Название звона
Метельный звон
Погребальный звон
Праздничный трезвон
Благовест
Малиновый звон
Набат
Красный звон
Встречный звон
Назначение колокольного звона
Красивый звон - выражение мастерства звонаря
Призыв к церковной службе
Указание дороги путнику в непогоду
Встреча патриарха и значимых особ
Угроза нападения врагов или пожар
Проводы в последний путь- похоронный звон
Звон благозвучные колокола, создание колокольных мелодий
Радостный звон возвещающий о празднике
Мир колокольных звонов
(Задание №2 Работа в группе)
Обсуди свое решение в группе. Придите к общему мнению.
Учитель: Колокольные звоны нашли отражение в музыке многих русских композиторов: Мусоргского, Прокофьева, Глинки, Чайковского. Но есть один композитор, для которого колокольность является неотъемлемой чертой стиля. Это – Сергей Рахманинов.
На экран проецируется портрет С.В. Рахманинова.
Сегодня мы познакомимся с произведением С.В. Рахманинова «Колокола» для оркестра и хора и солистов на стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. В поэме четыре части, ваша задача выстроить стихи в том порядке, в котором они задуманы авторами, а поможет в этом музыка.
(Учащиеся получают 4 фрагмента текста поэмы)
Учитель: Послушайте музыку. Какими образами она отзывается в вашей душе? Подумайте, какие слова могли бы соответствовать такой музыке? (Звучит фрагмент вступления первой части «Колокола» Рахманинова).
Ученик: Музыка стремительная, звенящая. Слышится звон колокольчиков, представляется бег коней, чувствуется радость. (Чтение стихов Э.По в переводе К.Бальмонта)
Слышишь, сани мчаться в ряд,
Колокольчики звенят…
О, как звонко, звонко, звонко,
Точно звучный смех ребенка…
Учитель: Верно. Какими чувствами откликается следующий музыкальный фрагмент С.Рахманинова? Звучит вступление второй части.
Ученик: Возможно, это свадебный звон. Музыка напевная, мягкая, нежная, как колыбельная и вместе с тем торжественная и возвышенная. Учащийся читает стихи.
Слышишь, к свадьбе зов святой,
Золотой!
Сколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Учитель: Правильный ответ. Какое чувство рождает следующая музыка? Какой звон слышится? Звучит музыка 3 части (фрагмент).
Ученик: Это набат. Нарастание тревоги, музыка быстрая, стремительная, в конце мощная. (Чтение стихов)
Слышишь, воющий набат,
Точно стонет медный ад!...
О, набат, набат, набат,
Если б ты вернул назад
Этот ужас, это пламя, эту искру, этот взгляд.
Учитель: Отлично. И заключительная часть «Колоколов». Как звучит музыка?
Ученик: Как похоронный марш, слышны тяжелые шаги, очень печально, скорбно и мрачно. (Чтение стихотворного фрагмента )
Похоронный слышен звон!
Долгий звон!
Горкой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
Звук железный возвещает о печали похорон!
Учитель: Вы правильно почувствовали. А что напоминает последовательность всех частей «Колоколов»?
Ученик: Это ЖИЗНЬ человека.
Учитель: А что же потом, после жизни? Во что верил композитор, у которого в конце звучит такая музыка? (Звучит заключительный фрагмент «Колоколов»)
Ученик: Музыка звучит светло, прозрачно, красиво и очень спокойно. Рахманинов верит в то, что свет и добро побеждает тьму.
Учитель: В истории России есть страницы, которые вспоминаются с болью. Много бед и несчастий выпало на долю нашей многострадальной Родины. Рушили храмы, колокола сбрасывали с колоколен, народ заставляли забыть о Боге. Но истоки веры, надежды и любви сохранились в памяти народной до сегодняшних дней. А в колоколах ли дело? Почему же сегодня многие храмы возрождаются?
Какая сила заставляет людей восстанавливать храмы, возводить колокольни?
Ученик: Сила веры, стремление к правде и добру, к любви и вечности.
Учитель: Как вы можете объяснить, что же такое колокольность?
Ученики (по одному): Колокольность это - стремление к правде и добру, отзывчивость, единство и соборность, призыв, сила и мощь, стремление к свету, добру и любви, благодать, красота и радость, стремление к вечности и воскресению.
Учитель: Я надеюсь, что отзвук этого урока останется в душе каждого из вас, всего вам доброго.
Рекомендуем посмотреть:
Праздник «День Независимости». Сценарий
Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон»
Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность"
Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки
Похожие статьи:
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Конспект урока музыки в 3 классе
Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика