Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока музыки, 6 класс. Музыка и литература

Урок - игра по музыке в 6 классе. Тема: "Музыка и литература". Конспект
Тема урока: Музыка и литература
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока: Закрепить у учащихся знания об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.
Цели обучения:
Все учащиеся смогут: Работать в группе. Узнавать «вальс» по звучанию, называть автора, знать слова песни и исполнять мелодию песни, работать в группах, парах и индивидуально.
Большинство учащихся будут уметь:Отвечать на вопросы по теме урока
Некоторые учащиеся смогут: Размышлять и отстаивать свое мнение, высказывать и защищать собственную точку зрения при постановке проблемного вопроса
Языковая цель учащиеся могут: понимать аудиоматериал, извлекая необходимую информацию, анализировать, делать выводы; формулировать вопросы и ответы по предложенному материалу.
Ключевые слова и фразы: Литература, опера, музыка, либретто.
Урок данного раздела и опирается на межпредметные знания, на жизненный опыт учащихся
Ход урока
Орг. момент. Позитивный настрой (просмотр позитивного видеоролика)
Музыкальное приветствие.
Приветствие: (поётся)
Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра.
На всех языках говорят, говорят миллионы ребят:
«Доброе утро, доброе утро!»
С этих слов начинает свой день детвора!
Доброе утро, доброе утро, доброе утро!!!

Определение темы урока.
Определение целей урока


Раскрытие темы урока
Включить караоке песни «Утро начинается!» на фоне музыки читать стихи:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Ребята, скажите, какие виды искусства помогли мне поздороваться с вами?
- Да, это музыка и литература.
- А есть ли среди вас поклонники литературы? Кто любит читать, или, может быть, сам сочиняет стихи, сказки, рассказы? (поднимают руки)
- А теперь мне хотелось бы узнать, кто из вас является поклонником музыки?
Отлично! Посмотрите, наш класс как будто символично разделился на 2 группы: любители музыки и любители литературы.

Раз есть команды, то может быть и появление ринга будет уместным?
Для чего нужен ринг? Чтобы силами помериться. Силами нам мериться ни к чему, а вот посоревноваться можно! Кто же наши соперники?

Посмотрите на экран, появилась тема, но она не полностью. Здесь не хватает слов. Итак, кто же будет соревноваться? Да, музыка и литература!

Урок будет проходить в 3 раунда.
Итак, 1 раунд!
Сейчас каждая группа доказывает преимущества своего вида искусства в противовес виду искусства другой стороны. (постановка проблемного вопроса)
Сторонники поэзии и прозы, скажите, много ли потеряла бы музыка, если бы не было литературы?
Ответы:
1. Музыка для пения превратилась бы в сплошные вокализы.
2. Исчезли бы оперы, балеты, мюзиклы, ведь в их основе лежат литературные произведения!
Представили на минутку свою жизнь без песен и произведений музыкального театра? И стало как-то грустно!

А теперь слово сторонникам музыки. Но прежде чем задать вам, ребята, вопрос, мне бы хотелось, чтобы мы с вами исполнили песню. Давайте исполним с вами несколько куплетов русской народной песни «Во поле берёза стояла» (поём с движениями, песня заменит физкультминутку).

Спасибо, ребята, скажите, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Ответы:
1. Многие стихи так и не стали бы песнями, а ведь многие из них писались специально для этого. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они не замысловаты и могут существовать только с музыкой.
2. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу, останавливает зло. Перечислите рассказы, сказки о музыке и музыкантах.
3. Не было бы таких прекрасных кинофильмов как «Про красную шапочку», «Золотой ключик».
Итак, ребята, сейчас мы с вами выяснили, что без стихов нельзя написать песню, без пьесы нельзя сочинить оперу и балет. А без музыки мы не прочли бы замечательных сказок, рассказов, былин, повестей.

Раунд 2.
Во 2 раунде мы узнаем об отношении к музыке поэтов и писателей и об отношении к литературе музыкантов.
Ребята, послушайте музыкальное произведение
Слушание: «Вальс» А.С. Грибоедова.
- Какие впечатления у вас от этой музыки? Она вам понравилась?
Вы наверное очень удивитесь, но этот вальс написал русский дворянин, писатель, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов. Грибоедов известен как писатель одной книги блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума». "Очень хороший музыкант" – так о Грибоедове - исполнителе отозвался скупой на похвалы Михаил Глинка. Часто импровизировал, но не считал это достойным записывать.

А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение «Ландыш»
..Я жду весны. И вот волшебница явилась.
Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.
…И речки потекли, и роща огласилась,
И, наконец, настал давно желанный день.
Скорее в лес!.. Бегу знакомою тропою.
Ужель сбылись мечты, осуществились сны?
Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, –
Но прелести в них нет таинственной твоей.

- Вам понравилось это стихотворение? А знаете, кто его написал? П.И.Чайковский. Да, композитор, который написал столько прекрасной музыки, с 6 лет писал стихи.
Какой вывод мы можем сделать? Музыканты пишут стихи, а поэты музыку!

4. Закрепление темы и подведение итогов урока
Раунд 3.
3 раунд самый важный, мы должны найти те пути, которые могли бы каким-то образом примирить противоположные позиции.
- Ребята, нам нужно искать с вами пути примирения?
Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас.
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы тестов.

А в заключение нашего урока я хочу прочитать вам прекрасные строки:
«Слова и звуки»
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них –
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Е.П. Ростопчина

Рефлексия
- С чем вы уходите сегодня с урока?
(Выбирают знак-символ, соответствующий позиции ученика, крепят его на общий лист рефлексии и высказываются)
Оценивание «Лестница успеха»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по музыке на тему: День Победы, 6 класс Музыкально-литературная композиция для школьников 6-9 класса, посвящённая Эдварду Григу. Сценарий Скажи, откуда ты приходишь красота, 6 класс. Урок музыки с презентацией
Конспект урока музыки с презентацией, 5 класс | Конкурсная игровая программа по музыке для младших школьников, 3-4 класс
Опубликовано: 1575 дней назад (2 января 2020)
Просмотров: 1985
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!