Музыкально-литературная композиция для школьников среднего и старшего звена, посвящённая Эдварду Григу
Описание: музыкально-литературная композиция, посвящённая Эдварду Григу, может быть использована как внеклассное мероприятие для школьников среднего и старшего звена. Она также может быть полезна учителям музыки и литературы.
Цель: познакомить учащихся с личностью и творчеством Эдварда Грига.
Задачи:
• совершенствовать навыки исполнительского музыкального мастерства, выразительного чтения;
• развивать умение слушать и узнавать музыкальные произведения, знать их место в творчестве композитора и мировой классической музыке;
• воспитывать уважение к народному творчеству, чувство патриотизма на примере музыкальных произведений Э. Грига и его высказываний.
Оборудование:
• костюм композитора, костюм сказочника;
• портреты Э. Грига, А. Грина, Г. Андерсена, Р. Нурдрока, У. Булля, Г. Ибсена;
• рисунки учащихся к произведениям Э. Грига;
• музыкальные инструменты для оркестра;
• фрагменты произведений Э. Грига в записи.
Музыкальные произведения:
• Песня Сольвейг (из сюиты «Пер Гюнт»)
• Танец Анитры (из сюиты «Пер Гюнт»)
• В пещере горного короля (из сюиты «Пер Гюнт»)
• Утро (из сюиты «Пер Гюнт»)
• Заход солнца (песня)
• Сердце поэта (романс)
• Фрагмент из увертюры «Эгмонт» П. И. Чайковского
• Алые паруса (песня)
• Грин и Григ (песня)
Ход занятия
Учитель музыки:
Более 100 лет прошло со дня смерти великого норвежского композитора. Однажды слышавшие музыку Грига, полюбят её обязательно, ведь она обладает особой выразительностью и легко запоминается. С большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране – родине Норвегии.
1 ученик:
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене, который издавна славился своими национально-художественными традициями. Мать Грига была хорошей пианисткой и обучила своих детей музыке.
2 ученик:
В Бергене создавали свои прекрасные творения норвежские драматурги Г. Ибсен и Б. Бьёрсон.
В этом городе жил знаменитый скрипач Уле Буль, которого называли «Паганини Севера». Именно он увидел первый у Грига музыкальное дарование и оказал большое влияние на становление личности юного Грига.
3 ученик:
Эдвард и его старший брат Джон окончили Лейпцигскую консерваторию в Германии.
Затем Григ совершенствовал своё композиторское мастерство в музыкальном центре Скандинавии – городе Копенгагене.
4 ученик:
В столице Дании Эдвард подружился с молодым композитором Рикардо Нурдроком – автором национального гимна Норвегии. Эта дружба окончательно определила стремление Грига стать композитором.
5 ученик:
По возвращении на родину Григ много сочиняет в разных жанрах и выступает как пианист. Появляется его знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром ля минор.
Прослушивание главной темы концерта.
(исполнение Ван Клиберна)
6 ученик:
В 1874 году Ибсен предложил Григу написать музыку к своей драме «Пер Гюнт». Композитор работал с большим вдохновением. Постановка драмы имела огромный успех.
7 ученик:
В отличие от драмы Ибсена в музыке Грига ведущее место занимает образ Сольвейг, олицетворяющий собой душевную чистоту и силу духа.
Учитель музыки:
Образу Сольвейг Григ посвятил самые поэтичные музыкальные страницы. В переводе с норвежского «Сольвейг» означает «Солнечный путь». «Песня Сольвейг» – жемчужина мировой классики. Её мелодия соткана из народных напевов: в ней слышится наигрыш рожка в горах, мелодия передаёт чувства тоски и надежды Сольвейг, долгие годы ожидающей любимого в лесной хижине.
Исполняется «Песня Сольвейг» под фортепианное сопровождение.
Учитель музыки:
В 4-м действии «Пер Гюнта» интересен «Танец Анитры». Анитра – девушки из арабского племени. Она поёт и пляшет для Пера Гюнта. В этом танце Григ использует восточные мотивы и приём «pizzicato».
Просмотр видео «Танец Анитры».
Учитель музыки:
В финале произведения, когда Пер Гюнт попадает к троллям, звучит яркая живая пьеса «В пещере горного короля». Композитор использует многократное проведение темы с постоянным увеличением числа голосов. Появление новых фигураций в фактуре создаёт причудливость и динамичность.
Исполняется оркестр «В пещере горного короля»
Ученик:
В 1885 году Григ жил в горах в местечке Трольхаугене (на холме троллей), недалеко от родного Бергена. По словам Грига, в горах он получал «исцеление и жизненную энергию».
Учитель музыки:
Восторг переживаний от общения с родной природой отразился в пьесах: «Весна», «В лесу», «Море в ярких лучах сияет» и в знаменитом «Утро».
Прослушивание фрагмента «Утро»
Учитель музыки:
Замечательной пейзажной зарисовкой, изображающей уходящий день, стала песня «Заход солнца».
Учащиеся исполняют песню «Заход солнца».
Ученица:
Женой Эдварда Грига и верной спутницей до последних дней его жизни стала Нина Хагеруп. Григ встретил её в Дании, куда приехал с концертами. Она поразила его своими лучистыми глазами и красивым голосом. Прощаясь с ней в саду, Григ произнёс строки Андерсена:
Ты думой дум моих отныне стала,
Ты солнца луч, ты яркий светоч мой!
Любви безмерность сердце вдруг познало,
Люблю тебя и буду век с тобой.
Инсценировка «Встреча Грига и Андерсена».
Учитель музыки:
Григ часто навещал своего друга Ганса Христиана Андерсена. Однажды, закончив работу над циклом романсов на стихи Андерсена, композитор отправился к сказочнику. Андерсен жил в комнате с готическими окнами, за которыми цвели его любимые белые розы. Григ застал его в обществе маленькой бумажной танцовщицы.
Андерсен:
Она первой слушает мои сказки. В детстве мать хотела сделать из меня портного, и я научился вырезать балерин из бумаги.
Учитель музыки:
Андерсен ходил по комнате, осторожно касался предметов и рассказывал о них увлекательные истории.
Григ -
Я люблю Ваши сказки с детства, они очаровывают и волнуют.
Андерсен:
Я учусь у моего народа.
Григ:
Вы правы, в сознании народа заключены сокровища подлинного искусства.
Учитель музыки:
Андерсен распахнул окно. Повеяло вечерней свежестью и запахом роз.
Григ:
Ты, как тихий вечер, как ясное звёздное небо, ты – хрупкий и сильный, ранимый и отважный, ты – поэт!
Учитель музыки:
Григ сел за старое фортепиано и заиграл свой романс, посвящённый Андерсену «Сердце поэта».
Когда Григ перестал играть, Андерсен смотрел в окно, он плакал.
В исполнении учеников звучит романс «Сердце поэта».
Учитель музыки:
В 1888 году в Лейпциге Григ встретился с П. И. Чайковским, который дал замечательную характеристику творчеству Грига: «В его музыке есть что-то нам близкое и родное, находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик». Позднее Чайковский писал Григу: «Я горжусь, что заслужил Вашу дружбу». Он посвятил Григу увертюру «Гамлет».
Прослушивание главной темы увертюры «Гамлет» П. И. Чайковского.
Учитель музыки:
Ещё одной родственной душой для великого романтика и сказочника, но уже в литературе, был Александр Грин. В основе сюжетов произведений Грина и Грига – любовь и приключения. Созвучны не только их фамилии, но и имена главных героинь их произведений: Ассоль и Сольвейг. Оба женских образа наделены одинаковыми качествами: верой в чудо любви и способностью безропотно ждать любимого. Сейчас вы услышите песню «Алые паруса».
Хор учителей исполняет песню В. Ланцберга «Алые паруса»
("Ребята, надо верить в чудеса...")
Учитель музыки:
Григ и Грин не были знакомы, но можно предположить, что, если бы они встретились, могли стать друзьями.
Учащиеся исполняют песню «Грин и Григ»
(музыка А. Загот, стихи Флейтмана).
Учитель музыки:
В заключение нашей встречи хочется вам пожелать, чтобы музыка Эдварда Грига звучала в вашей жизни, чтобы ваша жизнь была светлой и удивительной, как жизнь этого великого композитора, этого честного и чистого человека, до самой старости любившего сказки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»
Конспект урока музыки 5 класс
Конспект интегрированного урока по музыке на тему: День Победы, 6 класс
Скажи, откуда ты приходишь красота, 6 класс. Урок музыки с презентацией
Похожие статьи:
Музыкальные игры и конкурсы для детей в лагере