Скажи, откуда ты приходишь красота, 6 класс. Урок музыки с презентацией
Урок Музыки на тему «Красота жизни, красота человеческой души в творчестве композиторов»
Урок музыки 6 класса рекомендуется для учителей музыки в общеобразовательных школах и школах с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать во внеурочной деятельности.
Художественно-педагогическая идея:
«Музыка – одна может перенести трепет одной души в другую» А.Герцен. Цель урока: Показать силу духа, красоту жизни, красоту человеческой души на примерах музыки композиторов. Задачи урока:
1. Воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
3. Способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, музыкально-пластическом движении, подборе поэтических произведений к изучаемой музыке; Музыкальный материал:
«Элегия» С.В. Рахманинов, «Нежность», Ф.Шопен; «Я рисую этот мир» В.В. Шахрин; «Ангел мой» А. Чешегорова; «Свет» С. Трофимов. Оборудование: синтезатор, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации. Вывод: Нам не безразлична судьба страны, в которой мы живём. Поэтому, мы должны верить в себя, любить своих близких, надеяться на лучшее будущее.
Ход урока
1 Слайд:
В чём же заключается красота жизни, человеческой души, для чего мы живём? Нам предстоит ответить на эти непростые вопросы, а поможет нам в этом музыка и жизненные примеры великих композиторов.
2 Слайд: (А.Герцен)
«Музыка – одна может перенести трепет одной души в другую» А.Герцен.
Музыка живая? В ней бьётся сердце? Музыка умеет говорить, у неё своя особая речь, которую надо понимать. Протяните свою правую ладошку и приложите её к своему сердцу. Что вы слышите?
Сердце бьётся. Также и музыка, у неё своё сердце композитора, который её написал. Оно бьётся, пока мы любим и не можем жить без самого дорогого, и мы должны сделать так, чтобы всем было хорошо от общения с нами, чтобы мы дарили всем тепло, уважение, любовь.
И сейчас мы прикоснёмся к музыке великого русского композитора С.В. Рахманинова.
3 Слайд: (портрет Рахманинова)
Юность Сергея Рахманинова совпала с началом XX века. Тогда многие мечтали о новой жизни, свободной и счастливой. Революция 1917 года проходила бурно, сметая, и хорошее, и плохое. Представители власти большевиков громили, жгли усадьбы, уничтожали ценности. Однажды ворвались в усадьбу Рахманинова в деревне Ивановка. Сбросили со второго этажа рояль. В декабре 1917 г. он навсегда покинул Родину, долгие годы хотел вернуться, но этого не произошло, на многочисленные запросы вернуться на Родину ему отвечали отказом. Этот разрыв стал для композитора огромной личной трагедией. Шли годы. Они умножили славу величайшего пианиста XX века. Ему рукоплескали Европа и Америка. Но многочисленные концерты не приносят подлинного удовлетворения. У Рахманинова душа болела за Россию. Позднее он сказал:
4 Слайд: слова Рахманинова:
Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, который находится вдали от Родины и прислал вам звуковое письмо.
Слушание музыки Рахманинова:
-Он пережил трагические дни.
- он хотел обрести покой, но у него ничего не получилось.
- Тоска по родной земле.
- Нежелание смириться с разлукой.
Какими словами можно выразить то, что вы услышали?
Какая эта музыка?
5 Слайд: (выбрать термины)
Музыка ещё одного композитора прозвучит сегодня. Это великий польский композитор Ф.Шопен:
6 Слайд: (портрет Шопена)
Судьба Шопена очень схожа с судьбой С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь
к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.
Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещалпохоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?.. Но каждое его произведение – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника.
7 Слайд: (слова Шопена)
Послушайте следующие строки из сохранившегося письма: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»
-Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки?
Дослушаем до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки. Вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина!»
Слушание музыки Шопена.
Соприкоснулись с душой композитора? Какими словами можно передать, то, что вы услышали?
Пронизана любовью, добротой, надеждой на светлое будущее. Пробуждение наших сердец, стремление к радости.
8 Слайд: ( чувства)
Знакомы ли вам эти слова?
Слайд со словами песни « Я рисую этот мир»
Как вы понимаете эти слова?
О чем эта песня? Какие чувства, эмоции вызвала эта песня?
Наступила весна, и хотелось бы, чтобы тема этого прекрасного времени года прозвучала у нас на уроке сегодня
(красота, счастье, весна, доброта, улыбки)
Исполнение песни «Я рисую этот мир»
Вы, конечно, не помните свою первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, увидев вас! Каким счастьем светились её глаза. И даже, когда вы станете взрослыми, мама будет любить вас больше всех на свете. Я предлагаю обратиться к маме через песню, она ваш ангел – хранитель.
Исполнение песни: «Ангел мой»
Очень многое было сказано и пропето в этой песне.
Что почувствовали вы?
Мы тянемся к её теплу, как цветок к солнцу.
Сегодня прозвучит прекрасная песня С. Трофимова.
Слушание песни «Свет»
9 Слайд: (свет отражает мир в глазах)
Как вы понимаете эти слова? О каком свете идёт речь?
Исполнение песни «Свет»
Мы, действительно, сердцем почувствовали музыку, которая звучала на уроке и лучики наших сердец присоединим к большому сердцу и ответим на вопрос: жить, для того, чтобы…
Как научиться в мире, жить? Что после себя оставим?
10 Слайд: (сердце)
Сегодня прозвучала музыка композиторов, которые жили в разных столетиях, но это не помешало нам понять и почувствовать её. Всё меняется в нашей жизни, неизменной остаётся одна лишь музыка: она пробуждает в нас настоящие мысли, чувства, переживания. В течение всего урока музыка оживляла ваши лица. Я видела улыбку, радость, печаль, сопереживание.
Нам не безразлична судьба страны, в которой мы живём. Поэтому, мы должны верить в себя, любить своих близких, надеяться на лучшее будущее.
Презентация на тему: Красота жизни, красота человеческой души в творчестве композиторов