Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока по музыке на тему: День Победы, 6 класс

Конспект интегрированного урока по музыке в 6 классе «Никто не забыт, ничто не забыто»
План-конспект учебного занятия по музыке
Учитель Спицина Л.И. МБОУ «Ушаковская СОШ» Курского района
6 класс, урок №5, 4 четверть
Программа Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Тема урока: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: интегрированный
Цели урока:
-рассказать о силе музыки, посвящённой памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны;
-продолжить работу над изучением творчества Д.Б. Кабалевского на уроках музыки;
-познакомить обучающихся с произведениями композитора, художника и поэта, посвященных событиям Великой Отечественной войны, которые объединены общим замыслом;
- продолжать работу над пополнение музыкального словаря обучающихся;
-повышать слушательскую культуру обучающихся; развивать память, мышление, речь и исполнительские навыки обучающихся.
Задачи урока:
-формировать знания обучающихся по восприятию и развитию музыкальных образов;
- обеспечить условия для развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;
-способствовать пониманию обучающимися музыкального произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, поэзии);
-воспитывать музыкальный вкус.
Образовательные технологии:
-технология развивающего, проблемного обучения;
-игровая технология;
-информационно-коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-развивающего обучения.
Методы:
-беседа с элементами анализа, сравнения, обобщения;
-демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядность);
-частично-поисковый.
Средства обучения:
Музыкальный и художественный материал:
Д.Б. Кабалевский: – хор «Наши дети», «Помните!» из Реквиема, написанного на стихи
Р. Рождественского; «Реквием» В.А.Моцарта.
Копии гравюр - репродукции С. Красаускаса «Вечно живые», «Реквием». Иллюстрации картин П.Корин и Борис-Мусатов «Реквием». Стихотворения Р.Рождественского из цикла «Реквием». «Песни наших отцов» В.Дубравина.
Для учителя. – CD-проигрыватель; презентация «Дети и война», компьютер.
– диски с записями музыкальных произведений.
Для обучающихся. – Заготовки для эскиза плаката «Помним!», фломастеры, клей ПВА, карандаши, акварельные краски.
Оформление классной доски: левая часть - портреты композиторов, художников, поэтов; правая – иллюстрации картин; центральная часть – под демонстрационным экраном – плакат «Никто не забыт, ничто не забыто»; на развороте доски термины для закрепления.

СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный этап (1-2 мин)
- приветствие;
- готовность к учебному занятию
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся (3 мин)
-беседа по пройденному материалу;
- объяснение темы урока.
3. Актуализация знаний(3-5 мин)
-беседа с обучающимися по теме урока;
-самостоятельный поиск материала по теме урока
4. Первичное усвоение новых знаний (20-25мин)
-вопросы к обучающимся по теме урока;
-просмотр иллюстраций картин художников;
-прослушивание аудиофрагментов.
5. Первичная проверка понимания ( 5-7 мин)
- выполнение эскизов плакатов.
6. Первичное закрепление (4-5 мин)
- Просмотр презентации «Дети и война»
- Исполнение песни «Дети войны»
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (2-3 мин)
-анализ выполненных работ
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 мин)
- Создание творческого проекта – тема «Тема войны в произведениях искусства»
9. Рефлексия(1-2мин)
- подведение итогов (что нового узнали);
-связь знаний полученных на уроке с жизнью;
-эмоциональная оценка урока.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационный этап. Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих, готовность обучающихся к уроку.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Связь с прошлым уроком осуществить путём наводящих вопросов к обучающимся:
- Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке?
- Назовите качества «лёгкой» и «серьёзной» музыки?
- Как вы справились с домашним заданием? ( Найти в различных СМИ кто из деятелей искусства обращались к написанию реквиема.
Повторное слушание В.А.Моцарт Реквием «Лакримоза».
3. Актуализация знаний.
Слово учителя о «Реквиеме».
Со второй половины XVIII века Реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие реквиемы не принадлежат к числу часто исполняемых (например, реквиемы Листа, Гуно, Сен-Санса, Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах).
В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу как частных лиц (например, Реквием В.А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI); многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов (например, Реквием Верди и Немецкией реквием Брамса); Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя...
В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.
К жанру Реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.
В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).

По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова – начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы.
Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый - церковный - характер, но сочиняли его все, же на латинский текст. Он использован даже в Реквиеме Верди, который по музыке больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу. "Немецкий реквием" Брамса называется так потому, что этот композитор впервые отказался от латинского текста, заменив его словами на родном - немецком языке.
В наше время понятие слова "реквием" очень расширилось. Замечательный английский композитор Б. Бриттен назвал так свое монументальное антивоенное сочинение, в котором, кроме латыни, звучат страстные стихи английского поэта Уилфрида Оуэна, погибшего во время первой мировой войны.

Вслед за поэтом Робертом Рождественским Реквиемом назвал свое вокально-симфоническое сочинение, написанное на его стихи, Д. Б. Кабалевский.

Разумеется, в нем нет никаких латинских текстов, и вообще ничего молитвенного, связанного с религией. Реквием Кабалевского посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.
Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений – оперы или симфонии, когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.
Стихи Р. Рождественского вдохновили Д.Б. Кабалевского на создание «Реквиема». Этим значительным произведением представлена тема защиты мира в творчестве
Д.Б. Кабалевского.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Давайте, вспомним, что такое реквием?
Д. Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших.
В средние века так называлось церковное музыкальное произведение для хора и оркестра, предназначенное для отпевания умерших. Потом реквием перестал быть чисто церковным произведением. Великие композиторы прошлого Моцарт, Берлиоз, Верди вложили в эту музыку большое гуманистическое содержание, человечность, лирические и даже героические мотивы. Но, однако, традиционный латинский текст реквиемов оставался прежним.
Реквием, задуманный Кабалевским и Рождественским, должен был быть принципиально иным. Да, это оплакивание павших героев, но не только. Дмитрий Борисович ярко и образно раскрыл идею произведения:
«Сочинение это написано о погибших, но обращено к живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рождено войной, но всем своим существом устремлено к миру…»
На титульном листе партитуры «Реквиема» композитор написал: «Посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом».
У. Реквием Кабалевского, как и еще два реквиема, реквием поэта Р. Рождественского, художника-графика С. Красаускаса, созданы независимо друг от друга в XX веке и посвящены памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.


Посмотрите на доске репродукции гравюр литовского художника С. Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Проанализируйте композиции гравюр. Что на них изображено?
Д. Выделяются два горизонтальных плана: на «нижнем» изображен погибший солдат, на «верхнем» – эпизоды из мирной жизни. Образы природы – конь, радостно мчащийся по степи, птичья стая, взмывающая в небеса; и образы людей: человек, мчащийся к солнцу, свету, небу; семья – ребенок, отец, мать на цветущем лугу.
У. Они связаны между собой? Какую идею он воплотил в них?
Д. Идею мирной, свободной, счастливой жизни.
– Любви к жизни.
У. Не обедняет ли отсутствие цвета восприятие гравюр?
Д. Нет, наоборот художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать.
Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат. Реквиемы написаны таким ярким языком, который можно сопоставить с языком плаката. Броские, запоминающиеся, выпуклые образы этих произведений искусства воплотили идею, которую можно выразить словами Рождественского: «Памяти павших будьте достойны». Создатели этих трех художественных произведений были удостоены Государственных премий.
Произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского, едва родившись, получило необыкновенный отклик в сердцах слушателей нашей страны и далеко за ее пределами. За первые шесть лет своей жизни «Реквием» исполнялся около шестидесяти раз.
Это большое, сложное сочинение для симфонического оркестра, двух хоров и двух солистов, звучащее непрерывно в течение полутора часов, держит в напряженном внимании любую аудиторию.
Чтобы понять секрет популярности произведения, его надо послушать. Но можно и должно рассказать о «Реквиеме» Кабалевского, об истории его создания, о его жизни на концертных эстрадах мира, чтобы те, кто его не слышал, прониклись желанием встретиться с этим произведением.
01.Вступление. «Помните"
02.Вечная Слава
03 Родина
04 Я не умру
05 Поступь дивизий
06 Черный камень
07 Сердце матери
08 Грядущее
09 Наши дети
9а Вступление Памяти павших
10 Слушайте 11 Вечная Слава 12 Помните
Слушание первой части – вступление «Помните» из «Реквиема» Кабалевского.
Вслед за тихим вступлением оркестра так же тихо, словно вздохом, хор произносит:
Помните…
Опять тихо звучит оркестр, и еще тише произносит хор:
Помните…
Но потом оркестр вдруг резко усиливает звучность, словно стараясь вывести из состояния оцепенения хор и солистов, которым предстоит сегодня рассказать проникновенную и печальную историю о тех, кого нет теперь среди нас. И вот солист начинает рассказ:
Помните! Через года, через века…
Его речь продолжает солистка — меццо-сопрано. Низким грудным голосом она словно умоляет слушателей:
О тех, кто уже не придет никогда, — Помните!
И вот они уже поют вместе:
Памяти павших будьте достойны!

5. Первичная проверка понимания
Мы сегодня с вами нарисуем мини-плакаты «Помним!» - используя шаблоны-трафареты, а также любое цветовое решение, примените вашу фантазию, идеи в выполнении эскизов плакатов.
Звучит музыка Рахманинов, Шопен «Нежность».



Физкультурная пауза.

6. Первичное закрепление
Просмотр презентации «Дети и война»

Музыкальные распевки.
Исполнение песни «Дети войны»
Да, главное в «Реквиеме» — вера в грядущее, вера в светлое будущее человечества, за которое отдали жизнь лучшие люди земли.
Да, ...в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться…
И будут петь, как поют сейчас, в «Реквиеме», ведь тема светлого будущего связана с образом детей. Хор «Наши дети» - одна из самых ярких и захватывающих эпизодов оратории.
- Теперь давайте послушаем фрагменты из Реквиема Д.Б. Кабалевского, а называется он хор «Наши дети».
Слушание фрагмента хора «Наши дети» из «Реквиема» Д.Б.Кабалевского.
- В чьем исполнение звучит музыка?
Д. В исполнении детского хора.
У. Как построена музыка?
Д. Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Вместе со светлой, песенной мелодией звучат грозные интонации, очень ритмичные в исполнении ударных.
– Чередуются эпизоды лирические мажорные: «Это песня о солнечном свете» и драматические минорные: «Именем солнца, именем Родины клятву даем».
У. Как же завершается хор?
Д. Уверенными интонациями. Ритмами оркестра.
У. И еще один фрагмент из этого произведения «Помните!».
– Кто поет в начале?
Д. Вначале поют солисты. Мужской голос (баритон) и женский (сопрано).
У. Каков характер их исполнения?
Д. Сочетание песенности и речитатива.
У. Здесь мы слышим принцип контраста?
Д. Да.
У. В чем он проявляется?
Д. Голоса солистов чередуются со звучанием темы «Наши дети».
– От этого музыка приобретает еще более драматический характер.
У. А как звучит заключительный раздел?
Д. Более уверенно и победно.
У. Какова идея этих произведений?
Д. Идея мирной жизни.
Работа над песней «Песни наших отцов»
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Проблемный вопрос:
У. Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием?
Обучающиеся размышляют над вопросом.
- Вдумайтесь в текст песни. Раскройте её содержание. Какие чувства вы испытали, слушая её? - В чём сила музыки этой песни?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 мин) Создание творческого проекта – тема «Тема войны в произведениях искусства»
9. Рефлексия.
Ребята что вы нового узнали на сегодняшнем уроке? Кому-то было трудно или непонятно?
Сегодня на уроке мы еще раз вспомнили имя Дмитрия Борисовича Кабалевского – талантливого композитора, пианиста и человека, вся жизнь которого была посвящена воспитанию и развитию детей. Он старался сделать их жизнь интересней, богаче, веселей, радостней. Сколько песен он для вас написал! Большую часть своего творчества он посвятил молодежи и не забыл о взрослых. Любой человек может найти в его музыке что-то важное и интересное для себя. И сегодня мы постарались как можно глубже понять все то, что композитор пытался передать в своей музыке.
- В чём сила музыки, посвящённой памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны?

Рекомендуем посмотреть:

Коллективный проект по технологии в 6 классе. Подарок ветерану ко Дню Победы Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 6 - 8 классов. Сценарий Музыкально-литературная композиция для школьников 6-9 класса, посвящённая Эдварду Григу. Сценарий Скажи, откуда ты приходишь красота, 6 класс. Урок музыки с презентацией

Похожие статьи:

Час общения в 6 классе на тему: День Победы

Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс

Участник №91 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Капустник – последний звонок в 11 классе. Сценарий | Сценарий линейки Последнего звонка в 11 классе современный
Опубликовано: 3539 дней назад (27 марта 2015)
Просмотров: 8948
+7
Голосов: 7
Лариса Викторовна Ярославцева # 28 марта 2015 в 13:01 +1
Спасибо большое за занятие по музыке на актуальную тему. Учите детей ценить прекрасное, приобщаете к культуре, знакомите с произведениями художников и поэтов, посвященных Великой Отечественной войне . Развиваете память, речь, творческие способности.Знакомите с творчеством Д.Кабалевского.Воспитываете любовь к своей стране.
Галина Петровна Шульга # 5 апреля 2015 в 17:36 +1
Фундаментальная работа проделана! Вам голос! Я в восторге от Вашего материала!
Светлана Сергеевна Калугина # 14 апреля 2015 в 15:55 +1
Ваша работа узнаваема своей широтой и глубиной. Только не совсем поняла или не увидела, с каким предметом интегрировались? А в целом работа достойная, умелое сочетание звукового и зрительного ряда.
Людмила Ивановна Спицина # 18 апреля 2015 в 17:31 +1
Интегрированный урок: музыка, литература, ИЗО!
Людмила Ивановна Спицина # 18 апреля 2015 в 17:30 +1
Спасибо, большое всем за тёплые комментарии!
Ива Иванова # 23 апреля 2015 в 22:58 +1
Людмила Ивановна, очень актуальная тема и интересный материал. Все продумано от и до. огромная работа проделана. С удовольствием голосую. Удачи вам!
Людмила Ивановна Спицина # 29 апреля 2015 в 19:10 +1
Ольга Владимировна, спасибо, что моя разработка вам пригодится.