Вербицкая Аксана Витальевна, учитель музыки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Лесковская основная общеобразовательная школа
Калачеевского района, Воронежской области.
Открытый урок музыки в 5 класс
с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Что значит, искусству жить на земле»
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, здоровьесберегающих) через знакомство с творчеством Никколо Паганини.
Оборудование: телевизор, DVD-плеер, мультимедийный проектор, экран, краски (гуашь, акварель), бумага А4, таблицы.
Музыкальный ряд: Н. Паганини «Каприс №24», фрагмент передачи «Абсолютный слух» Урок Паганини, фрагмент фильма (отрывок из фильма Н. Паганини).
Структура и ход урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
Звучит скрипка. Пропеваем слова приветствия (импровизируем) с улыбкой и позитивным настроением. -Здравствуйте, ребята!-Здравствуйте!
Давайте улыбнемся, друг другу. Я рада видеть ваши лица, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
1.2. Мотивационно-целевое полагание: Определение темы урока. – 3 мин.
Учитель: Ребята посмотрите на эти строки, которые вы видите на экране
(слайд №1) - Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Б.Брехта
Как вы думаете, какие слова в этом высказывании главные?
Ученики: Искусству жить на земле.
Учитель: А как вы их понимаете?
Разговор о связи видов искусства – музыки, литературы и живописи, общий источник – Жизнь, из какого зерна прорастают – Интонация.
2. Актуализация темы -16мин.
2.1. Подготовка проблемной ситуации - 2 мин
Константин Паустовский, очень любил музыку и героями его рассказов часто становились музыканты, композиторы.
Учитель: Ребята, вам было дано домашнее задание прочитать рассказ К. Паустовского «Струна».
2.2. Беседа по тексту - 3 мин
Учитель: О чем этот рассказ?
Учитель: Что удивило и поразило вас в этом рассказе?
Учитель: Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки?
Ученики: Его желание сыграть этим солдатам, которые так ждали от него музыки и сильная любовь к музыке.
Учитель: Правильно. Ведь музыка – это искусство, которое благотворно действует на эмоциональное и физическое здоровье человека.
Учитель: Как вы считаете, то, что произошло в рассказе, могло ли случиться в реальной жизни?
Учитель - Давайте, вновь обратимся к рассказу. С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?
Ученики: С Никколо Паганини.
Учитель - Кто такой Никколо Паганини?
Ученики: Великий музыкант и скрипач.
Учитель - Существовал ли такой музыкант на самом деле? Что же такого сделал Паганини, раз о нем пишут рассказы? Чем удивляет он нас, и что мы о нем знаем?
Слайд№2(таблица)
Учитель: На вашем столе лежат листы с таблицей, в ней три столбца. Давайте сейчас заполним первые два из них: знаю, хочу узнать. В конце нашего урока мы заполним, и последний столбик, проверив себя, что же мы хотели узнать и что узнали.
Учитель: Много легенд существует об этом удивительном музыканте и человеке. Кто же он такой – Никколо Паганини и почему его называли Великим музыкантом и скрипачом.
(рассказ учеников)
Учитель: Можно ли с помощью различных видов искусств создать образ того или иного героя. Давайте с помощью музыки, литературы, живописи создадим образ Никола Паганини.
Слушание произведение Паганини «Каприс№24».-3мин
Выполнение творческого задания.
- Какую же музыку сочинял наш композитор. (Нарисуйте её).
Разговор о музыке и личности Паганини, каким он предстаёт в своей музыке?
Учитель: - Какой образ рисует нам музыка?
- Какими чертами характера наделили бы вы главного героя этой музыки?
Учитель: ребята, я хочу вам раскрыть один секрет: « звучание музыкальных инструментов влияет на состояние организма. Скрипка интеллектуально возвышает человеческий организм».
Учитель: Давайте сейчас обратимся к следующему виду искусства – живопись.
Слайд№3(портреты музыкантов Паганини, Листа, Рахманинова и т.д)
Учитель: Вы прослушали музыку, которую сочинил Н. Паганини, как вы думаете, ребята, на каком из портретов изображен Никкола Паганини?
- Какие цвета преобладают на полотне?
Учитель: Да, на самом деле таинственность в образ знаменитого скрипача добавляла его внешность. Современники Гёте и Бальзак так описали внешность Паганини: «мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей».
Слайд№4 портрет Паганини
4. Беседа знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной формой каприс и интерпретация.- 7 мин.
Прослушивание произведения «Каприс №24»
Учитель - А как бы вы назвали эту пьесу? (Анализ произведения, высказывание собственного мнения.)
Учитель: Ребята это произведение называется каприс. Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение каприс? Какое слово близко по значению со словом каприс?
(Урок Паганини) фрагмент передачи «Абсолютный слух»)
http://mp3sorf.rusfolder.net/22549263 - 3 мин).
Учитель: Ребята, музыкальная форма и интерпретация – это новые для вас понятия. Давайте разберемся, что же они означают.
Слайд№5 (понятия интерпретация и музыкальная форма)
Учитель: Стремительный темп современной жизни вносит свои изменения и в музыкальное искусство. Появляются новые инструменты и музыканты, но интерес к музыке Паганини не проходит с годами. И сегодня у нас есть возможность перенестись почти на 200 лет назад, и увидеть воочию, как этот величайший музыкант играл, да, наверное, жил своей музыкой.
Итак, представьте – театр полон, Паганини опаздывает, зрители в нетерпении – и тут появляется музыкант и … смотрим...
Фрагмент фильма (отрывок из фильма Паганини)-3мин
Звучит «Каприс №24» – 1.5 мин.
Учащиеся делают вывод о личности и музыке Паганини.
Учитель: Самое главное – помните, что музыку надо пропустить через себя. Она способна излечить человека, как от душевных терзаний, так и от физической боли. Психотерапевт С. Мамулов говорил: « При прослушивание произведения «Каприс№24» Н. Паганине, у человека повышается тонус организма и улучшается настроение».
5. Вокальная работа. – 10 мин
Учитель: – Ребята, а знаете ли вы, что одним из секретов Паганини было репетирование без звучания инструмента. А мы с вами попробуем правильно петь без звучания голоса, но сначала успешно трансформируем отрицательные эмоции в положительные чудо-гимнастикой (упражнения из комплекса дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельцовой). Ребята, дыхательные упражнения служат охране голоса от заболеваний.
5.1. Распевание - 2 мин.
Пение с закрытым ртом.
5.2. Работа над песней «Ода музыке» - 8 мин.
Ученики формируют навык правильной певческой установки, отрабатывают тембровое и интонационное исполнение песни.
6. Обобщение темы, рефлексия.- 5 мин.
Учитель: – Давайте вновь обратимся к нашей таблице и заполним последний столбик.
Учитель: – Обратимся к нашему высказыванию – вспомнить и про Егорова, и про Паганини – их искусство жить на земле в чём заключалось? А наш путь ещё впереди и вы сами будете строить свою жизнь, и поможет вам в этом искусство. Ведь - «Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся» О. Уальд
7. Итоги урока Выставление оценок.-1 мин.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»
Конспект урока музыки. Образ Родины в прошлом и настоящем (5 класс)
Музыкально-литературная композиция для школьников 6-9 класса, посвящённая Эдварду Григу. Сценарий
«Храни же Бог мою Россию, храни родную Кострому…». Урок музыки в 5 классе с презентацией