Конспект урока музыки для учащихся 5 класса.
Автор: Турдыева Галина Сергеевна, учитель музыки.
Место работы: КГУ "Макинская средняя школа № 5" г. Макинск
Конспект урока музыки на тему
"Образ Родины в прошлом и настоящем" для 5 класса.
Описание материала: Материал полезен учителям казахстанских школ. В уроке использовано стихотворение "Мать - Земля".
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формирование духовной культуры учащихся средствами музыкального искусства.
Задачи:
- Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений поликультурной личности, духовно-нравственной культуры, дать понятие «современность» в музыке, проследить параллели времен;
- Воспитывать любовь к образцам классического искусства, эстетический вкус;
- Развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного и национального своеобразия музыки казахского и русского народов;
- Развитие слушательской культуры, развитие ассоциативного мышления учащихся в постижении образной сферы произведения, чувственное восприятие музыки.
Ход урока
1.Организационный момент
Музыкальное приветствие. Позитивный настрой (просмотр видеоролика).
2.Актуализация опорных знаний
На фоне песни в исполнении Р.Рымбаевой «Цвети, земля» идет демонстрация слайдов «Природа Казахстана».
Не случайно наш урок начался с песни «Цвети, земля» в исполнении казахстанской певицы Р.Рымбаевой. В ней воспевается красота родного края, родной земли. Тема урока звучит так: «Образ Родины в прошлом и настоящем»
Что для вас значит слово «родина»? (родная земля, красота природы родного края, родной дом, мама).
Послушаем стихотворение «Мать – Земля».
Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет лучше, наверное,
Сказать ей: «Родная!»
Земля – наша милая,
Добрая мать!
Так ласковей будет звучать
И вернее.
Ведь все, что мы любим,
Все создано ею:
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты…
3. Раскрытие темы урока:
Как вы понимаете выражение известного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского « Звать через прошлое к настоящему»?
- Никто не показывает так наглядно связь прошлого с настоящим, как искусство.
С давних времен красота родного края являлась источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов разных стран.
Имя великого казахского композитора – классика Курмангазы известно всему миру. Он внес неоценимый вклад в дело развития казахской инструментальной музыки. Его называют «отцом» кюя. В своих кюях Курмангазы передал думы, настроения и мечты народа своего времени. В звуках его мелодии можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. Знаменитые Кюи «Сары-Арқа», «Адай», «Серпер», «Кішкентай» и другие являются бесценным духовным наследием. Курмангазы – неповторимый музыкант, гордость казахского народа.
Слушание
Кюй «Сары-Арқа».
На каком инструменте было исполнено произведение? (на домбре). Домбра – спутница кочевника-казаха с древнейших времен, недаром ее называют «сердцем казаха».
Что изобразила музыка? (движение, широту степи, скачки, дуновение ветра).
Какие чувства выразила? (радость, веселье).
Почему кюй получил название «Золотая степь»? Золотая под лучами солнца. Звуками домбры композитор передал радость солнечного дня в бескрайней казахской степи.
Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю, не случайно
Свой лучший кюй назвал «Сары-Арқа».
Что такое кюй? Кюй – инструментальная пьеса.
Какой музыкальный жанр являлся самым распространенным во все времена? А самым распространенным жанром вокальной музыки во все времена была песня. Одну из самых известных народных песен я предлагаю вам послушать.
Слушание
Звучит песня «Во поле береза стояла».
Знакома ли вам эта песня? Какому народу она принадлежит? (русскому, т.к. русские старинные слова, звучат русские народные инструменты балалайка и гармошка).
Какая она по характеру? (спокойная, плавная). Во многих песнях русского народа поется о природе. Одна из таких – «Во поле береза стояла». Ее знают и «стар и млад» не только в России, но и в других странах. Эту народную песню часто называют «драгоценным камнем» русского музыкального фольклора.
Искусство XX1 века сильно обновляется: появляются новые стили, направления, жанры. И в музыке происходит много перемен. Но ведь новый музыкальный язык создать невозможно, можно лишь обогатить его новыми тембрами, ритмами, акустическими эффектами, инженерно-режиссерскими решениями. И вот в музыке XX1 века, такой сложной и противоречивой, прошедшей через множество модернистских течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого… Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Почему музыка и другие виды искусства обращаются к прошлому? Что хотят там найти? (стремление понять человека, его чувства, переживания, мысли, стремления).
«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», поэтому в искусстве нашего времени появляется использование стилей прошлого в контексте музыки наших дней. Ведь в искусстве всех веков есть вечные темы (красота, любовь к миру, миру человеческих чувств), вечные категории добра, истины и красоты. И неслучайно люди нашего времени в своих произведениях обращаются к нетленным творениям классического искусства – образцам и эталонам подлинного вкуса.
Что такое классика? (образец, лучшее).
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизованность от дикости" А.С. Пушкин А так как классическое искусство – это нестареющая эстетическая ценность, утверждающая идею красоты и гармонии, можем ли мы назвать классическую музыку современной? (определение современности – звено в цепи никогда не прекращающихся традиций, вытекает из прошлого и предопределяет будущее).
Задание: составить логическую цепочку из 4-5 слов, в которую входят слова:
Современность – …–…–…красота
Слушание
А. Вивальди «Зима»
А. Вивальди «Зима» - ремикс в исполнении Ванессы Мей
Все чаще и чаще обращаются наши современники-музыканты к классическим образам прошлого, осовременивая их, наделяя музыкальными красками нашего времени. Как называется эта музыкальная модель? (ремикс).
Какое произведение лежит в основе? (А. Вивальди «Зима»)
Сравните ремикс с произведением А. Вивальди.
Нужны ли ремиксы? (это пропаганда музыки великого композитора, его вторая жизнь).
Пение
Песня «Праздник Детства» - исполнение по группам и индивидуальное исполнение.
Песня «Надо верить молодым» - продолжить разучить слов и мелодии, исполнение под фонограмму.
Песня «Три танкиста» - беседа по песне, разучить слова и мелодию запева и припева.
4.Закрепление темы и подведение итогов урока
О чём же мечтают люди XX1 века? (о гармонии, красоте, доброте)
Где они стремятся найти эту гармонию? (в произведениях прошлого, которые не подвластны времени.)
И что бы ни происходило вокруг, красота и гармония запечатлены в произведениях искусства, в облике городов. Пусть отблеск их красоты войдёт в каждую душу и тогда, может быть, эта красота сохранится и умножится. Ведь именно красота спасёт мир.
Есть у каждого времени песни свои
О дорогах, о доме, о верной любви.
Только есть одна песня, всех песней главней,
Слово Родина – самое первое в ней.
Оценивание
Рефлексия
- С чем вы уходите сегодня с урока? (Выбирают знак-символ, соответствующий позиции ученика, крепят его на общий лист рефлексии и высказываются
Д/З
Нарисуйте открытку «Родной край» и напишите в ней свои пожелания Родине.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока музыки в 5 классе
Конспект урока музыки - 5 класс. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда
Конспект урока музыки по программе VIII вида для 5 класса автора Воронковой
Конспект урока музыки, 5 класс. Музыкальное искусство