Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе о русском языке

Эссе "Любите родной русский язык"
Автор: Молокова Анна Владимировна, учитель музыки и русского языка.
Описание.
Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы, а также старшеклассникам для сообщений на уроках русского языка. Работа содержит собственные размышления по теме "Родной русский язык" и раскрывает яркие выразительные возможности русского языка, его особенности в морфологии, лексике, орфоэпии, словообразовании.
Цель: формирование уважительного отношения к родному русскому языку, как духовно-нравственному наследию, национальному символу культуры нашего народа.

Малая Родина, сердцу знакомая,
В тихом лесном уголке…
С детства запомнится ласковым словом,
На близком родном языке.
(А. Молокова)

О русском человеке говорят, что он особенный именно своей культурой и Словом. Родной язык человек слышит с детства, и он становится частью его жизни. Любовь к родному языку начинается с колыбельной песни, которую поёт мать. На родном языке малыш произносит свои первые буквы, слоги, слова… Нельзя не вспомнить книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти», которая является своеобразным отражением познания своего родного языка маленькими детьми, где они, стараясь осмыслить услышанное, с детской непосредственностью привносят туда своё уникальное детское понимание.

Например:
• Бабушка, ты моя самая лучшая любовница!
• Папа! У тебя брюки нахмурились;
• Я плачу не тебе, а тёте;
• Мне сам папа сказал!
А мне сама мама сказала!
А папа самее мамы, папа гораздо самее ;
• Я мамина и больше никовойная.

Уже в таком возрасте дети осваивают смысловое наполнение слов (семантику языка) и неосознанно начинают использовать в своей речи богатые выразительные возможности русского языка. Нашей четырёхлетней внучке мама сказала, что настоящий мужчина всё может. На что внучка тут же ответила: «А игрушечный – не может!» Дедушка говорит: «Мне тяжело носить тебя на ручках, уже старый для этого», на что внучка протестует: «Нет! Ты новый и красивый!»
Было бы хорошо, чтобы наши дети побольше читали сказок Пушкина, в которых звучит волшебная музыка родного русского языка. Сам А. С. Пушкин советовал: «Читайте простонародные сказки, чтоб видеть свойства русского языка». Также полезны «Сказки для детей» Льва Николаевича Толстого, где они увидят правильное построение предложений с глубоким смыслом описываемых событий.


Русский язык богат и красив, и, конечно, красота его больше всего проявляется в поэзии. Именно эта красота и позволяет каждому поэту неповторимо раскрыть свой поэтический дар. Какие эпитеты и сравнения, метафоры и олицетворения оживают в стихах великих поэтов! Вот послушайте только!
«Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…»
«Осень – рыжая кобыла, чешет гриву над обрывом берегов»
«В саду горит костёр рябины красной»
«Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. Есенин)

«Невыразимая печаль открыла два огромных глаза.
Цветочная проснулась ваза и выплеснула свой хрусталь» (О. Мандельштам)

«Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод…» (Б. Пастернак)

Думаю, что русский язык до конца, до всей своей глубины может быть понятен только русскому человеку. Ну, представьте, если иностранцы услышат следующие фразеологические обороты: развешивать уши, водить за нос, руки не доходят, клевать носом, чесать языками, строить глазки. Они же просто зайдут в тупик, пытаясь понять их смысл.
Нельзя не отметить в нашем родном языке уникальное явление омографов, объяснить и понять которое может только грамотный человек, знающий особенности морфологии и орфоэпии русского языка.
Вот некоторые из них:
• Иди ко мне – и дико мне;
• Ему жена добудет – ему же надо будет;
• Несу разные вещи – несуразные вещи;
• Промеж уток – промежуток;
• Надо ждать – надо ж дать;
• Помаши нам – по машинам;
• Мы же на «ты» - мы женаты;
• Задело – за дело.

А какое разнообразие значений приставок в глаголах! Вдумайтесь: «Писатель пишет, ученик списывает, директор подписывает, писарь переписывает, врач прописывает, следователь записывает, инспектор выписывает, пристав описывает».

Ещё в нашем родном языке есть удивительное явление смещения ударения – и тогда слова с одним корнем полностью меняют своё лексическое значение. Например:
• борова – дымоходы, боровы - кабаны;
• корпуса – здания, корпусы – туловища;
• образа – иконы, образы – художественно-литературные;
• повода – поводья, поводы – побуждения;
• цвета – окраски, цветы – растения.

Можно ли не любить свой родной русский язык? Если человек хочет быть культурным, хочет быть патриотом своей страны, то – нельзя! Родной язык – частичка Родины, а без Родины не бывает настоящего человека, как не бывает дерева без корней. Я благодарна судьбе за то, что русский язык является частью моей жизни, и я могу говорить и писать на нём, сочинять стихи и петь песни, изучать его неисчерпаемые возможности! Давайте же будем ценить и беречь уникальность, красоту и стройность нашего родного русского языка и прививать это отношение нашим детям. В заключение хочется вспомнить слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Рекомендуем посмотреть:

Эссе преподавателя музыкальной школы Мое педагогическое кредо учителя музыки
Музыкальный кукольный театр для детей 6-10 лет. Сценарий | Музыкально-литературная композиция для школьников 6-9 класса, посвящённая Эдварду Григу. Сценарий
Опубликовано: 2084 дня назад (19 февраля 2019)
Просмотров: 3545
+18
Голосов: 18
Ольга Николаевна Сибилёва # 19 февраля 2019 в 16:23 +5
Здравствуйте, Анна Владимировна! С удовольствием познакомилась с Вашим эссе. В своих размышлениях Вы приводите простые и доступные достучаться до любого сердца слова о том, что наш родной русский язык невозможно не любить. Один за другим встают в доказательство писатели, прославившие наш язык далеко за пределами страны.
Хочется верить, чтобы такие слова о пользе чтения, о любви к русскому языку упадут на благодатную почву...
Спасибо Вам за публикацию! Думаю, ею будут пользоваться и филологи, и старшеклассники.
Дальнейших творческих успехов! Примите мой голос.
Елена Викторовна Багрова # 19 февраля 2019 в 16:41 +4
Здравствуйте, Анна Владимировна! С удовольствием познакомилась с Вашим эссе.
Вы ставите правильный вопрос: Можно ли не любить свой родной русский язык?
И сами даете исчерпывающий ответ: Если человек хочет быть культурным, хочет быть патриотом своей страны, то – нельзя! На нем мы пишем и читаем стихи и поем замечательные песни о любви к нашей Родине.
Голос. Успехов!
С уважением!!!
Софья Владимировна Юхнина # 19 февраля 2019 в 19:36 +3
Анна Владимировна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с эссе: "Любите родной русский язык".
В статье Вы раскрываете и передаёте своё индивидуальное впечатление о ярких выразительных возможностях русского языка. Ваши выводы полноценные, раскрытые, точные, интересные. Красивые параллели с литературными произведениями. Действительно, начинаешь убеждаться в том, насколько "богат и могуч наш русский язык" (И.С. Тургенев)
Спасибо за Ваши размышления и публикацию. Патриотично! Гармонично! Лаконично!
Мой голос +4, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 19 февраля 2019 в 20:09 +4
Здравствуйте, Анна Владимировна! С удовольствием познакомилась с эссе. Интересные мысли, высказывания, впечатления, цитаты, примеры: во всем видно Ваше отношение, любовь к родному языку! Творческих успехов, вдохновения! голос
Ольга Владимировна Перковская # 19 февраля 2019 в 20:20 +3
Добрый вечер! Ваша работа содержит собственные размышления по теме "Родной русский язык" и раскрывает яркие выразительные возможности русского языка, его особенности. Всё, что изложено близко и понятно посетителям. Изложение грамотное и логичное.
Анна Владимировна Молокова # 20 февраля 2019 в 08:42 +2
Большое спасибо всем за комментарии. Я, конечно, понимаю, что невозможно охватить такую тему в такой небольшой работе. Я лишь попыталась прикоснуться к некоторым граням. Ведь, как сказал Н.В. Гоголь: "Перед вами громада - русский язык..."
Татьяна Николаевна Дворецкая # 20 февраля 2019 в 20:12 +2
Анна Владимировна БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО за формирование уважительного отношения к родному русскому языку, как духовно-нравственному наследию, национальному символу культуры нашего народа. БРАВО! +7
Анна Владимировна Молокова # 21 февраля 2019 в 10:49 +3
Спасибо, Татьяна Николаевна!
Вера Валерьевна Ляпина # 22 февраля 2019 в 06:03 +4
Важная работа для каждого русского человека. Материал подан ненавязчиво, компактно. Способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию нового поколения детей. Голосую.
Анна Владимировна Молокова # 22 февраля 2019 в 06:33 +2
Спасибо, Вера Валерьевна!
Лариса Владимировна Валитова # 23 февраля 2019 в 19:39 +3
Здравствуйте Анна Владимировна. Да, русский язык - необъяснимое дело! Он настолько богат, что до сих пор, нет да нет, возникают споры насчет орфографии и пунктуации. Спасибо. Голос.
Анна Владимировна Молокова # 24 февраля 2019 в 05:42 +2
Спасибо, Лариса Владимировна!
Елена Ивановна Каменева # 24 февраля 2019 в 15:43 +2
Анна Владимировна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с эссе: "Любите родной русский язык". Ваша работа очень грамотно выстроена и раскрывает ваше индивидуальное отношение к русскому языку. С удовольствием голосую.
Анна Владимировна Молокова # 24 февраля 2019 в 15:57 +2
Спасибо, Елена Ивановна!
Мария Андреевна Колибабчук # 24 февраля 2019 в 18:16 +2
Здравствуйте, ААна Владимировна! Достойная публикация, способствующая становлению нравственности, любви к родному языку, гордости и раскрывающая глубину привязанности к родному слову! Успехов и удач!
Анна Владимировна Молокова # 25 февраля 2019 в 04:24 +1
Спасибо, Мария Андреевна!
Вера Евгеньевна Лампман # 26 февраля 2019 в 06:18 +2
Доброе утро, Анна Владимировна! Спасибо Вам за приглашение познакомиться с предоставленным на сайт материалом! Получила огромное удовольствие,читая Ваше Эссе! Наш родной русский язык - какой он красивый и неповторимый! Сколько в нем разных оборотов, эпитетов, метафор... Каждый уважающий себя человек обязан знать и любить русский язык, быть патриотом своей страны! Мой голос Вам!
Анна Владимировна Молокова # 26 февраля 2019 в 07:02 +1
Спасибо Вам, Вера Евгеньевна!
Ирина Николаевна Ступченко # 27 февраля 2019 в 12:40 +2
Браво! Великолепная работа! ГОЛОС!!!
Анна Владимировна Молокова # 27 февраля 2019 в 15:38 +1
Спасибо!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 27 февраля 2019 в 14:26 +2
Здравствуйте, Анна Владимировна!
С вашим великолепныи материалом несомненно нужно знакомить детскую аудиторию: интересные примеры, обороты, высказывания, многозначность слов подчеркивают красоту нашего родного языка - это готовый материал для применения!
Спасибо за прекрасный материал! Голос!
Анна Владимировна Молокова # 27 февраля 2019 в 15:39 +1
Спасибо, Алёна Дмитриевна за обстоятельный позитивный комментарий!
Ирина Викторовна Ануфриева # 5 мая 2019 в 15:06 0
Анна Владимировна, замечательное эссе, формирующее уважительное отношение к родному русскому языку, как духовно-нравственному наследию, национальному символу культуры нашего народа.
В небольшом эссе вы раскрыли яркие выразительные возможности русского языка, его особенности. Задавали вопросы и давали на них исчерпывающие ответы...
Достойная публикация! Голос!
Анна Владимировна Молокова # 8 ноября 2019 в 09:35 0
Спасибо!