Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия с презентацией в ДШИ по музыкальной литературе. Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада"

Методическая разработка по музыкальной литературе на тему "Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада"
Автор: Лаптева Ирина Александровна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, МАУ ДО ДШИ с. Шаран
Цель:
• познакомить обучающихся с композитором Н. А. Римским-Корсаковым – как музыкальным сказочником;
• расширить понятие «симфоническая сюита».

Задачи:
Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.
Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.

Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный центр, аудио фрагменты - темы из сюиты Н.А. Римского-Корсакова "Шехеразада".

Слайд 1 Титульный
(с 1-6 слайд фоном звучит музыка из 2 части Симфонической сюиты «Фантастический рассказ Календера-царевича»)
Слайд 2

Сказка… Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с реальностью, привлекал многих русских композиторов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий сказочник в русской музыке и настоящий чародей музыкальной живописи. Ни один из русских композиторов не отдал сказке столько души, сколько Николай Андреевич Римский-Корсаков. Языком сказки он рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал живописные картины природы.

Слайд 3
Но не меньше чем сказка, манило композитора море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей он бывал в походах на Балтике, а молодым морским офицером три года провел в плавании. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт.
Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками. Многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. Почти в каждом сочинении Римского-Корсакова, будь то опера или симфония, мы найдем картины, нарисованные звуками, музыкальную живопись.
Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер.

Слайд 4
Но не только русскими сказками был увлечен композитор, сказки востока воплотились яркими образами в симфонической сюите «Шехерезада».
«Шахерезада» - одно из лучших симфонических произведений Н. А. Римского-Корсакова, сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора. То был один из вечеров цикла «Русские симфонические концерты», который существовал на средства богатого покровителя русского искусства М.П. Беляева.

Слайд 5
На создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские сказки "Тысяча и одна ночь", хорошо знакомые ему с детства.
Сборник «1001 ночь» — памятник средневековой арабской литературы, в котором собраны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря Шехеразады.

Слайд 6
В начале 18 века появился первый перевод сказок на французский язык.
Француз Галлан те сказки миру подарил.
Очаровал и Пушкина, и Диккенса.
Ну, кто ж историй тех не посетил
Ночей забавных не познал без сна?!

Слайд 7
(с 7 по 11 слайд фоном звучит музыка 3 части сюиты «Царевич и Царевна»)
Средневековый тот арабский край
Имел свои причуды и мораль…

Слайд 8
Царь Шахриар, обманутый женой,
Искоренить решил неверность радикально,
Чтоб обрести утраченный покой,
Он начал поступать… оригинально.
Любая девушка, проведшая с ним ночь,
На утро казнена была. Примером
Та казнь служила. И никто помочь
Ей был не в силах. Злость его душила.
Слайд 9
Была у мудрого визиря дочь -
Придумала, как девушкам помочь.
Тот план несложен, и лукав -
Шехеразада, сказочку начав
Ее закончить, вовсе не спешила.
До первых петухов была мила
С зорей, и дозволеньем шаха, спать ушла…
Отсрочил казнь на день, затем, еще на срок,
А сказок не кончается поток!
Так, день за днем, история ткалась
Без малого почти три года длилась
Кто ж будет расточать немилость
Коль жизнь и в интерес, и всласть…

Слайд 10
Невесты подросли, но шах о них забыл,
К Шехеразаде он поныне не остыл -
Так велика у сказочницы сила,
Гарем ему, единственная заменила.

Слайд 11
В основу сюиты легли отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды сказок... В «Летописи» Н.А. Римский-Корсаков прямо указывает на программность каждой из четырех частей:

I часть сюиты построена на образах сказки о Синдбаде-мореходе.
Синдбад, путешествуя по морю, попадает в кораблекрушение. Мужество и твёрдость характера помогают ему преодолеть грозную морскую стихию.

II часть – «Фантастический рассказ Календера-царевича»
«Дошло до меня, о великий царь….» - так начинает Шехеразада каждую свою новую сказку. Этим словам соответствует появляющаяся в начале каждой части сюиты вдохновенная мелодия скрипки – тема Шехеразады. Но во 2 части рассказчица ведет повествование от имени героя – Календера-царевича. Календерами на Востоке называли бродячих монахов, живущих подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевается в монашескую одежду. Музыка воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя.

Лирический центр сюиты - III часть, сказка о царевиче и царевне. Ее главные персонажи обрисованы с помощью двух тем восточного характера – мечтательной и нежной темы влюбленного царевича и грациозно-кокетливой темы царевны. Схожестью интонаций композитор подчеркивает общие нежные чувства между героями.
Сказочное повествование подходит к концу.

В IV части сюиты 2 картины: «Багдадский праздник» и «Корабль разбивающийся о скалу с медным всадником». «…Дошло до меня, о счастливый царь», - начинает новую сказку Шехеразада. Но теперь ее мелодия звучит взволнованно, ведь она собирается рассказать не только о радостных, но и о страшных событиях.
Яркая картина народного праздника в Багдаде - грандиозный финал сюиты - объединяет многие ее темы, словно «собирает» героев произведения на веселом празднике. Но неожиданно веселье сменяется картиной грозного, бушующего моря. Корабль несется неудержимо к гибели и разбивается о скалу с медным всадником.
В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появляются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шахриара и завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады.

Таким образом, в сюите нет единого сюжетного развития, то есть в каждой из частей композитор творит новую сказку, объединяющей нитью которых является тема очаровательной сказочницы Шехеразады, рассказывающей грозному султану свои чудесные сказки.

Слайд 12
Первая часть «Море. Синдбадов корабль».

Слайд 13
Шархиар и Шехеразада. Грозный царь и мудрая рассказчица…. Они предстают перед нами в самом начале сюиты, в ее вступлении.
Сюита открывается воинственной фразой, которая исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами. Она звучит грозно-величаво, напоминая слушателю о свирепом нраве восточного повелителя Шахриара.
(звучит тема Шахриара из 1 части Симфонической сюиты)

Слайд 14
Но вот слышится совсем иная мелодия: мягко задушевное пение солирующей скрипки под нежные аккорды арфы. Это — прекрасная Шехеразада.
(звучит тема Шехеразады из 1 части Симфонической сюиты)

Мелодия скрипки вьется извилистым тонким узором и напоминает изысканный восточный орнамент.
Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения.

Слайд 15
Начинается первая сказка «Море и Синдбадов корабль».
Не сиделось дома Синдбаду. Звали его в даль широкие просторы моря, манили несметные богатства заморских земель. И хоть много бед подстерегало его в этих странствиях, каждый раз, возвращаясь домой, он тосковал по морю и вновь снаряжал корабль и плыл в далекие страны.
(звучит тема Главной партии из 1 части Симфонической сюиты)

Мелодия главной партии основана на теме Шахриара. Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы. Мелодия переливается медленными, ровными волнами на фоне могучего и мерного колыхания сопровождения. Временами возникают и мгновенно гаснут короткие «всплески».
Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром - цветным слухом. Выбор тональности Ми-мажор для темы Моря не случаен. Ми мажор в восприятии Корсаковым цветозвуковых соотношений окрашивался в темно-синий, сапфировый тон — цвет морской воды.

Слайд 16
(звучит тема Побочной партии из 1 части Симфонической сюиты)

Море тихо и спокойно. Среди его синего безбрежья на горизонте показывается корабль Синдбада-морехода. Он плывет мягко качаясь на волнах, и его плавное скольжение по воде рисует светлая тема в исполнении деревянно-духовых инструментов.

Слайд 17
(звучит музыка из разработки 1 части Симфонической сюиты)
Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся фигурации струнных. Картину бури дополняют возгласы духовых, полные отчаяния.

Слайд 18
(звучит реприза из 1 части Симфонической сюиты)

Но буря стихает. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

Слайд 19, 20
(с 19 по 26 слайд фоном звучит музыка 3 части «Царевич и Царевна» с темы Царевны)

"Шехеразада" на сцене "Русских сезонов".

Слайд 21
В 1910 году, готовя второй Русский сезон в Париже, Сергей Дягилев решил воспользоваться «Шехеразадой» для постановки балета Михаилом Фокиным, уже ярко проявившим себя на протяжении нескольких лет и ставшим постоянным хореографом Русских сезонов.
С.П.Дягилев - театральный деятель, искусствовед, создатель художественного издания "Мир искусства", организатор выставок изобразительного искусства. С 1907 года им были организованы выступления русских музыкантов за границей.

Слайд 22
Премьера балета состоялась 4 июня 1910 года в Париже на сцене Гранд-опера.

Слайд 23
Занавес был выполнен в мастерских по эскизам известного русского художника Валентина Серова.

Слайд 24
Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Льва Бакста, русского художника Эпохи Модерна, одного из виднейших деятелей объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Оформление этого спектакля, исключительное по красоте и выразительности, свело с ума Париж….. Влияние этого балета было так велико, что в моду вошли восточные тюрбаны и шаровары в стиле Бакста.

Слайд 25
«Шехерезада» стала одним из самых популярных балетов «Русских сезонов», пережившим возобновления на лучших балетных сценах мира – Парижской национальной опере, Большом театре, Мариинском театре, Музыкальном театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и других.
В разных вариантах, поставленная разными балетмейстерами «Шехеразада» шла во многих городах СССР, однако подлинной классикой жанра осталась первая постановка Фокина, которая периодически возобновляется на разных сценах. Объяснение тому – чарующая музыка Римского-Корсакова, завораживающие образы арабских сказок из «1001 ночи».

Слайд 26
Использованные ресурсы:
1. А.А. Соловцов «Симфонические произведения Римского-Корсакова». – М., 1960.
2. Р. Лейтес «Музыкальные сказки Шехеразады» из сб.«Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова». – М., 1987.
3. И.Ф. Кунин «Н.А. Римский-Корсаков». – М., 1988.
Презентация на тему: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре Современные исполнители эстрадного и джазового вокала
Сценарий отчетного концерта ДШИ, посвященный Дню Победы | Конспект урока в ДШИ с презентацией по слушанию музыки на тему «Трудовые и календарно-земледельческие песни»
Опубликовано: 2872 дня назад (11 января 2017)
Просмотров: 10078
+2
Голосов: 2
Мария Анатольевна Блинова # 12 января 2017 в 11:13 0
Автор добивается в своей работе:познакомить обучающихся с композитором Н. А. Римским-Корсаковым – как музыкальным сказочником;расширить понятие «симфоническая сюита».Голос.
Ирина Александровна Лаптева # 12 января 2017 в 13:57 0
Спасибо большое!
Елена Валериевна Овсянкина # 20 января 2017 в 21:29 +1
Голосую! Как всегда очень интересно и познавательно. Спасибо большое!
Елена # 11 марта 2018 в 16:28 +1
Огромное спасибо за разработку такого интереснейшого урока, за кропотливую работу над материалом и раскрытием темы,где попутно рассматривались и вопросы из биографии и "дальнейшая судьба" произведения.
Ирина Александровна Лаптева # 11 марта 2018 в 18:43 0
Спасибо! Я переделала эту презентацию в музыкальный фильм с речевым сопровождением. Теперь она еще более удобная в использовании.