Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 7 класс. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятие по русскому языку в 7 классе «Говорить правильно – красиво!"
Цели:
1. Расширить представления учащихся о роли языка в жизни человека, обогатить знания по лексике, стилистике.
2. Выработать у учащихся умение наблюдать, сравнивать языковые факты, сформировать навыки внутригрупповой коммуникации.
3. Обогатить речь учащихся, обратить их внимание на повседневную речь, развивать интерес к русскому языку.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово организатора:
Дорогие ребята! Сегодня, в 21 веке, учитывая накаленную, как никогда, атмосферу в мире, особенно остро встает вопрос для каждого человека о его Родине. Для русского человека Россия, Родина – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великолепное русское слово, выделяющее русских людей как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее необыкновенной силой. Нельзя забывать, что вы – будущее России, и от вас зависит, какой будет наша жизнь в дальнейшем.
И задача сохранять русский язык во всем его великолепии, богатстве, разнообразии – это ваша задача. Сегодня мы поговорим о том, почему «Говорить правильно – красиво!»
2. (доклад ученика о богатстве русского языка)
3. 1-ый ведущий. Нам во владение дан волшебный язык…. Никогда об этом не задумывался!
2-ой ведущий. А ты знаешь притчу о Сократе?
1-ый ведущий. О древнегреческом философе? Нет!
2-ой ведущий. Сократ считался очень умным, у него было множество учеников! Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»
1-ый ведущий. Да, речь человека – это его визитная карточка! По тому, как человек общается, говорит, можно многое о нем узнать..

Сценка №1
Учитель. Ребята, у нас в классе новенький, Сережа Елкин! Сережа,где ты раньше учился?
Сережа. Теперя? В этом году?
Учитель. Разумеется.
Сережа. Теперя в 35й школе.
Учитель. А до этого?
Сережа. НачАл в 147ой, а еще раннее в 549й.
Учитель. Что ж… Садись вот сюда, за этой партой есть свободное место.
Люся. Я не хочу сидеть с двоечником!

2-ой ведущий. Ребята, почему Люся не захотела сидеть с Сережей?
Теперя = теперь, начАл =нАчал, раннее = раньше).

1-ый ведущий. Ну, такие ошибки мало кто делает! Я таких ребят не знаю!
2-ой ведущий. Да? А вот давай посмотрим еще одну сценку.

Сценка №2
Юля – блогер.
Здравствуйте, вы на моем ютуб-канале! Знаете, даже не знаю как сказать, сегодня такой странный день! Я говорю то, что в школе нам поручили собирать, как это? Вот сейчас-сейчас. Слово забыла! А,вспомнила! Макулатуру! Расскажу вам, что сегодня произошло со мной после школы.
Пришла я,значит, домой, а там мама мне такая: Юля, пообедай и отнеси макулатуру в школу, я собрала целый пакет!
А я такая: ладно, что там на плите? Суп? Ладно! Я покушаю! Мясо я разрежу, себе возьму меньшую половинку, а маме оставлю бОльшую половинку! А где холодный кипяток? А что же мне одеть? Я одену кардиган, сегодня прохладно, и он красивЕе школьного свитера!
…. Ой, а сколько время? Я же так и не отнесла эту, макулатуру! Пока, дорогие мои подписчики, я побежала в школу!

2-ой ведущий. Не могу понять, почему Юля не следит за свей речью. Вроде блогером стала, а говорить правильно по-русски не умеет! Ребята, а какие вы нашли ошибки в речи Юли?
(Зал дает ответы. Если не все ответы названы, ведущие дополняют сами).

Для справки
ВРЕМЯ. Нельзя спросить «Сколько время?», т.к., во-первых, Р.п. «времени», а во-вторых, этот вопрос требует продолжения, например: «Сколько времени мне ждать?». А в том смысле, как спросила Юля, правильно сказать «Который час?»
ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК. Если кипяток остал, он перестал быть кипятком, а стал кипяченой водой! Поэтому «холодный кипяток» говорить также нелепо, как «сладкая соль»
ПОЛОВИНА. Половина – это одна из двух равных частей одного целого, поэтому одна часть - половина – неможет быть больше или меньше другой!
ОДЕТЬ, НАДЕТЬ. Одевают кого-то, надевают на себя что-то. Юля все время хотела одеть свитер и пальто, а должна она была их надевать!
КУШАТЬ. Литературный язык не допускает 1 лицо этого глагола, а 3-е лицо ограничено в употреблении! Нельзя сказать «Я кушаю», «мы кушаем», а можно только «я ем, мы едим». 3-е лицо можно применять только, если речь идет о ребенке: «Он кушает», в остальных случая х – «он ест!» И только при вежливом приглашении к столу словом «кушать» можно пользоваться свободно: «Садитесь кушать!»

1-ый ведущий. Ой, как много правил в русском языке! И все их учить????
2-ой ведущий. Учить, конечно, надо, но гораздо проще просто следить за своей речью и речью окружающих. Давай послушаем стихотворение – я уверен, ты знаешь без специальных правил, как правильно говорить!
Выполняя договОры,
ИнженЕры и шофЁры,
СтолярЫ и малярЫ –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов квартАлы.
1-ый ведущий.
А вот такую историю рассказал известный режиссер Брянцев, основатель Ленинградского театра юного зрителя. Однажды ему позвонили из школы:
- Вам звОнит учительница…
- Не верю!
- Вам звОнит преподавательница…
- Не верю!
- Товарищ Брянцев, вам звОнит преподавательница, почему вы не верите?
- Потому что я не верю, что учитель может так гворить!

1-ый ведущий. Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические и лексические нормы языка. Нарушение норм языка затрудняет общение, а иногда и вовсе разрушает его.
2-ой ведущий. Мы всегда должны помнить, что правильная речь – это речь без ошибок, без нарушения норм. А хорошая речь – это уместная, удачная речь.

1-ый ведущий. А знаешь, что ведь недостаточно говорить правильно, чтобы тебя понимали, считали за образованного человека, чтобы с тобой считались!
Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил:
«Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто;
Нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность;
Нехорошо, когда слова произносятся слабым,умирающим голосом;
Нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке».

2-ой ведущий. Образованный человек выделяется своей речью: размеренной, уместной, он соблюдает нормы языка, правильно сочетает слова, правильно ставит ударения, контролирует свой голос, расставляет логические ударения…
1-ый ведущий. А еще выражает свои мысли точно, емко, понятно. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации.

Сценка №3
Карлсон. Я прилечу за тобой приблизительно часа в 3, или в 4, или в 5, но ни в коем случае не раньше шести.
Малыш так толком и не понял, когда же, собственно, Карлсон намерен прилететь, и переспросил его.
Карлсон. Уж никак не позже семи, но едва ли раньше восьми… Ожидай меня примерно к девяти, после того, как пробьют часы.
Когда Карлсон прилетел, Малыш воскликнул:
-Я тебя совсем заждался! В котором часу ты обещал быть?
Карлсон. Я сказал приблизительно. Так оно и вышло: я пришел приблизительно.

2-ой ведущий. А в современной речи очень распространены слова-пустышки, которые затрудняют передачу информации. Бывает, слушаешь какого-нибудь блогера, а он до сути доходит только к десятой минуте своего видео!
Чтец 1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
- Я не знаю, как начать…
Но, как говорится.
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!

Чтец 2. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
- Вы, Василий, не того!
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного!
Будут, значит, гости!
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану!
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану!

1-ый ведущий. Всех смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка.
2-ой ведущий. Да, тогда звучала бы прекрасная русская речь.

1-ый ведущий: Давайте проверим, а как наши слушатели общаются друг с другом?

(задания. См. раздел «Приложение»)

1-ый ведущий. Речь – это отражение мышления человека! Речи нет у животных, потому что у них нет мышления. И чем богаче внутренний мир человека, чем больше он узнает о мире, размышляет над разными вопросами, задачами жизни, чем больше развивается его речь!
2-ой ведущий. Помнишь, мы учили стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык»? Вслушайтесь еще раз в звуки родного художественного слова, уловите очарование нашего родного языка!

Чтение стихотворения И.С.Тургенева "Русский язык".

Организатор. Спасибо всем за участие в нашем устном журнале, всем выступающим слушателям. Надеюсь, полученная сегодня информация будет вам полезна.
Будем любить и беречь наше русское слово, ведь с него начинается наш родной язык, наша Родина!

Использовался материал газеты «Русский язык в школе» №5, 2004г.
Приложение
1. Расставить ударения.
Апостроф, жалюзи, закупорить, кашлянуть, квартал, красивее, партер, плесневеть, баловаться, заржаветь, каталог, принудить, углубить, газопровод, столяр, танцовщица, щавель.

2. За 2 минуты подобрать как можно больше определений к заданным словам
Больной (качеств.): старик, вопрос
Серебряный (относит., качеств.): монеты, свадьба
Золотой(относит., качеств.) – браслет, характер, купола, руки
Заячья – шапка (относ), хвост(притяж), душа (кач.)
Чистая(кач.) – посуда, белье, сердце , дело.

3. Объяснить значение фразеологизмов:
Куры не клюют, бить баклуши, прикусить язык, ни кола ни двора…

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистические олимпийские игры» для 7 класса Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку для 5-7 класса Внеклассное мероприятие по русскому языку, 7 класс Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 класса
Участник №42 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2019 года
Внеклассное мероприятие - новогодний адвент-календарь для 5 класса
Опубликовано: 1824 дня назад (25 ноября 2019)
Просмотров: 1700
Рубрика: Сценарии
+5
Голосов: 5
Ирина Викторовна Лексина # 25 ноября 2019 в 13:08 +1
Коллеги, очень жду Ваших комментариев! Спасибо!
Ольга Андреевна Зубарь # 25 ноября 2019 в 13:34 +2
приятно быть первой)..должна сказать, что представленный материал очень полезен в наше время, хотя во все времена он полезен, говорить правильно - это искусство, говорить красиво- талант! Поэтому тема интересная и нужная.
Татьяна Аверченкова # 25 ноября 2019 в 15:32 +2
Интересная подача материала, особенно мне понравились сценки. Актуально и полезно. Спасибо, хочется некоторые моменты использовать в своей работе
Ирина Викторовна Трубинова # 25 ноября 2019 в 16:07 +2
Ирина Викторовна, ваш материал очень интересен и полезен. Спасибо за труд! С удовольствием отдаю Вам свой голос. Приглашаю к себе на страничку.
Наталья Валентиновна Терехина # 25 ноября 2019 в 21:50 +2
очень талантливая разработка! Повышает мотивацию к изучению русского языка, развивает творческие способности учащихся. спасибо!
Ольга Васильевна Яковлева # 25 ноября 2019 в 22:47 +3
Ирина Викторовна, здравствуйте! Интересный, полезный, актуальный материал! голос
Мария Анатольевна Гановичева # 30 ноября 2019 в 15:26 +1
Здравствуйте,Ирина Викторовна! Читать Ваш материал было познавательно. Вызвали улыбку распространенные ошибки речи. К сожалению их допускают и взрослые. Сегодня грамотную речь воспитывать очень важно, ведь среди молодежи популярен сленг и иностранные слова. Поэтому голосую за Вас!
Лариса Борисовна Бугакова # 3 декабря 2019 в 14:59 +1
Хороший и полезный материал.Тема актуальна, задачи решаемы.Все понятно и доступно для понимания и усвоения.Голос!