Учитель сегодня: кто он?
Утемов Андрей Геннадьевич,
учитель истории, обществознания
МОКУ "Устьевая школа"
Образовательный процесс всегда шёл в ногу со временем, меняется он и сейчас, в век информационных технологий, которые очень активно проникают в жизнь каждого человека и заставляют его иначе смотреть на многие привычные явления. Учитель, оставаясь важнейшим звеном образовательного процесса, тоже развивается, добывая новые знания, совершенствуя свои умения и навыки новыми методиками, пересматривая в современных реалиях условия и факторы своей педагогической деятельности, определяя её цели и задачи и прогнозируя результаты. Информатизация образования стала причиной развития средств наглядности и методик их применения. Для проектной деятельности, например, это весьма мощный инструмент. Тестовые технологии - ещё одно новшество современной педагогики - призваны проверить глубину усвоенных учеником знаний и защитить его от субъективной оценки.
Конечно, всё это вкупе с правильным подходом со стороны педагога должно, во-первых, повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, во-вторых, результаты обучения должны быть выше и лучше, чем до внедрения новых технологий. Но всё чаще нам приходится задумываться о более простых вещах: о том, как приучить ребёнка к книге, как научить его читать, как воспитать в нём культуру грамотности, как развивать логику и мышление. И в ещё большей степени от этого страдает физическое здоровье ребёнка. И мало того, что мы получаем выпускников, не совсем здоровых физически (помимо проблем с позвоночником сегодня страдают органы зрительного и слухового восприятия), психологически (здесь большое "спасибо" экзаменам в новой форме), но ещё и оказывается, что результаты обучения отнюдь не выше, чем при обычном образовательном процессе, а то и наоборот. И как не вспомнить в такой ситуации классиков Герцена и Чернышевского с их знаменитыми вопросами "Кто виноват?" и "Что делать?"
Конечно, критиковать систему, которая "хочет как лучше, а получается как всегда", почти бессмысленно и почти бесполезно. А вот педагогам очень важно научиться грамотно распределять новые технологии на уроках. Построение всего урока на презентации приводит к непоправимому: напрягаются органы зрительного анализатора, опорно-двигательная система ученика, находясь в одном положении, не имеет возможности "размяться", я уже не говорю о том, что далеко не все педагоги успевают следить за правильной посадкой учащихся. И они в этом вроде бы не виноваты, ведь они заняты весь урок считыванием материала с презентации. А теперь представим, что из шести уроков в день учащимся три-четыре предложены вот таким образом. То-то и оно...
Отдавая дань экзаменам, в школах активно используют тесты. Домашнее задание проверить - тест. Закрепить новый материал - тест. Контрольная работа - тест. Простите, а как же беседа? Как же диалог? Уже сейчас ситуация такова, что дети совершенно не умеют выражать свои мысли. Да что дети, не все современные, "продвинутые на тестах и презентациях", учителя не в состоянии это сделать. Чего же мы хотим от детей в такой ситуации? Учим их... Следует начать с себя.
Роль учителя сегодня не в том состоит, чтобы перевалить реализацию своей работы на информационные и тестовые технологии, превращая учебный процесс в некоторую автоматизированную систему. Учитель обязан не просто присутствовать на уроке, а вести его, и вести вместе с классом. А для этого нужно, прежде всего, учиться самому. Учиться применять новые технологии правильно, а не показывать презентацию ради презентации. И совершенно не стоит забывать о традиционных методах обучения и воспитания. Если между педагогом и детьми нет диалога во всех смыслах этого слова, если учитель не чувствует своих подопечных, никакие презентации не сделают ученика знающим всё на свете.
Список литературы:
1. Интервью с Р. Курбатовым «Чтобы учитель шёл в школу с радостью». – Первое сентября. – 2012. - № 2.
2. Чканикова А. Минута, с которой понимаешь: я – учитель… – Первое сентября. – 2013. - № 1.
Похожие записи:
Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Образование в жизни человека
Эссе учителя биологии
Финансовая грамотность
Помогите! Конкурс