Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание детей достаточно важно, значимо, сложно и многообразно, и на любом исторически этапе развития страны этот вопрос был актуален. Воспитание детей дошкольного возраста путем развития патриотических и нравственных чувств возможно посредством воспитания эмоциональной отзывчивости, устойчивого интереса к своей стране и готовности охранять и возрождать природные богатства.
Все более широкое применение в современной практике воспитания в ДОУ находит метод проектов. Его сущность состоит в организации самостоятельных действий детей по решению актуальной и интересной для них проблемы, а также обязательному представлению полученных результатов.
В своей педагогической деятельности ДОУ в качестве метода нравственно-патриотического воспитания мы используем проектную деятельность.
Известными психологами отмечено: ребёнка воспитывает та деятельность, которая приносит ему радость, оказывает на него положительное нравственное влияние, непринужденно развивает умственные и физические способности. Самостоятельно спланировать такую деятельность ребёнок не способен. Это должен сделать воспитатель, используя новые современные гуманитарные методики. Одной из таких методик является технология проектирования, которая ориентирована на отношения «ребёнок – взрослый» и основывается на соучастии в деятельности. [1, С.64].
Следует отметить, что метод проектов в нашей педагогической практике является наиболее действенным средством нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
В своей педагогической деятельности мы реализуем проекты разных видов, некоторым из них дадим краткую характеристику.
Устно-речевой – это поиск решения проблемы в устной форме; здесь может быть и инсценировка различных сказок, проведение развлечений по темам «Я – гражданин России», «Мы любим Россию» и т.д.
Исследовательско-творческий: дети экспериментируют, а потом результаты оформляют в виде стен-газет, фото-выставок, драматизации и т.д.;
Роле-игровой: дети используют элементы творческих игр, входят в образ персонажей сказки и решают по-своему сформулированные проблемы;
Информационно-практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) [2, С. 59].
Работу над проектом в ДОУ мы осуществляем в несколько этапов.
На подготовительном этапе проекта мы консультируем воспитанников по вопросам сбора информации и ее источников, последующего анализа и обработки полученных данных. Воспитанники, обсуждая задание, выявляют проблемы, выдвигают пути их решения; распределяют роли и определяют источники информации. Задача воспитателя на данном этапе состоит в том, чтобы побудить своих подопечных к деятельности, помочь правильно поставить цели проекта, выработав стратегии их решения, определить продолжительность и масштаб проведения проекта.
Основной этап заключается в выполнении и реализации непосредственно самого проекта: обсуждение путей реализации проекта и способов представления его результатов, сбор (опрос, интервью, наблюдение или эксперимент), поиск и последующая творческая переработка необходимой информации. После проведенного исследования, синтеза и анализа полученных данных, воспитатели оформляют проект.
Последний этап проекта – презентация, демонстрация результатов. На защиту педагог выделяет социальную важность проекта, объясняет смысл его создания. Защита проекта должна проходить ярко, интересно, также педагогу необходимо представить на обозрение вклад каждого ребенка, родителя, педагога [3, С. 39]. На данном этапе проекта педагог наблюдает за процессом защиты, участвует в анализе и оценке результатов проекта вместе с детьми. Более целесообразными и плодотворными являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество детей, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия.
В разработке задачи, подготовке и планировании проекта основная роль принадлежит педагогу и детям. В практической реализации проекта участвуют дети, родители и сотрудники детского сада [4].
Преобладающие методы, используемые в проекте, могут быть разными: игровые, творческие, интеллектуальные и другие. Также педагоги моделируют различную тематику проектов.
Темы игровых проектов в сфере нравственно-патриотического воспитания мы используем такие: «Я и моя семья»; «Мир, в котором я живу»; «Государственная символика»; «Права и обязанности». Примерными темами познавательных проектов в нравственно-патриотическом воспитании у нас могут быть: «Родина моя – бескрайняя Россия»; конкурс «Достояние России»; музей народной культуры; история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.; «Красная Книга» (составление альбома из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
Таким образом, проектная деятельность педагога заключается в планировании действий, которые формируются и уточняются в течение всего периода и распределяются на несколько этапов: постановка цели; поиск формы реализации проекта; составление содержания всего воспитательного процесса на основе темы проекта; организация развивающей, интеллектуальной, предметной среды; определение направлений поисковой и практической деятельности; реализация совместной творческой, исследовательской и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми; работа над частями проекта, его корректировка; коллективная реализация проекта, его презентация.
Таким образом, проект в педагогической деятельности ДОУ – это продукт взаимодействия и сотворчества педагогов, детей, родителей и иногда персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и детальный план действия должны составляться коллективно. На стадии разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и иных видов деятельности по тематике проекта воспитатели должны уделять внимание и моделировать организацию образовательной среды в ДОУ с тем учетом, чтобы она являлась фоном исследовательской деятельности, формировала у дошкольника любознательность. Например, реализуя проект по организации музея «Моя Родина» можно предложить детям для обозрения яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением герба, флага России, географической карты России в уголке гражданственности.
В игровом уголке можно выставить игры на эмпирическую тему. На стенах группы и в приемной можно развесить плакаты патриотического содержания.
В реализацию эмпирической и творческой деятельности детей мы привлекаем родителей и близких людей, так как самостоятельно дети с этой работой не справятся. Родители с детьми в проектной деятельности могут участвовать в таких формах как беседы с ребенком по социально-нравственным темам, составление фотоальбомов, оформление выставок, прогулки по городу, посещение музеев и достопримечательных мест, поиск информации для решения проектной задачи и другие.
В рамках проекта педагог должен предлагать и раздавать детям задания таким образом, чтобы они были доступны для выполнения и доставляли радость, а при необходимости педагог предоставляет справочный, практический материал или рекомендацию.
Дидактический смысл проектной работы состоит в том, что она связывает обучение с жизнью, развивает навыки исследовательской деятельности, формирует познавательную активность, самостоятельность, творчество, способность планировать, работать в коллективе. Такие качества должны способствовать в дальнейшем успешному обучению детей в школе [4].
Таким образом, проектная деятельность в педагогической работе сегодня занимает важнейшее место в системе дошкольного образования. Эффективность проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию может быть повышена при соблюдении таких условий как соответствие содержания проекта интересам, желаниям и потребностям детей, учитывание при планировании проекта основных структурных компонентов гражданственности, привлечение родителей к процессу реализации проектов в ДОУ.
Список литературы:
1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики / Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса , Мозаика- Синтез, – 2008, С. 112.
2. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ: Библиотека руководителя ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
3. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2011,–С. 96.
4. Курганова Е. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Рекомендуем посмотреть:
Рассказ о животных для детей 5-7 лет. Как поссорились котёнок и щенок
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС
Социально-нравственное воспитание дошкольников по ФГОС
Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе ДОУ