Методическая разработка внеклассного занятия для старшеклассников с презентацией «Современная молодёжь»
Методическая разработка занятия «Современная молодёжь»
Автор: Култышева Марина Евгеньевна, учитель французского языка КОГОАУ «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка» Аннотация: Предлагаемый материал (полностью, выборочно или поэтапно) можно взять за основу для классного часа, внеклассного мероприятия, реализуя духовно-нравственное направление воспитательной работы, а также на уроке иностранного языка при изучении соответствующей темы, решая, таким образом, в комплексе воспитательные цели и задачи урока. Возраст учащихся 9-11 класс. Очерёдность заданий можно варьировать на своё усмотрение. В словах «учитель» кратко прописаны установочные задания. В словах «учащиеся» - что должны сделать. Цель: Максимальное вовлечение учащихся в целенаправленно организованную деятельность по проблемам сегодняшней молодёжи Задачи: Обсуждение актуальных вопросов, связанных с жизнедеятельностью молодого поколения в нашей стране. Воспитание личности, обладающей гуманным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.
Перед началом занятия учащиеся делятся на 4 группы. Ход занятия Учитель: Прочтите цитату и прокомментируйте, как вы понимаете её смысл.
на слайде цитата: Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением Вильгельм Швебель Учащиеся: Обсуждают в группах. Ответы каждой группы.
на слайде надпись Современная молодёжь (любое тематическое фото) Учитель: Составьте мини портрет современной молодёжи.
У каждой группы подсказки, опорные (ключевые) слова Они:
Реалисты
Ответственные
Солидарные
Открытые
Образованные
Конформисты (приспособленцы)
Эгоисты
Индивидуалисты
Расисты
Независимые
Честные
Находчивые Расторопные
Ленивые
Разочарованные
Закрытые Подавленные
Недостаточно мотивированы
Маргиналы (асоциальная личность, человек вне общества)
Жестокие Вспыльчивые
Агрессивные Они:
Ничем не интересуются
Не верят в будущее
Курят
Употребляют наркотики
Злоупотребляют алкоголем
Проявляют невероятную жестокость Они любят:
Развлекаться
Настаивать на своём
Проводить время с приятелями
Устраивать вечеринки
Танцевать
Слушать музыку
Путешествовать
Сплавляться по рекам
Лазить по горам
Заниматься спортом
Играть за компьютером
Интернет
Читать книги Они хотят:
Жить здесь и сейчас
Приспосабливаться к этому миру
Приспосабливаться к обществу
Приспосабливаться к реальности
Преуспеть в жизни
Получить хорошее образование
Найти хорошую работу после окончания учёбы
Заниматься любимым делом
Сделать карьеру
Быть уверенными в своём будущем
Найти родственную душу
Жить в любви и согласии
Иметь много свободного времени
Зарабатывать много денег Они должны решать такие проблемы как ….
Безработица
Защита природы
Жестокость нашего общества
СПИД
Наркотики Учащиеся: Выполняют задание в группах. Ответы каждой группы. Учитель: У нас начинает вырисовываться образ сегодняшней молодёжи.
Учитель: Составьте список положительных и отрицательных качеств сегодняшней молодёжи, которые ярко проявляются именно в вашей повседневной жизни.
2 группы работают над положительными качествами, другие 2 группы над отрицательными качествами. Учащиеся: Выполняют задание в группах. Далее представители от каждой группы комментируют качества с конкретными примерами (наблюдениями) из своей «практики». Делают общий вывод.
Учитель: предлагает Блиц-опрос группам
Преуспеть в жизни это, прежде всего …
Трудно быть молодыми в наше время?
Чего боится сегодняшняя молодёжь?
Какое из этих мнений ближе вашему:
А) Я боюсь не найти работы по окончанию учёбы. Столько безработных.
Б) Общество становится всё агрессивнее.
В) А мне кажется, что всё преувеличивают. Мне комфортно. Я нахожу общий язык с родителями и друзьями. Я всегда им доверяю.
Случается, что взрослые недовольны подрастающим поколением. В чём они упрекают сегодняшнюю молодёжь?
Взаимоотношения родители-дети актуальный вопрос? Почему?
Что бы вы ответили на следующие упрёки:
- Ах, сегодняшняя молодёжь, ничего не говорите мне о ней эгоисты, лентяи, хулиганы … Подсказки (на слайде):
- Но вы не правы, они …, они хотят …, на самом деле они любят …, иногда они конечно…, но в целом они … Учащиеся: По очереди отвечают быстро, кратко, содержательно.
Учитель: Составьте исповедь
1 группа: отчаявшегося отца
2 группа: отчаявшейся матери
3 группа: отчаявшегося учителя
4 группа: отчаявшегося ребёнка Учащиеся: Когда одна группа представляет свою исповедь, другие группы должны дать советы по выходу из затруднительного положения.
Учитель: По данным заголовкам предположите, о чём идет речь, подготовьте и разыграйте ситуации:
Тяжело сегодня быть молодым?
Оставьте меня в покое! У меня всё нормально.
Общество равнодушно к проблемам молодёжи.
Новые идеи молодёжи.
Поколение в ожидании. Учащиеся: Каждая группа представляет (разыгрывает) свою ситуацию.
Учитель: Прочитайте список слов. По каждому из них скажите, на какие мысли вас наводит это слово с точки зрения «хорошо – плохо» на слайде школа, свобода, семья, солидарность, деньги, работа Учащиеся: Обсуждение в группах (слова можно не все, на выбор). Выступления представителей от группы.
Учитель: Чем любит заниматься молодёжь во время досуга? Какие самые распространённые занятия среди молодёжи? на слайде
1 группа: традиционные
2 группа: образовательные
3 группа: развлекательные
4 группа: опасные Учащиеся: Каждая группа, после обсуждения комментирует свой раздел, делают общий вывод, каким занятиям отдаёт предпочтение молодёжь.
Рефлексия Учитель: 1. Как можно охарактеризовать сегодняшнюю молодежь, одним словом? 2. Что важно в жизни для вас? 3. Каждая группа делает пиктограмму «Современная молодёжь» Учащиеся: 1. (например) продвинутая, заинтересованная, осмысленная, неугомонная, одержимая, компромиссная …. 2. Дают свои ответы. 3. Вывешивают пиктограммы на доске. Учитель: Заключительное слово.
Здравствуйте, Марина Евгеньевна! Мне пришлось несколько лет работать с классами, где было много "трудных" подростков. Воспитательная работа с молодежью очень важна, ваша разработка будет очень кстати. Голосую!
Спасибо! Как учитель-предметник я отношусь к вопросам воспитания не по «остаточному принципу», не ограничиваюсь «разовой» работой, а веду полноценную, системную деятельность в этом направлении.
Я работаю в социально-реабилитационном центре, в стационарном отделении где детки проживают у нас до 6 мес. дети в основном все из неблагополучных семей находящиеся в трудной жизненной ситуации.Вопросов в течении работы с ребенком возникает много.Какими мы воспитаем наших детей, такое мы и получим наше поколение. Спасибо за предложенный сценарий обязательно воспользуюсь им.
Марина Евгеньевна, спасибо за идею диалога между поколениями. Здесь с будущими взрослыми можно и поговорить и местами поспорить, но полезно это будет всем! обязательно воспользуюсь вашим сценарием.
Очень интересный сценарий с разнообразными интерактивными формами работы. Я уверена, такой диалог не оставит равнодушным никого в классе и заставит задуматься о жизни и своем месте в ней. Спасибо, Марина Евгеньевна, воспользуюсь Вашими наработками с удовольствием.