Подбор музыкального материала для постановки танцев с детьми старшего дошкольного возраста
Без танцев трудно представить праздник в детском саду. Как изобразить растущий цветок, падающие капли дождя, удаль добрых молодцев? Всё можно выразить языком движений. Танец – всегда король на празднике!
В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику. В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика и хореография.
Так как существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, единая точка зрения на преподавание основ танца в детском саду практически не сложилась. Тем не менее, вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.
Занятия по хореографии тесно связаны с музыкальным восприятием.
Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повсюду – в труде и в быту, в дальних походах и на праздничных встречах. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей жизни.
Восприятие музыки основано прежде всего на определенной мелодии. Мелодию обычно называют мотивом или напевом – это душа музыки, основной носитель музыкальной мысли, художественной идеи. Выразительная мелодия способна захватить душу, сплотить воедино стремления и помыслы людских масс.
Ни одна мелодия не может существовать без ритма, ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков. Значение ритма в музыке очень велико, мелодия и ритм неразрывны и составляют основу музыки, которую мы в очередь и запоминаем.
Очень важным элементом музыки является гармония (лад). Гармония в музыкальных произведениях дополняет, обогащает звучание мелодии, драматизируя и обостряя её, или, наоборот, усиливая ощущение нежности, мягкости, устойчивости, покоя. Гармония окрашивает мелодию в различные эмоциональные тона, углубляет её поэтическое содержание. Наиболее распространённые вида гармонии – мажорный и минорный лады.
И еще одно из основных средств музыкальной выразительности – это различные тембры – своеобразная окраска звука, присущая каждому музыкальному инструменту или человеческому голосу. Любая мелодия воспринимается в определенной звуковой окраске.
Все элементы музыкальной выразительности отражают содержание музыкального произведения, которое воспринимается человеком через органы чувств, воздействуя на различные функции его организма.
Происходит это в силу того, что музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая заставляет отбивать ритм ладонью, притоптывать ногой или пуститься в пляс.
Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребёнок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека.
Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма на определённый темп работы, повысить работоспособность, в зависимости от задач занятия возбуждать или успокаивать ребёнка, снимать нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной.
Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества.
Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимы особое чутьё и соответствующая подготовка.
Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные.
Есть дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребёнку вовремя вступить на нужной доле такта.
Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает малыш счет на 4/4. затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на 3/4, придающий совсем другой характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко улавливают они разницу между forte и piano (громким и тихим звучанием), между allegro и adagio (быстрым и медленным темпом, между diminuendo и crescendo (понижением и нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки а акценты музыкального развития ребёнок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.
Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание обедняет, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причём хорошо подобранная, позволит вам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям.
Детей надо знакомить с разнохарактерной музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от весёлых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьёзных.
Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует музыкальный мир ребёнка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.
Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию.
Аккомпанемент упражнениям следует выбирать с учётом поставленных задач, так чтобы он был приятен детям. А исполнение должно быть высоко профессиональным.
Таким образом, музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному логическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана слишком разработке, её можно несколько упростить, подвергнуть аранжировке.
На музыкальных занятиях по слушанию музыки, педагог формирует у детей понятие о трёх основных жанрах музыки (песня – танец – марш) – три «кита». В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно определить музыку танца и подобрать соответствующий характер движений (польки, вальса, пляски), услышать национальные интонации народных плясок и использовать элементы народных танцев в своих импровизациях.
Разумеется, музыка должна выбираться с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению танца) они определяются такими понятиями как доходчивость, законченность мелодии.
Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми всегда будет близкой и понятной ребёнку.
Если в качестве музыкального сопровождения используется фрагмент балета или сочинения большой формы, во время занятия нужно найти время и рассказать детям о содержании всего произведения.
Какова взаимосвязь постановки танца и музыкального материала? Постановка, композиция, рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, её стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же как и в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, одно движение должно сменять другое.
С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или её развитие, это должно быть отражено и в танце.
Таким образом, можно сформировать этапы подбора музыкального материала для постановки танца с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Определить, исходя из замысла танца:
а) жанр (народный, бальный, классический, современный и др.)
б) вид танца (полька, вальс, перепляс, хоровод,…)
в) характер постановки
2. Подобрать музыкальный материал.
3. Определить структуру построения музыки (куплетно-запевная форма, форма рондо; количество частей, их очередность, количество повторов и т.д.)
4. В зависимости от формы изложения музыкального материала разметить начало танца («выход»), середину (основную часть), конец танца («уход»)
5. Постановка танца (подбор движений, рисунка, композиции)
Перед началом разучивания танца дети должны прослушать выбранную музыку от начала до конца, чтобы понять характер предстоящей постановки.
Таким образом, качественно и грамотно подобранный музыкальный материал для постановки танцев в детском саду ускоряет овладение техникой движения, усиливает заданный характер танца, положительно влияет на работоспособность детей на занятии, формирует у ребёнка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.
Рекомендуем посмотреть:
Открытый урок по хореографии для детей 3-4 лет
Сценарий родительского собрания в рамках проекта "Университет культуры для родителей"
Сценарий открытого урока по хореографии в детском саду в младшей группе
Ритмопластика для дошкольников
Похожие статьи:
Занятие по хореографии для старших дошкольников