Развитие творческих способностей дошкольников. Перспективы. Современные взгляды
Творчество…есть цельное органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Ф.М. Достоевский
Одна из задач ФГОС – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Следовательно,
одна из задач ДОУ сформировать у ребенка такие качества как:
- любознательность
- изобретательность
- самостоятельность выбора, принятия решений
- заинтересованность, увлеченность
- развитые эмоции и речь
- нестандартное мышление и восприятие
- развитое воображение
Говорить о ребенке как о творчески мыслящей личности, соответствующей запросам современного общества можно тогда, когда педагог может вооружить ребенка достаточными знаниями т практическими навыками.
Творческие способности нужны не только для того, чтобы нарисовать красивую картинку или оформить свою комнату, но и крайне важны с точки зрения будущей успешной карьеры. Дизайнеры интерьеров, артисты, ди-джеи, парикмахеры, музыканты, фотографы – вот лишь небольшой список отлично оплачиваемых творческих профессий, которые обеспечивают человеку очень и очень неплохой уровень жизни.
Хочется так же заметить, что развитие имеющихся творческих способностей ребенка поможет ему и в обычной жизни. Он сможет намного быстрее ориентироваться в различных ситуациях, предложит нестандартные способы решения проблем, будет легче воспринимать знания. Конечно же, у всех детей творческие задатки проявляются по-разному. У кого-то они развиты сильнее, у кого-то слабее, но, в любом случае, всесторонне развитый человек будет учиться, трудиться и взаимодействовать с другими людьми намного успешнее и увереннее.
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики, образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий. В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике новых форм, составляющих дополнение и альтернативу традиционной системе образования, в том числе и в развитии творчества детей.
Важным условием развития творческих способностей детей является продуманное сочетание традиционных и современных методов и приемов, их многообразие. Таким образом, творческое развитие ребенка на современном этапе строится путем обогащения системы педагогических действий современными методами и приемами.
В современный период у России возникла реальная
потребность обучить детей следующим навыкам:
- адекватно воспринимать визуальный мир информации и ориентироваться в окружающем мире информации;
- осознавать и усваивать визуальный мир избирательно и уметь адаптировать его на себя;
- сформировать у дошкольников художественно-эстетический, зрительный вкус.
Все это предполагает в перспективе:
- накопление определенного опыта эмоционально-образного восприятия не толко искусства, но и окружающей природы;
- развитие эмоционально-чувственной сферы детей (научение детей рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства);
- готовить детей к участию в посильном совершенствовании культуры своего народа.
Для этого нужно обеспечить систему в работе по творческому развитию, обогатить арсенал средств, развивающих качеств личности.
Перспективы развития творческих способностей в ДОУ обоснованы еще и следующими факторами:
- потребность культурного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
- важность освоения искусства и культуры с позиций региона и общечеловеческих ценностей;
- потребность времени в воспитании творчески активных личностей;
- оторванность предметов художественного и эстетического цикла от реальной жизни.
Все вышеперечисленное предполагает разработку:
- требований к организованной деятельности художественно-эстетической направления;
- разработки программ, направленных на решение этих проблем;
- совершенствования педагогических технологий;
- организация предметно-пространственной среды.
Именно среда выдвигает основное педагогическое условие – интегрированный подход к развитию творческих способностей через освоение разных видов искусства. Среда интегрирована по своей природе, так как все живет и развивается в определенной среде и вне среды существовать не может.
Предметно-пространственная среда обладает свойствами:
- интегрирует в себе многообразие предметного, природного мира и искусства;
- позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объем воображаемых представлений, фантазию, которые являются непременным условием развития творческого потенциала ребенка.
Слово «пространство» предполагается понимать, как пространствовать, то есть прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить и осознать его с разных точек зрения), пространствовать по свету, по культуре региона и мира.
Искусство в детском и дошкольном возрасте должно осваиваться в активном творческом содействии, в разнообразных проявлениях ребенка в творчестве, в ощущении окружающего пространства жизни и себя в этом пространстве, поскольку для человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.
Новый подход предполагает активную творческую работу (как педагога, так и воспитанников), предполагает особый психический климат в организованной деятельности, построенный на сотворчестве взрослого и ребенка, на сотворчестве всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Творческое развитие дошкольников в образовательном процессе направлено на понимание региональной культуры, общезначимых культурных ценностей, на развитие собственной творческой деятельности в различный видах искусства, а так же развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи, формирование у дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Способы развития творческих способностей дошкольников
О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста