Конспект музыкально - психологического практикума для преподавателей «Музыкотерапия»
(в рамках Единого методического дня)
Автор: Креймер Оксана Владимировна, преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ОГПОБУ
«Биробиджанский колледж культуры и искусств»
Цель: пропаганда музыкального искусства посредством музыкотерапии
Задачи: формирование умения слушать; обучение новым способам оздоровления при помощи музыкотерапии; снятие мышечного и эмоционального напряжения; пробуждение потребностей к творческой деятельности; восполнение недостающих эмоций.
Аннотация: Данный практикум проведен для преподавателей учреждений дополнительного образования детей Еврейской автономной области в рамках Единого методического дня. Информацию ведущей сопровождает презентация из информативных и музыкальных слайдов, их последовательность регулируется кликом «пауза». Для активизации слушателей и получения терапевтического эффекта, некоторые музыкальные примеры представляют собой пение караоке. Данная работа –это тезис-конспект, служащий оправной точкой для ведущей, и обязательно должен быть дополнен комментариями. По окончании практикума все присутствующие получают памятки (см.приложение)К работе прилагаются фотографии с проведенного мероприятия
/users/oksanakremer/photos/private11310.html
СЛАЙД 1.
(Титульный лист с названием практикума, указанием автора и адресной аудитории)
Ведущая: Музыкотерапия - лечение посредством музыки. Предлагаемая лекция не содержит готовых рецептов, поэтому предложена музыка разных жанров. Это самое интересное современное направление терапии.
СЛАЙД 2.
( определение музыкотерапии- лечение посредством музыки)
Сила воздействия музыки на людей известно давно. Пифагор, Аристотель доказали влияние ритма на состояние человека. Организм подстраивается под ритм. Тело и музыка начинают звучать вместе. В 19 веке музыкотерапия начала применяться в психиатрических заведениях. В 20 веке опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры в помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки как анестезирующего средства стало применяться в стоматологии и хирургии. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны. Звуковое сопровождение религиозных обрядов, звучание колоколов во время эпидемии дают терапевтический эффект.
Доказано, что незнакомая уху музыка имеет больший терапевтический эффект. Много споров вызывает рок-музыка, но здесь каждому-свое. Не могут не вызывать восхищения «золотые» рок - композиции.
СЛАЙД 3.
( на экране демонстрируется фрагмент концертного выступления группы «Queen», композиция «Богемскаяя рапсодия»)
СЛАЙД 4.
(на экране- 3 фазы слушания музыки для получения терапевтического эффекта: настройка-погружение- катарсис)
Для необходимого терапевтического эффекта необходимо «прожить» в музыке 3 фазы: настройка-погружение-катарсис.
Музыкотерапия может быть пассивной и активной. В активном лечении человек сам поет, танцует, играет на инструменте. Так он прочувствует музыку эмоционально и эстетически. Любое пассивное лечение можно превратить легко в активное. В этом случае эмоции должны проявляться, отрицательные исчезнут, а положительные наполнят. Благотворное влияние оказывает музыка, которая интересовала в молодости.
СЛАЙД 5.
(на фоне сменяющихся фотографий городских цветочных клумб, звучит песня «Городские цветы» в исполнении М.Боярского . Поверх изображения выводится караоке- текст , авторы М.Дунаевский- Л.Дербенев)
Улучшают состояние шедевры фольклора, романсы, композиции «Битлз», Армстронга. 15 минут дремы под такую музыку, потягивания пробуждают творческие импульсы. Джаз, реггей, танцевальные ритмы поднимают настроение, дают выход радости, обостряют чувство юмора.
СЛАЙД 6.(
на фоне сменяющихся фотографий осеннего пейзажа звучит джазовая композиция Д.Косма «Опавшие листья»)
Особое значение имеет музыка «рождения» для беременных женщин. Затрагиваются двигательная, эмоциональная, дыхательная сферы. Детям не важен слух, важны эмоции. Учеными доказано, что дети любую тихую музыку воспринимают, как колыбельную, даже тикающий будильник.
СЛАЙД 7. (
на фоне сменяющихся фотографий сказочно- детской тематики звучит песня «Зеленая карета» в исполнении бардов проекта «Песни нашего века». Поверх изображения выводится караоке- текст , автор А.Суханов)
Громкая музыка с сильными ритмами повышают температуру на несколько градусов, поэтому слушать, когда зябко. Для преподавателей, страдающих заболеваниями дыхательных путей, наряду с музыкой необходим комплекс дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой. Восстанавливая голос, эта гимнастика неизбежно восстанавливает более простые функции. Происходит массаж всех органов и обогащение кислородом.
Правила при выполнении комплекса упражнений:
- думать только о вдохе носом;
- выдох ртом;
- все движения выполняются на вдохе;
- счет каждого элемента до 8;
- выполнение в любом положении (сидя, лежа, стоя)
(проведение комплекса дыхательных упражнений- работа с залом)
СЛАЙД 8.(
на экране демонстрируется фрагмент концертного выступления Э.Пресли с композицией «Jaihouse Rock», авторы Д.Либер-М.Столлер)
СЛАЙД 9.
Достоинства музыкотерапии:
• возможно самолечение;
• бюджетно;
• индивидуально;
• лекарство всегда «под рукой»;
• лечит и тело, и душу
Музыкотерапия применима ко всем, независимо от возраста
Ведущее терапевтическое значение музыки Моцарта. Преобладают звуки высокой частоты, улучшающие слух, укрепляющие мышцы среднего уха, вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, стимулируют мышление, улучшают память, помогают при аутизме. Умственные способности повышаются у всех без исключения людей, которые слушают Моцарта, даже у тех, кто не очень любит такую музыку. Особенно показана эта музыка людям с болезнью Альцгеймера.
Хороша музыкотерапия в сочетании в ароматерапией, рисованием. Положительное влияние – звуки природы. Колоссальная эмоциональная и психологическая нагрузка у женщин. Для спокойствия и умиротворения- слушать музыку в удобной позе, предварить комплексом упражнений (дыхание животом). Выдох в 2-3 раза больше, чем вдох. Дыхание носом. Стабилизация давления и снятие головной боли. (работа с залом- дыхание животом). Роль тембра инструмента.
СЛАЙД 10.(
на фоне сменяющихся видео красивейших водопадов звучит пьеса «Утешение №3»в исполнении фортепиано и трубы, автор Ф.Лист)
СЛАЙД 11-14.
Типы темпераментов и муз. пристрастия.
Холерики- любят энергичную, быструю, громкую музыку. Их привлекают маршевые ритмы. Эмоциональны, импульсивны, решительны. Незаменимы в сложной обстановке. (типаж-Арамис)
Флегматики- любят медленную музыку, тихий, и, желательно, женский голос. Спокойны, медлительны, ровны в общении. Необычайно трудоспособны. (типаж- Портос)
Сангвиники- обожают танцевальные ритмы. Сильны, уравновешенны, веселы. «Неисправимые оптимисты». Любят тусовки и большие компании. (типаж- Д*Артаньян)
Меланхолики- любят серьезную грустную музыку. Высокочувствительны, застенчивы, умны. Дальновидные ученые, люди искусства. (типаж- Атос)
Ведущая комментирует через диалог со слушателями данные слайды.
Научитесь петь Свою песню и танцевать Свой танец!
До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыкотерапия на каждый день
Для уменьшения раздражительности, разочарования
И. Бах: «Прелюдия До-мажор» из ХТК
Л. Бетховен: «Лунная соната»
К.Сен-Санс: «Лебедь»
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности
Ф.Шопен: «Прелюдия ми-минор»
И.Штраус: «Вальсы»
А,Рубинштейн: «Мелодия»
Д.Шостакович Романс «Овод»
Для общего успокоения, умиротворения
И.Брамс: «Колыбельная»;
Ф.Шуберт: «Аве Мария»
К. Дебюсси: «Лунный свет»
Ф.Лей: «История любви»
Для снятия эмоциональных симптомов и напряженности
Э. Григ: «Утро»
М.Огинский: «Полонез»
А.Дворжак: Славянский танец ля-минор
М.Таривердиев: «Двое в кафе» из к/ф «17 мгновений весны»
Для уменьшения головной боли
Ф. Лист: «Утешение №3»;
А. Хачатурян: Адажио из балета «Спартак»
Д.Гершвин: «Голубая рапсодия»
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения настроения
В. Монти: «Чардаш»
Ф. Лист: «Венгерская рапсодия №2»
М.Легран: «Шербургские зонтики»
Лечебные музыкальные инструменты
«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.
Фортепиано, аккордеон благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения
Эффективное время суток - утро
Гитара гасит раздражение и «разгружает» сердце
Эффективное время суток – полдень
Флейта восстанавливает функцию печени
Эффективное время суток - вечер, ночь
Скрипка активизирует тонкий кишечник
Эффективное время суток –день
Саксофон улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер
Труба улучшает работу поджелудочной железы
Эффективное время суток - утро
Арфа улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток - вечер
Барабан укрепляет иммунитет
Эффективное время суток – утроДля активизации слушателей и получения терапевтического эффекта, некоторые музыкальные примеры представляют собой пение караоке.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе