Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рисование пейзажа акварелью

Методические рекомендации к занятиям по выполнению пейзажей акварелью
Автор: Воробьева Алина Александровна, педагог дополнительного образования БОУ ДО "ЦТР и ГО" в г. Тара Омской области.
Описание материала: работа посвящена теме искусства акварели, обучения данной технике детей в детской художественной школе, а также представлено примерное планирование уроков на первое полугодие по занятиям с детьми 1,2 классов акварельной живописью.
Назначение:содержание статьи адресовано педагогам детских художественных школ.
Цель: раскрытие актуальности преподавания акварельной живописи в образовательном процессе.
Методика занятий по живописи предстает как особо важный компонент системы обучения изобразительному искусству в школах и центрах творчества. Особенно стоит подчеркнуть динамичность и многогранность занятий акварельной живописью, зависимость процесса обучения от того окружающего мира, в котором находится школа, от непрерывности жизни, движущейся вперед. Учитель играет самую большую роль в вопросах организации учебного процесса, выбора задания и эффективности конечного результата. Творческий процесс должен происходить посредством отражения мира, его познания и оценки, то есть формирование мировоззрения происходит средствами искусства. Важное значение в эффективности работы с детьми и выполнении поставленных задач имеет творческая подготовка к уроку. Правильный подбор темы для выполнения заданий влияет на результативность работы. Например, в младших классах дети еще недостаточно способны целенаправленно наблюдать, поэтому процесс работы протекает у них импульсивно и следовательно быстрота выполнения заданий является нормой.
Следует знать основные нюансы обучения детей рисованию акварелью. Бумагу для акварели необходимо смочить, после этого закрепить ее на планшете с помощью кнопок. В этом случае лист не будет коробиться в процессе работы. Небольшое количество воды смешать с краской на палитре. Чтобы достичь нужного цвета стоит добавлять достаточное для этого количество воды. Необходимо учитывать один момент. У акварели есть свойство – после высыхания заметно светлеть. Детям нужно объяснить что существует три основных цвета, и дополнительные цвета, которые образуются при смешивании основных. Можно создать большое количество разнообразных цветов и оттенков. Хорошим дополнением к объяснению будет наглядная демонстрация создания этих цветов. Можно показать, как при смешивании красной краски с синей может получиться фиолетовый цвет, либо использовать другие варианты. Пусть ребенок сам поэкспериментирует и научится смешивать разные цвета, получая различные оттенки. Важно показать ребенку, как влияет количество воды на яркость получаемого цвета.
При обучении детей технике живописи акварелью будет лучше подробно продемонстрировать рассказ об этапах работы на примере одного пейзажа:
1. Делаем набросок простым карандашом. Стоит учесть то, что большую часть листа будет занимать озеро, а небо составляет только одну третью листа. Дальний берег делит горизонт на три части: первая треть – темные деревья, вторая – светлые деревья, и на последней будет располагаться задний план.
2. Смачиваем лист водой. Затем сразу на мокрый лист наносим светлую охру.
3. В течение работы лист должен оставаться сырым. Далее разводим акварель с водой и пишем небо и воду. Вода должна быть немного темнее неба. Затем разводим светло-зеленый или желто-оранжевый цвет и покрываем мокрый лист, закрашивая берег.
4. Важное правило – не дать листу успеть просохнуть. Работаем над мелкими деталями. Светло-зеленой краской добавляем в ближний берег небольшие капельки. Разбавляем черную краску водой и в получившийся серый цвет добавляем красную охру. Этой краской пишем камни. Далее нужно отжать кисточку и точками убрать краску в местах, где должны быть светлые камни.
5. Когда лист подсыхает, его нужно смочить еще раз, но постараться не смазать рисунок. Продолжаем работать над небом. Для этого смешиваем голубую и фиолетовую акварель и наносим на небо, но облака не закрашиваем. Этой же краской наносим несколько мазков на воду.
6. Теперь нужно подождать, пока лист подсохнет. Затем разводим черный цвет с водой и получившимся серым закрашиваем дальний берег.
7. Работаем над деревьями на заднем плане, закрашиваем их темным цветом: смешиваем серый цвет и красную охру.
8. Создаем насколько возможно прозрачную краску, смешиваем черный цвет, охру и добавляем много воды, затем закрашиваем озеро тонким слоем.
9. Заканчиваем работу, закрашивая крышу домика и куст: разводим черную краску и красную охру. Светлой охрой наносим несколько крупных мазков на ближний берег.
Если краска подсохла, то можно воспользоваться белой гуашью, чтобы провести светлые линии на стволах темных деревьев и полоску воды перед домом. Если же краска еще не высохла, то протираем эти же линии сухой кисточкой.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для учителей детских художественных школ. В рекомендациях представлено примерное планирование уроков на первое полугодие по занятиям с детьми акварельной живописью. Ориентировано на детей 1,2 классов художественной школы. Предполагается, что дети еще не знакомы с техникой акварельной живописи и не имеют практических навыков. Данный цикл уроков позволит соединить все полученные знания и умения учащихся с собственной фантазией и образным мышлением, сформирует у ребенка творческую и познавательную активность. Для успешной реализации поставленных задач уроков, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогом и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, показ открытых занятий, привлечение к выставкам детского творчества, информационным стендам, и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Наполняемость группы – 12 человек. Период обучения – 7 часов. Форма проведения занятий – групповая.
Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по одному учебному часу.
В процессе обучения детей отслеживаются три вида результатов:
1. Текущие. Цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся;
2. Промежуточные. Проверка уровня освоения детьми отдельных заданий на уроках данного цикла;
3. Итоговые. Определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы всего цикла уроков по разработке календаря. Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётный просмотр законченных работ каждого ребёнка и создание коллективной выставки-просмотра.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: в итоге реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми техникой работы с акварелью. Обучающиеся по этой программе будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и техниках акварели, научатся обращаться с материалами и инструментами для акварели. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Техническое оснащение занятий:
Материал: бумага для акварели формата А3, акварельные краски
Инструменты: карандаши простые, ластики, кисти беличьи разных размеров, палитра, баночки для воды, салфетки.
1. Вводное занятие
Цель: Продумать и начать разрабатывать план творческого проекта «Времена года»
Задачи:
1. Изучить историю искусства акварельной живописи, ее технику;
2. Познакомить с инструментами и материалами, необходимыми для живописи акварелью, с правилами техники безопасности.
3. Познакомить детей с творческим проектом, который они будут выполнять;
4. Способствовать интересу детей к предложенному проекту, желанию самовыразиться;
На уроке изучается история развития акварели. Дети знакомятся с художниками-акварелистами и их работами. Изучаются свойства и разнообразие кистей, красок и специальной бумаги для акварели. Для этого используется наглядный материал. Затем учитель рассказывает о технике работы акварелью, показывает, как правильно держать кисть. Кисть должна быть постоянно насыщена достаточным количеством краски. При наложении краски на бумагу следует проводить кистью по направлению от её корешка к кончику. Сухой кистью, у которой торчат в разные стороны волоски, работать нельзя.
Детям объясняется, что за данный цикл уроков каждый должен создать один пейзаж, соответствующий какому-либо месяцу. Дети разбирают себе по месяцу. 12 детей – 12 месяцев. Детям даётся задание – обдумать свою композицию и цветовые сочетания, в соответствии с выбранным месяцем и временем года.
2. Разработка эскизов
Цель: Разработать эскизы пейзажей карандашом.
Задачи:
1. Формирование навыков художественной культуры, умения сочетать цвета, эстетического вкуса;
2. Формирование знаний о композиции, композиционном центре.
На этом уроке дети разрабатывают эскизы своих пейзажей. Формат бумаги единый для всех, это контролирует учитель. Дети повторяют информацию о композиции и композиционном центре. Учитель напоминает о том, что такое пейзаж, каковы правила его рисования, что такое передний и задний план в пейзаже. Учитель направляет детей, помогает им с выбором, предлагает идеи. Затем они определяются с ориентацией листа и выполняют эскизы карандашом.
3, 4Создание пейзажей
Цель: Выполнить пейзажи в цвете.
Задачи:
1. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью;
1. Закрепление знаний художественной грамоты
2. Развитие усидчивости, аккуратности при выполнении работы.
Дети работают акварельными красками, выбирая цветовую гамму в соответствии со своим месяцем. Дети, у которых холодное время года подбирают оттенки синих, голубых, фиолетовых цветов; летние месяцы – теплые цвета, весна – зеленые, голубые, розовые оттенки; осень – красный, жёлтый, багряный, рябиновый. Учитель контролирует процесс.
5. Завершение работ
Цель: Заключительная работа над акварельными пейзажами
Задачи:
1. Выработать у учащихся умения поиска общей идеи, её цельности и лаконичности.
Дети завершают пейзажи. Работают над заключительными мелкими деталями.
6. Объединение всех работ
Цель: Создание коллективной выставки-просмотра «Времена года»
Задачи:
1. Развить навыки работы в группе;
2. Развить творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной работе.
На этом занятии все завершённые работы объединяются в один общий плакат. Для этого рисунки выкладываются в четыре ряда по временам года, соответственно оформляются надписи: зима, весна, лето, осень. Также под каждым пейзажем прикрепляются надписи с автором работы и названием месяца. В итоге получается довольно масштабный плакат для выставки-просмотра.
7. Оформление выставки
Цель: Презентация творческого проекта.
Коллективный плакат выставляется для всеобщего просмотра. Приглашаются родители. Устраивается небольшое мероприятие, на котором каждый ребёнок рассказывает информацию об одном из месяцев. Затем дети рассказывают, как они выполняли свои пейзажи, какие краски и цвета использовали.
Фото поэтапного выполнения пейзажа акварелью
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование летнего пейзажа поэтапно Морской пейзаж гуашью поэтапно с фото Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно для начинающих Как нарисовать пейзаж поэтапно для начинающих
Валенок из картона и ниток своими руками. Пошаговый мастер-класс с фото | Поделки из пластилина по сказке "Колобок" своими руками
Опубликовано: 2460 дней назад (27 февраля 2018)
Просмотров: 2235
Рубрика: Статьи
+4
Голосов: 4
Ольга Станиславовна Средина # 27 февраля 2018 в 20:28 0
Алина Александровна, здравствуйте! Ваши работы безусловно, хороши!
Вот бы еще фото с выставки увидеть!
Голос.
Наталья Анатольевна Андреева # 27 февраля 2018 в 20:48 0
Спасибо большое!В статье я рассмотрела значимость пленэрной практики в формировании личности художника. , а также описывается опыт преподавания рисунка.
Маргарита Васильевна Жалдак # 1 марта 2018 в 11:22 0
Алина Александровна, благодарю Вас за чудесную разработку! Очень понравились Ваши работы, хотелось бы больше фотографий. Очень ценные рекомендации. Благодарю!
Олеся Александровна Постникова # 13 марта 2018 в 20:56 0
Прекрасная лекция и изумительные рисунки! Все выполнение прекрасно понятно !