Из опыта работы педагога дополнительного образования
Личный опыт работы в ДО даёт основание согласиться с его определением: «ДО-это путь к себе», так как именно здесь ребёнок по-настоящему познаёт себя, здесь происходит его самоопределение, самовыражение, самореализация. Поскольку эти процессы протекают естественно, в сфере свободного времени, при добровольном согласии и свободном выборе самого ребёнка, можно с полным правом считать Дополнительное образование моделью «идеального» образования детей. Из-за отсутствия какого-либо насилия над личностью ребёнка сраведливо считать ДО наиболее экологичным образованием, при котором сохраняется «внутренний дом» ребёнка и, конечно же, наиболее оптимальным в отношение социально-дезадаптированных детей.
Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен¬ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию успеха» (Л.С. Выготский).
Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в общении (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе. В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого учащегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо постараться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к знаниям, активной творческой деятельности.
Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе це¬ну, у них адекватная оценка себя и окружающих.
Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в центрах дополнительного образования, в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности и продуктам индивидуально-творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы (сопереживание (эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.) Для развития творческих способностей детей в ИЗО важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивно-творческий уровень развития личности. Я, как руководитель художественной студии стараюсь строить занятия в режиме диалогового общения, включать детей в ситуации группового, коллективного взаимодействия, предоставлять возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность, учиться согласовывать свои действия в коллективной творческой деятельности.
Литература:
1. Карпова Л. Г. Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 172-177.
2. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2.
3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…