Воспитательное занятие "Отношение к старшим" предназначено для подростков 12-15 лет. Тема занятия: «Отношение к старшим»
Цели занятия: Воспитание уважения к представителям старшего поколения. Способствовать моральному, нравственному и этическому развитию детей. Побуждать детей к анализу собственного поведения и отношения к старшим.
Форма занятия: комбинированное занятие.
План занятия:
1. Как обращаться к старшим и своим сверстникам.
2. Игровые ситуации «Я и старшие».
3. Коррекционная игра «Волшебный магазин».
Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие детей, настрой детей на работу.
Основная часть
1. Как обращаться к старшим и своим сверстникам.
1.1 Ты или вы?
Обращение на «вы» подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Это местоимение используется в официальной сфере, при обращении к незнакомым или малознакомым людям, к старшим по возрасту или к лицам, занимающим более высокую ступень в социальной иерархии. «Вы» также используется и при общении с коллегами или с младшими.
Если вы встречаете человека впервые, то обязательно обращаетесь к нему на «вы». «Ты» употребляется в отношении друзей, хороших знакомых, родственников. К детям также обращаются на «ты», однако к человеку, достигшему 18 лет, следует обращаться на «вы».
Четких и строгих норм перехода от «вы» к «ты» не существует. Старайтесь быть тактичными. В качестве общего ориентира следуйте правилам:
• поспешная фамильярность бывает неприятна, поэтому не торопитесь переходить на «ты»;
• в отношениях с мужчиной женщина определяет переход с «вы» на «ты»;
• избегайте переходить на «ты», если вы знаете, что человек, к которому вы обращаетесь, по отношению к вам не может себе позволить такой переход, например, из-за большой разницы в социальном статусе. Начальственное «тыканье» выглядит грубостью (исключения здесь могут составлять отеческие отношения, но вы должны быть абсолютно уверены, что это не оскорбляет подчиненного).
Если вы хорошо знакомы с человеком и обращаетесь к нему на «ты», не следует пользоваться этим в официальной обстановке, демонстрируя тем самым свои отношения. Например, задавая вопросы или выступая на крупных конференциях, надо обращаться на «вы» к своему коллеге независимо от того, как вы к нему обращаетесь обычно. Этим правилом можно пренебречь в менее официальной обстановке научной дискуссии, когда ее участники друг друга хорошо знают и обращаются на «ты».
Надо быть осторожным при обращении к хорошо знакомому человеку, если вы берете у него интервью, которое будет напечатано или выйдет в эфир. В некоторых случаях обращение на «ты» может выступать в качестве журналистского приема и подчеркивать доверительный характер беседы. Однако в других ситуациях (например, при интервью с государственным деятелем) это выглядит фамильярно и только отталкивает аудиторию.
Различны традиции при переходе на «ты» в разных странах. Например, хотя в английском языке нет различий между этими двумя местоимениями, американцы довольно легко переходят на «ты», просто называя другого по имени. Для японцев же, напротив, такой быстрый переход при деловом общении будет неприемлем.
1.2. Формы обращения.
Обращение подразумевает не только местоимение «ты» или «вы», но и иную форму. Как правило, различают обращение к мужчине, замужней и незамужней женщине. В деловом мире, куда все больше вовлекается женщин, они не всегда хотят афишировать семейное положение. В этом случае, например, в английском языке стало использоваться специальное сокращение, которое обозначается буквами «ms.» (мисс или миссис).
Распространенное в советское время обращение «товарищ», а также «гражданин» («гражданка») заменяются на обращения «господин» («госпожа»). Последнее используется как в отношении замужней, так и незамужней женщины. Однако обращение «господин» («госпожа») носит все же официальный характер (см. Виды обращения) и употребляются вместе с фамилией. Обращаясь во множественном числе, обычно используют «господа».
К незнакомому человеку в общественном транспорте, в магазинах, как правило, обращаются со словами «позвольте», «прошу прощения» и т. п. Недопустимо использовать обращение «девушка» в отношении пожилой продавщицы магазина
Не следует обращаться к человеку по признаку пола — «мужчина», «женщина».
К знакомым людям обращаются по имени, имени–отчеству, фамилии. В последнем случае слова «господин» или «госпожа» обязательны. Например, «госпожа Михайлова», но ни в коем случае просто — «Михайлова».
Имена и фамилии надо произносить четко. Недопустимо спотыкаться, даже в сложных случаях, или глотать буквы, обращаясь, например, к Марии Ивановне: «Марьванна».
Если используются титул, звание или официальная должность с фамилией, слова «господин» и «госпожа» опускаются, например: «профессор Иванов». Однако эти слова сохраняются, если не указывается фамилия — «господин премьер-министр» или «господин ректор». В некоторых странах, в частности, в Германии, другая традиция. Там обращение будет звучать как «госпожа профессор Гофман» или «господин доктор Мюллер».
В российской армии при обращении сохранилось слово «товарищ». Поэтому обращение здесь будет звучать так: «товарищ полковник». Но если вы обращаетесь к полковнику иностранной армии, обращение будет другим — «господин полковник».
К лицам, имеющим церковные звания, обращаются со словами «Ваше высокопреосвященство», «господин епископ», «господин пастор».
Следует иметь в виду, что люди по-разному относятся к обращению к ним с указанием титула. Некоторым это нравится, другие полагают, что это выглядит слишком чопорно и поэтому просят опускать их титул, особенно в неформальной обстановке. Употребление титула и звания зависит от ситуации. Нелепо обращаться на дружеской вечеринке к человеку со словами «господин посол», разве что с некоторой долей шутки.
1.3. Виды обращения.
Следует различать следующие виды обращения:
- официальное;
- неофициальное;
- безличное.
Различные виды обращения используются в зависимости от ситуации. Не следует в официальной обстановке использовать неофициальный вид обращения (по имени, на «ты»), даже если вы хорошо знакомы с человеком. Официальный же вид обращения выглядит нелепо, например, на дружеской вечеринке, если это только не является шуткой.
Безличное обращение используется в общественном транспорте, в магазинах, на улице. К этому виду обращения относятся такие фразы как «позвольте...», «прошу прощения, вы не знаете, где находится...», «извините, как пройти...» и т. п.
2. Игровые ситуации «Я и старшие».
Дети делятся на пары и по очереди разыгрывают ситуации. На обдумывания каждой паре даётся по 3 минуты.
1 ситуация.
Вы шагаете в школу, опаздываете. Вдруг видите, перед вами идёт бабушка с тяжёлыми сумками. Что вы сделаете?
2 ситуация.
Вы едите в трамвае с городских соревнований по мини – футболу, очень уставшие. На остановке заходит ветеран войны, а свободных мест в трамвае нет. Ваши действия.
3 ситуация.
Ваша мама очень устала и просит вас помочь ей навести порядок на кухне. А вы собирались идти к другу, ему отец купил новую компьютерную игру и давно вас ждёт. Что вы предпримите?
4 ситуация.
Учитель просит остаться после уроков и помочь ему сделать классный уголок, но вы уже обещали своему другу, что после уроков вы идёте в кино. Ваши действия.
5 ситуация.
В школе вы бежали по коридору и случайно уронили горшок с цветком, а до этого полы были вымыты уборщицей довольно преклонного возраста. Она попросила вас убрать за собой. Что вы сделаете?
3.Коррекционная игра «Волшебный магазин».
Представьте себе, что вы пришли в магазин, но это не простой магазин, а волшебный. В этом магазине есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Всё это можно купить, но в обмен на то, что вы в себе считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что продаёшь и что покупаешь.
Рефлексия.
Когда-нибудь мы сами станем взрослыми и будут дети, такие же как вы. И подумайте, как бы вам хотелось, чтобы с вами обращались эти дети. Так же как вы сейчас обращаетесь со старшими? Есть такое выражение: «Относись к старшим так, как хотелось бы тебе, что бы к тебе относились». Давайте будем уважительно относится к старшим, почитать их и прислушиваться к мнению старших и более опытных людей.
Каждый кратко говорит о том, что понравилось или нет.
Воспитатель благодарит за внимание и работу детей. Дети благодарят друг друга за приятное общение.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие для воспитанников детского дома. Тема: «Моя будущая семья»
Воспитательное мероприятие в детском доме для детей 2-5 класса. Конспект с презентацией