Тема. «Моя будущая семья"
Цель. Формирование у воспитанников представлений о семье, ее функциях и значении в жизни человека.
Задачи:
• познакомить воспитанников с определением семьи; понятием «психологический климат семьи»;
• показать (на примере) последствия нарушений семейных отношений;
• воспитывать качества, необходимые для создания в будущем счастливой, полноценной семьи.
Ход занятия
Организационный момент.
Прежде, чем приступить непосредственно к занятию, я предлагаю вам игру «Вижу, слышу, чувствую». Послушайте правила игры: игра проводится в кругу, первый участник произносит слово «вижу» и называет то, что видит (здесь и сейчас), второй участник – слово «слышу» и называет то, что слышит и т.д. Каждый участник должен произнести по очереди данные три слова. Вот так, играя, незаметно для себя вы активно включились в работу.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию тему занятия «Моя будущая семья». Данное занятие поможет вам сформировать представление о семье, о ее значении в жизни человека. Вы сможете мысленно отправиться в будущее и представить свою будущую семью и себя в ней.
Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Для каждого человека семья начало начал. Думаю, не ошибусь, если скажу, что практически каждый из вас думал о том, какая семья у него будет в будущем. Поднимите, пожалуйста, руку, кто задумывался об этом. Мы много говорим о семье, а что же такое семья? (Записываю слово «семья» на доске).
- Ребята, перед вами на столе лежат карточки, фломастеры. Задание заключается в следующем: каждому участнику нужно записать на карточке ассоциацию, которая возникает у вас, когда вы слышите слово «семья». На одной карточке записываете одно слово. (По окончании работы, каждый ребенок по очереди, выходит к доске и прикрепляет карточку возле слова «семья», поясняя свой выбор).
- Обратите внимание на те слова, которые чаще всего встречаются среди ваших ответов. Видимо это главное, что мы можем отнести к понятию «семья». Судя по вашим ответам, данное понятие очень емкое, но существует официальное определение семьи и оно не одно. Я обратилась за ответом к философскому словарю. Он дает следующее определение семьи.
«Семья» - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем, женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. (Слайд)
- У кого есть вопросы по данному определению? Как следует из определения, семья – сложное явление, требует от человека душевных затрат, постоянной работы над собой. И все же большинство людей склоняются к тому, что жить в семье лучше, чем без семьи. А как вы считаете? Почему вы так считаете?
Вывод: семья – лучшее место для восстановления затраченных сил, место, где каждый может показать свои личные достижения, где тебя понимают и принимают таким, какой ты есть.
Но в каждой ли семье такая обстановка? От чего, от кого зависит, будет тепло или холодно, уютно или нет в семье?
Отношения в семье, от которых зависит самочувствие ее членов, называют психологическим климатом семьи.
Приводится пример – зачитываю письмо девочки (слайд). Идет обсуждение, прочитанного текста:
- каков психологический климат данной семьи?
- Счастливая ли эта семья?
- В чем причина несчастья данной семьи?
А сейчас я прошу вас прочитать пословицу (слайд) – «На что и клад коли в семье лад».
- Как вы понимаете данную пословицу? (Ответы детей)
Вывод: если в семье любят и уважают друг друга, то они счастливы и без клада.
В.А. Сухомлинский говорил, что семья это та среда, где человек должен учиться творить добро. Обратите внимание на стенд, на нем вы видите ватман с нарисованной бочкой. Наверное, все подумали – при чем тут бочка и слова Сухомлинского. Объясняю. Бочки нужны для того, чтобы их заполняли чем- то полезным, нужным. Я предлагаю заполнить нашу бочку качествами, которые необходимы всем членам семьи, для того, чтобы в ней царило добро (как сказал Сухомлинский), мир и согласие.
Задание: каждый из участников выходит по очереди к стенду и «положив» (произносит вслух), в бочку необходимое качество, закрепляет ее «обручем» (надписывая на нем, названное качество).
Итак, выполнив задание, мы пришли к выводу, что если все члены семьи будут обладать данными качествами (перечисляю те качества, которые записали ребята), то ее можно назвать счастливой. Но помните, что счастье семьи зависит и от того, умеем ли мы видеть в своих близких хорошее, говорим ли им добрые слова. В каждом человеке много хорошего, надо это только захотеть увидеть. Я предлагаю вам игру, которая называется «Комплименты». Игра проходит под песню Б.Окуджавы «Комплименты».
Наше занятие подходит к концу. Что нового для себя вы узнали на этом занятии? Что вам понравилось? С чем вы не согласны?
Итог. Мы сегодня говорили с вами о том, что такое семья, нужна ли она и почему. Вы узнали, что такое психологический климат семьи и кто его создает. Вы приобрели необходимые качества для построения счастливой, крепкой семьи. Надеюсь, что данное занятие помогло вам представить свою будущую семью и себя в ней.
Дорогие ребята, вы стоите на пороге жизни. Какой будет семья завтра? Человечество строит прогнозы, а создавать семью вам. Перед вами множество дорог. Приведет ли выбранный вами путь к счастью – зависит в первую очередь от вас. Л.Н.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я же, заканчивая занятие, говорю вам: «Будьте, пожалуйста, счастливы»!
Рекомендуем посмотреть:
Воспитательное мероприятие по Правилам дорожного движения, 2 класс
Воспитательное мероприятие в начальной школе. Конспект
Воспитательное мероприятие в детском доме для детей 2-5 класса. Конспект с презентацией
Конспект воспитательного занятия в детском доме для детей 12-15 лет
Похожие статьи:
Конспект воспитательного мероприятия в начальной школе по теме «Когда шалость становится правонарушением»