Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы воспитателя. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Растим патриотов своей страны
Автор: О.И. Катаргина, воспитатель, ГБУ РХ «Детский дом «Ласточка» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
"Будущее России в наших детях.
И то, что мы нашим детям сегодня подарим,
что заложим в них, такой Россия и будет завтра."
А.Бруднов.


В настоящее время патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося, в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естесвенно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной и привычной сферы обитания человека.

По мнению А.С. Макаренко первоначальное воспитание дети получают в семье, которая наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Родители должны помнить, что их ребенок будущий гражданин, за которого они отвечают перед обществом. В детском доме воспитываются дети, в основном из трудных, неблагополучных семей, где их воспитанием никто не занимался. Дети видели негативный пример своих родителей, ведущих ассоциальный образ жизни. Поэтому неудивительно, что и они привыкли вести праздный образ жизни. Это проявляется в формальном отношении к учебе, в пассивности, недисциплинированности, в безразличии ко всему окружающему.

Таким образом, основной целью работы по патриотическому воспитанию для педагогов детского дома, является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; воспитание любви к Родине, родному краю, привитие ценностного отношения к истории своей страны, формирование активной жизненной и гражданской позиции.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
• формировать у воспитанников любовь и преданность Родине;
• развивать активную гражданскую позицию;
• развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
• воспитывать бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
• расширять кругозор через изучение культурного наследия своего народа.

Но надо помнить, что успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, если сам педагог будет знать историю своей страны, своего края, а также, если работа будет вестись в системе, а не эпизодически от случая к случаю. Для воспитанников детского дома также очень важно видеть, чувствовать, что рядом с ними интересные, активные, неравнодушные люди, с которых хочется брать пример. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение воспитанников в специфическую патриотическую деятельность.

Сложный и многообразный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм и методов. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста детей и других условий, в которых протекает процесс нравственно-патриотического воспитания:
- беседы информационно-познавательного характера, например такие как: «Культура. Культурная среда», «Моя Родина – Хакасия», «Саяногорск – город, в котором я живу»;
- оформление стендов («Никто не забыт, ничто не забыто», «Дети войны», «Мы ими гордимся»). Ребята активно принимали участие в поиске материала к данным выставкам, в их оформлении. Они смогли прочувствовать сопричастность к истории страны, к истории своего края и подвигу народа;
- встречи с ветеранами ВОВ, проведение акций «Подарок ветерану», «Милосердие» (подарки изготавливаются детьми под руководством воспитателей, инструктора по труду и разносятся адресно);
- встречи с участниками локальных войн (такие встречи способствуют формированию у подростков чувства ответственности, готовности к выполнению своего воинского долга);
- участие в конкурсах, викторинах (результатом таких участий являются победы воспитанников в российских конкурсах: 1-е место – за стихотворение «Война» и за викторину «Памятные даты и праздники России; участие в конкурсе «Зимующие птицы Хакасского заповедника», «День Енисея»);
- экскурсии в музеи Хакасии и юга Красноярского края. Посещение музеев расширяет кругозор, формирует у воспитанников целостное представление о мире и культуре своего края, страны в целом;
- создание мини-музеев: «Русская изба», «История куклы». Ребята с интересом участвовали в оформлении экспозиций. На базе детского дома состоялась встреча с мастером по изготовлению художественной куклы, она провела с воспитанниками мастер-класс. Основная задача данного направления - пробуждение в детях чувства любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомить с культурным прошлым России;
- конкурс «Две звезды». Воспитанники самостоятельно выбирают взрослого, с которым будут выступать в дуэте, затем они совместно готовятся к выступлению и обсуждают стиль исполнения. Данный конкурс, стал доброй традицией, так как вызывает положительные эмоции, улучшает взаимоотношения между детьми и взрослыми;
- взаимодействие с общественной казачьей организацией.

Учитывая то, что дети, особенно дети дошкольного и младшего школьного возраста, воспринимают окружающую их действительность эмоционально, стараемся строить воспитательную работу так, чтобы вызвать у воситанников чувство гордости, восхищения за свою страну, свой город, свой детский дом.

Нам очень приятно видеть, как наши воспитанники меняются в лучшую сторону. Они сановятся более ответственными, дисциплинированными, более активными. Им не безразлично мнение окружающих, о доме в котором они живут. Теперь они, большую часть времени, проводят, занимаясь нужным, полезным делом и испытывают от этого удовлетворение.

Мы считаем, что работа, коллектива детского дома, помогает сформировать в наших воспитанниках нравственно-патриотические, общечеловеческие качества личности, гражданина, способствует приобщению детей к истокам национальной культуры и их социализации.

Литература:
Книга Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду / О.Н.
Баранникова. – М.: АРКТИ, 2007. – 144с.
Статья в журнале
Макеева, Н.Н. Музей как средство гражданского воспитания детей-сирот / И.А. Макеева //
Воспитание школьников. – 2011. - №5. - С. 38-41.
Синягина, Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота / Н.Ю. Синягина // Воспитание
школьников – 2011. - №1. – С. 23-26.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..." Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Об учителях духовных для детей

Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»

Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия

Занятие для воспитанников детского дома. Тема: «Моя будущая семья»
Опубликовано: 2386 дней назад (14 мая 2018)
Просмотров: 739
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Елена Борисовна Жданова # 15 мая 2018 в 06:09 +1
Достаточно качественная с элементами анализа воспитательной работы статья. Патриотическое направление работы образовательного учреждения - одно из основных по формированию активной гражданской позиции. Ваше учреждение показывает хороший уровень организации патриотического воспитания. спасибо за опыт!
Ольга Ильинична Катаргина # 15 мая 2018 в 19:56 +1
Елена Борисовна, большое спасибо за Ваш комментарий!
Наталья Валентиновна Терехина # 21 мая 2023 в 18:15 0
Очень интересный опыт работы по одному из актуальнейших направлений воспитательной работы. Действительно, сколько разнообразных форм и методов Вы используете! Спасибо!