Практикум для педагогов «Я в профессии»
Автор: Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО «Слуцкий Центр детского творчества».
Описание: Для формирования компетентности педагогов рекомендовано использовать групповые формы работы. Предложенные упражнения развивают личностный потенциал, аналитические способности, позволяют осознать личностные ценности и убеждения, вокруг которых выстраивается профессиональное развитие педагога.
Продолжительность практикума – 1 ч 20 мин, количество участников: 10-12 человек.
Практикум рекомендуется проводить для педагогов учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования, психологов.
Цель: активизация процесса самопознания, развитие профессионально значимых качеств у педагогов.
Задачи:
1) определить профессионально важные качества педагогов;
2) провести самоанализ уровня притязаний педагогов, коммуникативных навыков;
3) научить управлению собственными эмоциями;
4) способствовать мотивации участников к творческому саморазвитию.
Оборудование: карточки «Профиль в Facebook», бланки с изображением дерева и человечков, лист ватмана, карандаши, фломастеры, мелки, листы формата А4, монета, ключ, макет «Шкатулки эмоций» для рефлексии, веселые и грустные смайлы, двухсторонний скотч.
Ход практикума
Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вам принять участие в практикуме под названием «Я в профессии».
1. Приветствие «Ладошки»
Каждый из участников ставят ладошки друг напротив друга, так, чтобы между ладошками было расстояние 1 см, они не должны касаться.
Ведущий: Сейчас я буду зачитывать вам пожелания, каждое слово – это один пальчик, которым вы дотрагиваетесь до пальчика соседа. Я желаю вам:
1. Вдохновения
2. Творческих успехов
3. Счастья
4. Благополучия
5. Оптимизма
2. Знакомство «Профиль в Facebook»
Участникам в парах необходимо заполнить карточки «Профиль в Facebook». Далее каждый участник представляет своего соседа согласно пунктам карточки.
3. Упражнение - тест «Мое место в профессии»
Участники получают бланки с изображением дерева и человечков на нем.
Ведущий: Дерево – символ профессиональной деятельности. Человечек – педагог. Вам необходимо определить свое место на дереве.
(После обсуждение).
4. Упражнение «Рисуем по очереди»
Ведущий: Рисуем портрет педагога. Каждый участник подходит к листу ватмана и изображает части тела, проговаривая значимость. Например, голова необходима педагогу для…
(Обмен впечатлениями и чувствами по поводу процесса и результата совместного творчества).
5. Упражнение «Найди предметы»
Ведущий: Согласны ли вы, что в умение сдерживать эмоции очень важно в педагогической деятельности. Попробуем развить это умение на практике.
Ведущий показывает всем участникам практикума небольшие предметы (монета, ключ). Далее тренер предлагает всей группе выйти за дверь. Когда все вышли, он кладет монету и ключ в открытом месте кабинета и дает инструкцию: «Сейчас по моей команде вы разойдетесь искать спрятанные мной монету и ключ. Тот, кто увидит один из спрятанных предметов, не должен выдавать себя ни голосом, ни поведением, а также брать или перекладывать предмет, а должен скрестить руки на груди и продолжать искать со скрещенными руками второй предмет. При обнаружении второго предмета, участник молча садится на свой стул. Посмотрим, кто найдет предметы первым, а кто будет последним».
Рефлексия:
1. Что было самым сложным в выполнении упражнения?
2. Какие эмоции возникали у Вас в процессе выполнения упражнения?
3. Как Вы считаете, стоит ли сдерживать свои эмоции в некоторых ситуациях?
6. Упражнение «Передача эмоций и чувств»
Ведущий: Случается так, что не всегда мы можем понять эмоции друг друга. Каждую эмоцию можно передать вербально (голос, интонация) и невербально (мимика, жесты). Сейчас мы попробуем эти средства выражения эмоций на себе.
Внимательно посмотрите, перед вами на столе два вида карточек: треугольные и прямоугольные, на обратной стороне тех и других обозначены эмоции и чувства. Задание: вытягиваем треугольную карточку и произносим фразу «Сегодня был солнечный день» с той эмоцией, которая указана на треугольнике. А участники попытаются угадать эту эмоцию.
Следующее задание: вытягиваем прямоугольную карточку и при помощи мимики и жестов передаем эмоцию, написанную на этой карточке.
Рефлексия:
Как было сложнее передать эмоцию вербально или невербально?
7. Упражнение «Мой профессиональный портрет в лучах солнца»
Каждому участнику предлагается подумать, почему он заслуживает профессиональное уважение. Затем нужно нарисовать солнце, а в центре солнечного круга написать свое имя, вдоль лучей написать все свои профессиональные достоинства и достижения. Все записанное зачитывается.
Рефлексия
Ведущий: В завершении мероприятия каждому необходимо при помощи смайлика (веселого или грустного) отметить на «Шкатулке эмоций» свое настроение по итогам встречи».
Ведущий: Коллеги, желаем вам только положительных эмоций, творческих успехов и взаимопонимания с коллегами и детьми.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект практического занятия с педагогами. Вербальные средства общения
Конспект психологического практикума для педагогов. Осознание себя и других
Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО
Практическое занятие для педагогов ДОУ. Снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста