Консультация для педагогов дополнительного образования «Методы и формы работы с родителями»
Автор: Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО «Слуцкий Центр детского творчества».
Описание: Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе учреждения дополнительного образования, позволяют удовлетворять разнообразные потребности учащихся и их родителей, дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, родителей.
Цель: систематизировать знания педагогов по организации работы с родителями в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи:
1) определить основные цели взаимодействия педагогов с родителями;
2) выявить и охарактеризовать эффективные формы, методы взаимодействия педагогов с родителями;
3) мотивировать педагогов к самосовершенствованию личности, раскрытию творческого потенциала.
Особый приоритет воспитательной работы в учреждении дополнительного образования – формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей, стимулирование их общественной инициативы, коррекция детско-родительских отношений. В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» данная работа проводится в условиях позитивного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную взаимопомощь педагогов и родителей.
В Слуцком Центре детского творчества система работы по взаимодействию с семьями учащихся осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы.
Так, в начале учебного года в учреждении традиционно проходит
Неделя учреждений дополнительного образования. Для ребят и их родителей запланированы увлекательные гид-маршруты, интерактивные площадки, путешествия, веб-витрины, демонстрирующие новые направления деятельности объединений по интересам, достижения учащихся и педагогов.
В практике работы Центра используются групповые формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, досуговые мероприятия.
Апробированные формы родительских собраний:
• открытый микрофон;
• ярмарка творческих идей;
• театрализованная гостиная;
• академический концерт;
• премьеры спектаклей;
• концерты класса;
• творческий отчет;
• заседание музыкального клуба «Альтерация».
Формы досуговых мероприятий:
• концерты-поздравления;
• показ спектаклей образцовых коллективов;
• конкурсы-фестивали;
• экскурсионные поездки.
В Слуцком ЦДТ ежегодно проводятся
праздники, совместные с педагогами, учащимися и их родителями: «Любовью материнской мир прекрасен» (к Международному Дню матери), «Город счастливых надежд» (к дню защитника Отечества, Международному женскому дню), «Папа, мама, я – дружная семья» (к Международному Дню семьи), «Добрые ладошки» (к Международному дню инвалидов), «Театр плюс» (к Международному дню театра), «Прыйшлі калядкі, бліны, аладкі», «У хаце не сядзі – да нас прыхадзі, на Масленку паглядзі».
С целью проявления творческого потенциала семьи в учреждении проводятся разнообразные
семейные творческие конкурсы. Среди них: психологический детско-родительский конкурс «Мы вместе!», конкурсно-развлекательная программа «Мой экипаж – семья!».
В работе учреждения широко практикуется
вовлечение родителей в творческую жизнь детей. Посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, родители оказывают помощь педагогам в организации фестивалей, конкурсов. Примером таких мероприятий могут послужить: международный фестиваль славянских культур «Светоч» (Эстония), международный детский фестиваль-конкурс «Черноморские легенды» (Абхазия), фестиваль дружбы и искусства «Дети гор и долин» (Польша, Словакия), международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Париж, я люблю тебя!» (Франция), фестиваль «Болгарская роза» (Болгария).
Программа конкурсов-фестивалей, как правило, организована таким образом, что помимо конкурсных выступлений у учащихся и их родителей есть возможность познакомиться с достопримечательностями Польши, Словакии, Абхазии, Испании, Болгарии, Эстонии.
Работа с родителями строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы:
• онлай-конференция;
• дистанционное просвещение;
• обучающий семинар;
• обмен мнениями;
• акция милосердия;
• урок нравственности;
• родительские мастер-классы;
• заседание музыкального кафе (интерактивное занятие для начинающих цимбалистов);
• родительская копилка (занятие, посвященное Всемирному дню ребенка);
• брифинг (по профориентации);
• творческая лаборатория;
• вечер отдыха с родителями.
С целью повышения социально-педагогической и психологической компетентности родителей, инициирования сотрудничества между педагогами, родителями и детьми, достижения единства подходов к воспитанию учащихся со стороны семьи и Центра в учреждении был создан
родительский клуб «СОС» (союз ответственных советов), девиз которого: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».
В клубе «СОС» существует постоянная рубрика «Наши придумки». Это семейные секреты, которые помогают создать позитивный фон в семье. Например, диванчик примирения – сюда приходят помириться, выяснить отношения. Подушка-подружка, подушка-дружок. На лицевой стороне можно пришить куклу мальчика, куклу девочки. Когда ребенку плохо, он может пожаловаться своей подушке-подружке, поделиться с ней своим секретом. А традиционный вопрос, «кто виноват?» стоит заменить другим: «как нам быть?».
Выставки детских работ выступают стимулом для включения в совместную деятельность педагогов, родителей и детей. Примером такого рода мероприятий являются: выставка декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства для детей-инвалидов и детей с ОПФР «Я и окружающий мир», персональная выставка учащихся народной студии «Вытокі» «Звёзды зажигаются...», выставка-галерея достижений образцовых коллективов, руководителей и педагогов, которая проходила в рамках Республиканской Недели учреждений дополнительного образования «Наши звезды – наша гордость».
Таким образом, использование педагогами разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся, позволяет создать атмосферу доверительного отношения, благоприятного психологического климата.
Рекомендуем посмотреть:
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы
Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями
Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования
Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп