Сценарий творческой мастерской «Секреты мастеров»
Автор: Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО «Слуцкий Центр детского творчества».
Описание: Творческая мастерская проходит в форме путешествия Маленького принца по выставкам-площадкам Мастериц декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся принимают участие в народных играх «Цветок папоротника», «Чужие шаги считал, свои лапти потерял», знакомятся с техникой исполнения работ, изготавливают изделие своими руками. Продолжительность – 1 ч. 20 мин., количество участников: 110 человек. Возраст обучающихся: 9-14 лет.
Цель: приобщение обучающихся к народным промыслам родного края.
Задачи:
- формировать любознательность и познавательные интересы обучающихся;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и интереса к различным видам декоративно-прикладного творчества;
- воспитывать любовь к промыслам родного края.
Оборудование: звукоусилительная аппаратура, ноутбук, 5 столов и стульев, фотоаппарат, рушники, панно из соломы, изделия из глины, вышивка, игровые, обрядовые и обережные куклы, хлопчатобумажная ткань, волшебное лукошко, предметы и инструменты, необходимые для рукоделия (ножницы, клубок, наперсток, игла с ниткой, булавка, спицы), макеты лаптей для игры «Чужие шаги считал, свои лапти потерял», соломка, шпажки, красные нитки, демонстрационные солнышки, цветы из соломы, сундучок, корзиночка, свистулька, посуда из глины, заготовки колокольчиков из соленого теста, заготовки закладок, цветные полоски, клей-карандаш, бумажные цветки для игры «Цветок папоротника», шарфики, изделия, выполненные в технике пэчворк, бумажные жетоны, поощрительные призы.
Ведущие вручают жетоны участникам мероприятия. Музыкальное сопровождение.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас, в своей творческой мастерской «Секреты мастеров».
Учащиеся демонстрируют творческие работы (панно, изделия из глины, вышивку).
Ведущий 1: Словно яркие горошины, рассыпалось по свету мастерство народных умельцев.
Ведущий 2: Декоративно-прикладное искусство, окружает нас в повседневной жизни, издавна, человеку свойственно украшать свою жизнь, делать ее красивее. Образцы изделий, можно видеть повсюду: в быту, в труде, во время отдыха.
Ведущий 1: Поистине, творческая изобретательность и мастерство умельцев не имеет границ! Изделия из соломки привлекают нежным золотым цветом, изделия из керамики дарят особенную теплоту, вышивка поражает своей изысканностью и привлекательностью.
Ведущий 2: Народное искусство – это море, которое таит в себе бесчисленные сокровища. Только нужно уметь их достать.
Учащиеся уходят с творческими работами. Музыкальное сопровождение.
Ведущий 1: Сегодня мы хотим познакомить вас с традиционными ремеслами.
Ведущий 2: Приглашаем вас совершить экскурсию в творческую мастерскую.
Звучит волшебная музыка. Появляется Маленький принц.
Маленький принц: Всем-всем, добрый день!
Ведущий 1: Добрый день!
Маленький принц: Я Маленький принц. Путешествую по разным странам и городам. Знакомлюсь с творчеством народных мастеров. Говорят, что ваш край славится народными мастерами и удивительными ремеслами.
Ведущий 2: Мы очень рады видеть тебя здесь. Мы все расскажем и покажем тебе! У нас сегодня работает творческая мастерская.
Ведущий 1: Давайте начнем наше знакомство. Подойдем к Мастерице и узнаем о каком ремесле пойдет речь.
Ведущие подходят к столу Мастерицы-Берегини. Музыкальное сопровождение.
Мастерица-Берегиня: Я Мастерица-Берегиня.
Мастерица-Берегиня ведет рассказ о куклах.
Мастерица-Берегиня: Ребята, у меня в руках волшебное лукошко, в котором лежат предметы и инструменты, необходимые для рукоделия. А какие предметы, вы узнаете, если правильно отгадаете мои загадки.
Мастерица-Берегиня демонстрирует отгаданные предметы.
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод.
(Клубок)
Инструмент бывалый не большой, не смелый.
У него полно забот, он и режет, и стрижет.
(Ножницы)
Как зовется тот щиток,
что хранит пальцы и ноготок?
(Наперсток)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(Игла с ниткой)
Железный жучок,
На хвостике червячок.
(Булавка)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки.
(Спицы)
Мастерица-Берегиня дарит игровую куклу Маленькому принцу.
Ведущий 1: Наши предки издавна умели не только работать, но и веселиться.
Мастерица-Берегиня: У меня для вас интересная игра «Чужие шаги считал, свои лапти потерял»
(6 участников, 5 лаптей). Для участия в игре приглашаются ребята, которые отгадали мои загадки.
Проводится игра «Чужие шаги считал, свои лапти потерял». Ведущий раскладывает макеты лаптей на полу. Задача участников: как можно быстрее забрать один лапоть, когда выключится музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение.
Ведущий 2: (Победителю) Какой ты молодец, и шаги свои считал и лапти не потерял!
Вручение приза победителю
Ведущий 1: Спасибо, Мастерица-Берегиня, за твои интересные загадки и игры!
Мастерица-Берегиня проводит мастер-класс.
Ведущий 2: Ну, а мы продолжаем наше знакомство.
Ведущие подходят к Мастерице Золотого колоса. Музыкальное сопровождение.
Ведущий 2: Это Мастерица Золотого колоса.
Мастерица золотого колоса: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Маленький принц!
Мастерица Золотого колоса в руках держит соломки.
Соломка – это красивый и долговечный природный материал. Наши предки использовали соломку в хозяйственных нуждах: укрывали крыши домов, подстилали домашним животным, а также делали вещи для хранения продуктов и одежды, удивительные головные уборы, обувь и украшения.
Ведущий 1: Соломка – замечательный материал для работы. Она оживает в умелых руках мастера. Он может возродить золотые колосья, они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте.
Изделия из соломки привлекают нежным золотым цветом.
Мастерица золотого колоса: Ребята, а как называется вид декоративно-прикладного творчества, в котором используется соломка?
(Соломоплетение, аппликация). Молодцы, ребята!
Мастерица золотого колоса: Маленький принц, а сейчас у тебя будет уникальная возможность сделать солнышко из соломы.
Маленький принц участвует в мастер-классе по изготовлению солнышка из соломы.
Ведущий 1: Особенно хорошо получаются изделия, когда звучит веселая песня.
Музыкальный номер Екатерины Паксадзе «Купалінка».
Маленький принц: Какие замечательные изделия получаются из соломки! Спасибо, Мастерица.
Маленький принц кладет солнышко в сундучок. Мастерица золотого колоса проводит мастер-класс.
Маленький принц: А чем еще меня могут удивить мастера?
Ведущий 2: Сейчас узнаем у нашей Мастерицы.
Ведущие подходят к Мастерице Волшебной глины. Музыкальное сопровождение.
Мастерица волшебной глины: Добрый день, ребята! Я Мастерица Волшебной глины. У меня для вас сюрприз. В корзиночке лежит предмет, который в старину отгонял злых духов, притягивал добрых. Что это за предмет?
(Свистулька).
Мастерица волшебной глины: Правильно, ребята! Свистулька – это изделие из глины. Чаще всего гончарное ремесло было семейным делом, изготовлением глиняных изделий занимались все члены семьи: и взрослые, и дети. Хозяин занимался изготовлением посуды, а хозяйка и дети лепили колокольчики, игрушки и свистульки, а потом продавали их на ярмарке. Свистульки использовались не только для забавы, но и имели ритуальный характер. Белорусы считали, что фигурки людей, сделанные из глины, олицетворяют их предков. Фигурки животных влияют на добробыт и достаток в семье.
Ведущий 2: И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей.
Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины.
Мастерица волшебной глины: В настоящее время материалов для лепки предостаточно: пластилин, гипс, тесто, песок.
Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе.
И хочу тебе, Маленький принц, вручить на память о нашей встрече сувенир, сделанный своими руками.
Мастерица волшебной глины вручает изделие Маленькому принцу. Мастерица волшебной глины проводит мастер-класс.
Маленький принц: Я познакомился с куклой, соломоплетением и лепкой. А еще я слышал, что есть такой вид ремесла, которым занимались только женщины. Можно узнать, как он называется?
Ведущий 1: А каком же виде ремесла пойдет речь, мы узнаем, когда вы отгадаете загадку.
Ниточка, иголочка, полотно – светелочка.
Нить в светелочку войдет –
Там цветочек расцветет.
(Вышивка)
Ведущий 1: Верно отгадали загадку! Молодцы!
Ведущие подходят к Мастерице-Вышивальщице.
Мастерица-Вышивальщица: Я Мастерица-Вышивальщица. Расскажу вам, ребята, об удивительном виде декоративного творчества – вышивке.
Вышивка является домашним занятием. Только самые опытные вышивальчицы выполняли рукотворные работы по заказу односельчан. Вышивание было одним из занятий белорусских женщин. От матери к дочери передавались вышитые изделия, особенно рушники. Основной узор – геометрический, а красный цвет является символичным, как цвет солнца и жизни.
Ведущий 1: Вышивка – древнейшее ремесло. Каждая девушка должна была вышивать. А сегодня продолжает это ремесло тот, кто в него влюблен.
Мастерица-Вышивальщица: А у меня для тебя, Маленький принц, подарок.
Мастерица-Вышивальщица вручает подарок Маленькому принцу.
Ведущий 1: А сейчас, ребята, для вас звучит музыкальный подарок в исполнении Софии Рудь и Марины Курлович «Танец под дождем».
Мастерица-Вышивальщица проводит мастер-класс (ребятам необходимо «вышить» узор для закладки. Заготовками закладки служит белый лист бумаги, а золотыми, серебряными ниточками – цветные полоски. Переплетая их определенным образом, учащиеся создают узор).
Ведущий 2: А теперь, ребята, настало время для веселой игры «Цветок папоротника».
Ведущий 2: Ребята, а кто знает про купальский цветок?
(Ответы детей). Наукой доказано, что папоротник не цветет, но легенда об этом не дает покоя до сих пор: мол тот, кто найдет цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу, тот станет обладать сверхъестественными способностями и сможет заглянуть в будущее. Наши предки считали, что в купальскую ночь дают знать клады, закопанные в землю, поэтому они пускались на поиски не только счастливого цветка, но и сокровищ.
Ведущий 2: Ну вот, кто сорвет нам цветок, тот и победит. А чтобы не было разногласий, мы будем выбирать участников так, как выбирали наши предки, да и вы так выбираете – считалками.
Ведущий 2: Считалка
(спустится в зал).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят.
Проводится игра «Цветок папоротника».
Ведущий 2: Сейчас мы отправимся в лес искать цветок папоротника. А поскольку цветок расцветает ночью, то мы участникам завязываем глаза.
Ведущий раскладывает цветы на полу. По команде ведущего дети ищут цветы с завязанными глазами. На обратной стороне цветка – баллы (от 1 до 5). Вручение приза победителю.
Ведущие подходят к Мастерице разноцветного лоскутка.
Ведущий 1: Продолжаем наше знакомство. Подойдем к Мастерице разноцветного лоскутка.
Маленький принц: Оооо! Какие интересные изделия! Что это за техника?
Мастерица разноцветного лоскутка: А это особенный вид народного искусства – пэчворк (лоскутное шитье).
У разных народов и в разное время мы встречаем разнообразные изделия, выполненные в этой технике. Их получают путем сшивания лоскутков тканей разных цветов и рисунков, при этом лоскутки должны иметь правильную геометрическую форму.
Ведущий 2: А пополнит твой волшебный сундучок, еще одно изделие в технике пэчворк.
Мастерица разноцветного лоскутка дарит изделие, выполненное в технике пэчворк. Мастерица разноцветного лоскутка выполняет мастер-класс (Ребятам необходимо сшить коврик из лоскутков. Заготовками коврика служит белый лист бумаги, а лоскутками – геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги).
Маленький принц: Спасибо! У вас так интересно! Я узнал много нового и интересного о традициях вашего родного края.
Но, мне пора возвращаться в свою сказочную страну.
Маленький принц уходит. Музыкальное сопровождение.
Ведущий 2: А сейчас предлагаем нашим Мастерицам показать свое мастерство.
Ведущий 1: Уважаемые, ребята, в начале нашего мероприятия каждый из вас получил жетон определенного цвета, для того чтобы принять участие в мастер-классах.
Тот, кто получил зеленый жетон подходят к Мастерице-Берегине.
Желтый – к Мастерице золотого колоска.
Оранжевые – к Мастерице волшебной глины.
Те, у кого розовые жетоны участвуют в мастер-классе Мастерицы- Вышивальщицы.
Обладатели синих жетонов принимают участие в мастер-классе Мастерицы разноцветного лоскутка.
Проводятся мастер-классы Мастериц (время: 25 минут). Музыкальное сопровождение.
Ведущий 1: Ребята, мы благодарим всех за активное участие в мастер-классах, а выполненные изделия остаются вам на память.
Ведущий 2: И в заключение нашей встречи, мы приглашаем всех принять участие в
танцевальном флеш-мобе «Лянок».
Мастерицы и учащиеся участвуют в флеш-мобе. Звучит песня «Ох, і сеяла Ульяніца лянок».
Ох, і сеяла Ульяніца лянок,
Ох, і сеяла Іванаўна лянок!
Прыпеў:
Ох, сэрца – лянок,
Мая радасць ты, лянок!
Ўсё бялюсенькі кужалёк!
Ох, палола Ульяніца лянок,
Ох, палола Іванаўна лянок!
Прыпеў.
Ох, і рвала Ульяніца лянок,
Ох, і рвала Іванаўна лянок!
Прыпеў.
А сарваўшы, у снапочкі ставіла,
А сарваўшы, у снапочкі ставіла.
Прыпеў.
Ох, і слала Ульяніца лянок,
Ох, і слала Іванаўна лянок!
Прыпеў.
Ох, і прала Ульяніца лянок,
Ох, і прала Іванаўна лянок!
Прыпеў.
Ох, і ткала Ульяніца лянок,
Ох, і ткала Іванаўна лянок!
Прыпеў.
А саткаўшы, ды сарочак нашыла,
А саткаўшы, ды бялёных нашыла!
Прыпеў.
Ведущий 1: Каждый вид декоративно-прикладного творчества по-своему интересен и прекрасен, потому что творческим делом занимаются истинные профессионалы.
Ведущий 2: Ну, вот и завершилась наша экскурсия по творческой мастерской!
Ведущий 1: До свидания! До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий закрытия лагерной смены в загородном лагере
Познавательная конкурсная программа в дополнительном образовании. Сценарий мероприятия
Познавательная конкурсная программа по декоративно-прикладному творчеству. Сценарий с презентацией
Профилактическая развлекательно - познавательная игра для старшеклассников «100 конфет» по теме «Дел
Похожие статьи:
Сценарий на День молодежи на улице с конкурсами
Сценарий мероприятия ко Дню воинов интернационалистов в доме культуры
Сценарий на юбилей дома культуры