Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как мотивировать детей к изучению истории?

Опыт работы учителя истории. Как мотивировать ребенка к изучению истории?
Я преподаю историю уже два десятка лет. С сожалением, я должна констатировать тот факт, что на сегодняшний день не у всех учащихся есть интерес к изучению истории родного края, да и вообще к истории. Многие ученики сейчас мало интересуются тем, что происходит в современном мире, исторические события их мало занимают, а читать и разбираться в событиях прошлого - это им не под силу. Но, надо их мотивировать. Как? Подрастающее поколение, выросшее на гаджетах и электронной музыке, компьютерных играх и виртуальных друзьях. Поколение, которое изучает роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в лучшем случае, по фильму, в худшем в кратком очерке из «Википедии». Этот вопрос, я думаю, ставят перед собой не только учителя истории, но и других предметов. Размышляя над этим, я сделала для себя вывод, что история - это не сухая наука с фактами из учебника, а история своего народа, генетическая память, которую надо возрождать и поддерживать из поколения в поколение. Тогда ученики смогут понять, что им нужно, акцентируют внимание, выделят главное и сделают свои выводы.
Так родилась идея использования на уроках истории фрагментов художественных и документальных лент, которые глубоко передавали ученикам характер эпохи, историческую атмосферу событий. Это будет первой ступенькой мотивации к изучению исторического события, вторая ступень - это очерки, художественные произведения. Но, понимая тот факт, что на каждое историческое событие возможно и не найти доступное для учащихся историческое произведение, который бы направляло их на понимание событий и формировало навыки исторического анализа, я решила писать небольшие рассказы, которые бы отвечали моим целям и задачам на уроке. Наиболее доходчиво, для понимания ребенка изложен материал, когда он рассказывается от первого лица. Так легче передать психологическую обстановку освещаемых событий. Учащиеся сразу настраиваются на волну восприятия информации и проносят ее через собственное восприятие. Приведу лишь несколько примеров таких рассказов.
Тема. Демократические реформы 60-70-х гг. XIX века в России.
(Рассказ)

Уже было совсем темно, когда я возвращался домой из соседнего села, где занимался с детьми местного помещика, готовя их к поступлению в учебное заведение. Каждое лето, приезжал я к родственникам в село Толоковка, что на Кубане, оставляя на целых три месяца блестящий и роскошный Петербург, оторванный, как мне казалось от самой жизни, которая бурлила в пространстве полей, лугов, красочных цветов. Дед мой был из славного казацкого рода донских казаков, но в свое время, понимая, что бороться против монархии, лбом каменную стену пробивать, поэтому вернее будет пойти с ней на примирение. Стал он верным служакой «Царю и Отечеству», за что заработал себе жалование и смог предоставить хорошее образование своим детям. Отец мой стал известным врачом, участвовал в Крымской кампании, а его брат занялся наукой историей, преподавая ее в Московском университете. Я решил пойти по стопам отца. Медицина, это было для меня не только интересное занятие, это был смысл моей жизни, я очень хотел помогать людям, лечить их, что может для человека быть важнее здоровья? ... Так размышляя, я шел тихим шагом, догоняя меня солнышко уже скрылось за горизонт. Вдруг слышу, кто-то стонет. Напрягая глаза, пытаюсь разглядеть в темноте, кто так болезненно взывает?
У дома кузнеца Степана увидел что-то белеющее, это была женщина, по голосу понял, это была баба Аграфена. Что это с ней, почему она здесь?
- Доброй ночи, бабушка Аграфена. Что случилось, почему вы здесь?, - спросил я, садясь рядом с ней на скамейке.
- Ох, сынок, беда у нас, что-то не срослось там в кузнице, загорелся мех, теперь сын мой Степан с ожогом страшным, а его помощник Федор или с ушибом, или с переломом, кто его знает, без сознания он. Что делать не знаем, позвали Петра Филипповича, казачьего старшину, он говорит в больницу надо, земская какая-то больница у нас тут открылась, а что это такое, никто из нашего села туда не обращался. Да вот еще, сколько же в этой больнице лечение стоить будет двоим?
- Бабушка Аграфена, давайте я посмотрю, а там решим, что делать, - сказал я и направился в дом кузнеца.
В доме было душно и темно, на кровати у дверей лежал кузнец, все время стонал, смотреть на него было страшно, руки словно раздутый кровавый пузырь. Рядом с огромной печью, на скамейке, молодой помощник Федор, но он казалось, даже не дышал, только по пульсирующей вене у виска было понятно, что жив.
Как мог я осмотрел их. Да, мужчины были живы, но в таком состоянии, что надо было срочно их отвезти в больницу. Что мог сделать я студент второкурсник. Если бы рядом был отец, он сразу бы сказал, что нужно делать. За моей спиной раздался тихий голос, это был Петр Филиппович: «Надо, парень, их скорее в больницу, помоги.»
Со всех ног я бросился в дом своей двоюродной тетки, поспешно объясняя ей, что случилось на кузнице Степана. Тетушка моя, Анна Сергеевна, слава Богу, сразу все поняла, и приказала своему конюху запрячь телегу чтобы отвезти мужиков в земскую больницу в Волошиху. «Там хорошая больница, хоть и открыта недавно и врачи там хорошие, помогут». Но это не очень понравилось мужу моей тети, но она сразу осадила его. «Как ты можешь так, ведь ты сам являешься представителем земской управы, люди тебя избрали, а ты их бросаешь в беде?» - Сказала она, таким образом поставив точку в их неуместном разговоре.
Позади была глухая ночь, на траву мирно уже оседала утренняя роса, когда мы заехали к больничной двор в Волошихе. Из больницы вышел дежурный врач и два санитара, занесли в комнату наших больных. Нас оставили во дворе. Когда стало уже достаточно светло, я разглядел, большое строение, в два этажа, это была земская больница. На первом этаже был приемный покой и операционная, на втором палаты с больными, а в левом крыле здания лежали больные дети. Я думал, что здесь мало народу, но когда утреннее солнышко стало заглядывать в небольшие окна земской больницы, я очень был удивлен тем, что она совсем была заполнена людьми.
Через полтора часа к нам вышел дежурный врач, это был молодой крепкий мужчина с пышными усами, он сказал, что состояние здоровья наших пострадавших удовлетворительное, и мы можем возвращаться домой. Еще более, я удивился, когда на мой вопрос, сколько мы должны за помощь, он ответил, что ничего, это все за счет земской управы.
После этих событий я стал частым гостем этой больницы. Познакомился с врачами, очень интересные и простые люди. Большинство из них пошли работать в земскую больницу не ради выгоды или денег, а по призванию, ради людей, которым они помогали. Еще, это была весьма важная практика, в которой нуждался каждый врач. Через месяц я напросился на работу в больницу, меня взяли, правда, не врачом, а санитаром. Это было настоящее испытание на то, способен ли я в дальнейшем быть врачом или нет.
Большие тяжелые капли упали на брусчатку. Холодные мокрые листья шелестели, словно тяжелый шелк. Моя тетя, Анна Сергеевна и ее муж, Петр Кузьмич, провожали меня на Московском вокзале на поезд, который должен был отвезти меня домой в Петербург.
Тоскливо мне было прощаться с ними, за долгое время я очень привык к ним, а еще к той жизни, которой я жил последнее время. Но самое главное, это лето стало решающим для меня, я выбрал для себя будущее, я вернусь сюда на Кубань, вернусь в земскую больницу, к этим простым, добрым людям, чтобы выполнить свой долг, долг врача.
Тема. Развитие промышленности во второй половине XIX века.
(Рассказ)

Односельчанин мой, Дмитрий Строгов, вел меня по узкому коридору на второй этаж. Там была контора по найму рабочих.
Еще неделю назад я приехал в Юзовку, наниматься на работу, но сразу не нашел Дмитрия, пришлось заночевать на постоялом дворе, но это было очень дорого. Наконец второго дня я добрался до рабочих бараков, спасибо, люди добрые подсказали. Людей здесь было, в этой Юзовке, аж в глазах рябить начинало. Шло какое-то огромное строительство. Кто-то грузил огромные ящики, другие на подводах везли большие железные трубы, третьи перебрасывали большую кучу какого-то строительного материала, четвертые крутили большие катушки с канатов. Но среди этих людей я не нашел Дмитрия. Только вечером, когда я пришел к нему домой, он объяснил мне, что работает не на стройке, а в самом заводе, у доменной печи, которая выплавляет металл.
Мы остановились возле большой, обшарпанной конторской двери. Дмитрий посмотрел на меня и сказал: «Ты все понял? Во-первых, скажи, что ты грамотный, во-вторых, что согласен на любую работу. Сейчас очень нужны рабочие, они обязательно тебя примут. Только просись на завод, сейчас учеником, а через три месяца самостоятельно работать будешь, там и зарплата большая и жилье тебе сразу дадут, в бараке, не соглашайся на строительство...». «Понял» - сказал я и робко вошел в помещение.
Мое волнение было очень большое. «Примут или нет?» - думал я, но все произошло гораздо проще. Худенький, маленький мужчина в толстых очках, которого не видно было за кучей писем, внимательно посмотрел на меня, попросил мой документ. Долго его читал, потом что-то писал, спросив, понимаю я грамоту и могу ли считать. А потом, обратился к молодому писарчуку, который сидел за соседним столом, попросил внести мои данные в конторскую книгу участка № 3. Встав из-за стола, протянул мне вместе с моим документом еще три письма: «Это ваше новое удостоверение, Вы теперь будете работать на заводе Джона Юза, это разрешение на вселение в барак №24а, а это пропуск на завод. Начинаете работать с завтрашнего дня. Четыре месяца учеником, а затем начнете самостоятельно. До свидания»
Так состоялось мое трудоустройство. Выйдя из канторы, я обнял Дмитрия. Бурная радость меня заполнила. Ведь, через четыре месяца, я уже смогу забрать из деревни свою молодую жену вместе с сыночком, я буду хорошо работать, и они не будут ни в чем нуждаться. Дома остались родители и два брата с семьями, но земли, которая была выделена для нашей семьи, было очень мало, совсем все обеднели. Брать все лето батрачили у сельского барина, который за их тяжелый труд платил копейки, потому что, желающих было очень много. А отец с матерью тоже едва концы с концами сводили. Спасала только отцовская пасека, с которой и зимой продавая мед выживали, и выкуп за тот малый кусок земли платили. Едва только не голодали и жили в нужде. А тут сам решил жениться, родился мальчонка, совсем плохо стало, вот и решил я искать другой судьбы себе и семье своей. Конечно, тосковало сердце за родным краем. Закрою глаза и вижу землю, на которой колосится пшеница, цветы тают в утреннем тумане, заря что растеклась на вечернем небе. А что мне эта красота, когда нищета гонит из дома, как смотреть в глаза своего сына, который будет просить кушать, как объяснить любимой жене, что есть желание ради нее горы свернуть, но где те горы? Что же надо привыкать к новой жизни, налаживать быт, знакомиться с новыми людьми.
Прошло полгода. Я уже самостоятельно работаю в доменном цехе. Месяц назад забрал семью к себе. Как они все обрадовались, когда я приехал. На сэкономленные деньги сумел купить всем подарки. Родители долго плакали, когда мы начали собираться в Юзовку, но что поделаешь, они понимают, что дома на те деньги, которые они зарабатывают, не проживешь. К приезду семьи я уже немножко обжил наше жилье. Это была одна комната, но она была наша. Мой сын начал ходить и сказал первое слово. Я много работаю, но это себя оправдывает, я знаю, что смогу обеспечить свою семью, построить дом, родить еще двух сыновей, такая моя мечта.

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Опубликовано: 2592 дня назад (14 марта 2017)
Просмотров: 1963
+1
Голосов: 1
Татьяна Викторовна Иванова # 14 марта 2017 в 20:34 0
Татьяна Владимировна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей статьей: Как мотивировать ребенка к изучению истории. ЗДОРОВО! Креативно! Очень заинтересовали рассказы. Статья на СЛАВУ, Я кричу сейчас ВАМ: "БРАВО!" Мой голос +1, УСПЕХОВ!!!
Сергей # 14 марта 2017 в 20:36 0
Спасибо большое за статью. Очень интересная и полезная информация.
Владимир # 14 марта 2017 в 20:37 0
Интересная разработка, обязательно воспользуюсь. Спасибо
Валентина Николаевна Разумова # 14 марта 2017 в 21:23 0
Татьяна Владимировна, добрый вечер. Ваши размышления меня заинтересовали. Проблемы есть. Трудно преподавать такой предмет, как история, в наше неоднозначное время, когда делаются попытки переписать историю. Когда появляется столько новых, в том числе исторических, фактов. Ваши рассказы понравились. Интересное решение. Это по поводу самой публикации. По оформлению: необходимо в начале материала указать автора, описание и назначение публикации, а также цель и задачи. Это требования сайта к оформлению материалов. На редактирование у вас есть три часа с момента публикации.
Желаю удачи!
Ирина Владимировна Юхнова # 17 марта 2017 в 10:27 0
Уважаемая, Татьяна Владимировна! У Вас родилась замечательная идея. Когда я училась в школе, то, честно сказать, история мне давалась с трудом.И, размышляя с учётом вашей технологии "окунания в эпоху", я уверена, изучение сухих фактов станет доступным, интересным. Ведь теория, подкреплённая практикой ( в данном случае "картинкой" из эпохи) позволит зафиксировать в памяти надолго излагаемый материал и "выдать" его, при необходимости, используя зрительный (картинка) или слуховой (рассказ) фиксатор, который запустит отложенную в памяти тему.