Автор: Учитель Климова Марина Герасимовна. Образование высшее, специальность – немецкий и английский языки, история. Педагогический стаж работы – 28 лет.
В настоящее время преподаю историю в средней общеобразовательной школе с. Крабозаводское, Южно – Курильского района, Сахалинской области. Опыт работы по теме «Формирование ценностно – смысловой компетенции в условиях технологии обучения истории на образно – эмоциональной основе» будет полезен и молодым, начинающим педагогам, и учителям со стажем. Это первые шаги в сочетании научных знаний и опыта при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты в обучении истории
Образно – эмоциональная основа в обучении истории
В современной России образование вообще и историческое образование в частности стало важнейшим ресурсом социально – экономического, политического и культурного развития нации. Сегодня речь идёт о способностях выпускников школы видеть и творчески решать возникающие проблемы. А способность школьников к самоидентификации и определению ценностных приоритетов формируется, прежде всего, на основе осмысления исторического опыта своей страны в процессе усвоения школьного курса истории России и мира. Преодолеть стереотипы собственного педагогического мышления, сформировать ценностные представления обучающихся на уроках истории помогает технология обучения на образно – эмоциональной основе. Методы и приёмы данной технологии формируют способность обучающихся видеть и понимать окружающий мир, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Идея использования эмоционального образа в предметном обучении не нова. Современные общепсихологические (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолова, В.Т.Фоменко) и дидактические (М.С. Атаманская, Е.Е. Вяземский, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская) теории базируются на исследованиях психологов и педагогов XIX – XX вв. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.). Автор термина «деятельность» М.Я. Басов отмечал, что предметом особого значения является деятельность, с помощью которой устанавливается отношение к среде. Сегодня эту способность мы называем важнейшим личностным результатом изучения истории, а доктор педагогических наук В.Г. Фоменко указал феномен, способствующий открытию человеком собственного личного смысла в деятельности – эмоциональный образ.
Предъявление образа
Актуализация эмоционального образа на уроке истории достигается с помощью различных дидактических средств: художественных, музыкальных, литературных, когнитивных, цветовых, символических образов, разработанных на основе современных информационных технологий В.Т. Фоменко, Н.Г Тищенко. Эмоциональный настрой позволяет изменить мотив деятельности школьников от получения положительной оценки на уроке к усвоению содержания изучаемой темы. Так, яркий образный ряд возникает в сознании обучающихся 7 класса на уроке по теме «Смута» при обращении к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», фрагментам художественного фильма «1612», которые дают зрительное представление о событиях эпохи. Эпиграф А.Палицына «Россию терзали более свои, нежели чужие…» активизирует мыслительную деятельность, подводит семиклассников к осмысленному самостоятельному выводу по теме. На этапах первичного усвоения новых знаний, их обобщения и систематизации, важнейшим дидактическим средством становится символ (от греч. – «знак», «опознавательная примета»), который, обладая выразительностью, концентрирует в себе и смысл и знание. Яркий образный ряд возникает в сознании обучающихся при обращении к схемам и опорным сигналам, создаваемым по методике Кочетова Н.С., схемам и таблицам Кириллова В.В. и Кузнецова И.Н. Продуктивным является использование когнитивных дидактических средств на уроках всех типов, когда обучающиеся самостоятельно и под руководством учителя изучают новую информацию, используя текст учебника, документы и дополнительные источники.
Память – образ
Образно – эмоциональная ситуация, созданная с помощью яркого эпизода, воссоздающего исторические события (месть княгини Ольги за смерть мужа в кинофильме «Легенда о княгине Ольге») вызывает у школьников волну эмоций, приводит в состояние психологической активности. При этом включается образная (зрительная, слуховая), эмоциональная, мгновенная (иконическая) память. Важным является возвращение к образно – эмоциональной ситуации, созданной в начале урока. Это приводит к созданию исторического образа, переосмысленного в свете изученного материала, а значит – личностно значимого для обучающихся. Наиболее ярко этот процесс наблюдается при изучении правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, когда рациональное и эмоциональное содержание объекта соединяются и создают целостный образ, а школьники, пополняя багаж знаний, расширяют представление о правителе и его эпохе. Используя дидактический инструментарий при создании образно – эмоциональной ситуации необходимо тщательно отбирать видеоматериалы, произведения литературы и искусства, соотносить их с логическим заданием, проблемной задачей отдельного этапа и всего урока. При изучении темы «Нашествие с Востока» обучающиеся ищут ответ на вопрос: «Почему монголо – татарам удалось завоевать большую часть русских земель?». Просмотр кадров из кинофильма «Монгол» о законах государства, созданного Чингисханом (Темучином), анализ карты «Русь в XII – начале XIII века», обращение к решению князей на съезде в Любече 1097 года, позволяют школьникам сформулировать ответы на вопрос. Образно – эмоциональная основа уроков истории позволяет нам разгадывать сущностные черты характера отдельных правителей и всего народа, осознавать закономерность событий в их глубокой внутренней взаимосвязи, запоминая при этом имена, понятия и даты.
Литература
1. Абакумова К.В., Фоменко В.Т. Дидактические модели образовательного процесса // Инновационная школа. 1998. №2 (10).
2. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982.
3. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. М.: Наука,1980.
4. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. 10 класс(лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) / Авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.
5. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н.А. Стыденко. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. История России в картинах русских художников.
7. Кононова Алла. История России в картинах русских художников. АСТ, 2010.
8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
9. Москва в картинах Василия Сурикова. Москва: Фома, 2012
10. Рычик М.В. От наглядных образов к научным понятиям.К.: Рад.шк., 1987
11. Осадченко Н.Г. Технология обучения на образно – эмоциональной основе как средство индивидуализации обучения. Просвещение. Общественные науки. Интернет – издание для учителя
12. Отечественная война 1812 в картинах. Москва: Фома, 2012.
13. Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы : проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
14. Тищенко Н.Г. Построение процесса обучения на образно – эмоциональной основе, Ростов – на – Дону, 2007 библиотека диссертаций.
15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.В.В. Козлова, А.М.Кондакова. М.:Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
16. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного обучения. М.: Сентябрь, 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Цели применения ИКТ на уроках истории
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни".
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I
Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
КВН по истории Казахстана
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года