Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Мишка в гостях у ребят».
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях.
Задачи:
Коррекционная: Закрепить четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата;
Совершенствовать навыки правильного речевого дыхания, к выдуванию изолированного звука [Ш]
Совершенствовать лексико-грамматические категории (согласование глаголов прошедшего времени с существительными);
Развивающая:
Развитие фонематических процессов, слуховой памяти, внимания,
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательная:
Воспитывать желание красиво и правильно говорить;
Формировать положительную мотивацию на занятии;
Учить внимательно слушать педагога, концентрировать внимание на задании
Прививать культуру поведения на занятии и в разговоре.
Оборудование: плюшевый Мишка, мешок, предметные картинки со звуком [Ш], картинки с символами звуков, полоски картона (длинная и 2 короткие) , звуковая дорожка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Посмотри,кто сегодня к нам пришел на занятие?
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(Плюшевый медведь)
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Мишка очень любит сказки. А мы с тобой расскажем ему сказку про Веселого язычка:
Веселая прогулка
(Е. М. Косинова)
Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко,
посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.
Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с
крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Покажи, как бегал ежик. Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Ежик
У меня в иголках шерстка
И норе запасов горка.
Лучше ты меня не трожь!
Я – колючий серый еж!
О. Перова
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел
присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.
Футбол
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
Качели
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Индюк
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Мы с тобой тоже поможем Язычку месить тесто.
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
О. Перова
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Покажи, какой у Язычка
получился блинчик.
Блинчики
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
О. Перова
Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Вкусное варенье
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Покажи, какая у него была
красивая чашка.
Чашка
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит:
«Язычок, пора спать!»
Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы
с тобой почистим зубки.
Чистим зубки
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый
2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Фокус» А теперь мы с тобой повеселим Мишутку и покажем ему фокус: Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на верхнюю губу так, что бы посередине языка был желобок и сдуй ватку, положенную на кончик носа (Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.)
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.
3. Повторение артикуляции звука [Ш]
- Посмотри, какой красивый красный шарик принес с собой Мишка. Ой, но он кажется сдувается. Послушай, какой звук он издает. Правильно шипит. А ты умеешь шипеть? Веди пальчиком по дорожке и шипи как шарик. А теперь веди карандашиком по этой дорожке старайся за края дорожки не заходить и не забывай шипеть.
- Расскажи Мишке как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).
4.Автоматизация звука в слогах.
- Мишка шепнул мне на ушко, что хочет научить тебя говорить на игрушечном языке. Ты хочешь научиться? Тогда повторяй за Мишуткой.
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Ша-шу-ши
Шо-ши-ше
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
5. Пальчиковая гимнастика.
Наш мишутка решил построить дом, хочешь ему помочь?
"Дом"
Я хочу построить дом,
Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
Пальчики обеих рук соединить в кружочек
Чтоб у дома дверь была,
Ладошки рук соединяем вместе вертикально
Рядом чтоб сосна росла.
Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой
Солнце было, дождик шёл,
Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения
Нелегко было мишке. Поэтому, когда он уставал, то тихонечко пыхтел.
Вот так: ШШ – ШШ – ШШ…
6. Звуко-слоговой анализ слова
-Положи длинную полоску обозначающую целое слово- МИШКА. Сколько частей в этом слове, как можно проверить. Правильно прохлопать. Выложи столько коротких полосок, сколько хлопнул раз в ладоши. (2) Сколько букв в слове- МИШКА (5). Выложи слово-МИШКА используя символы:
7. Физкультминутка
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся и садись.
8. Автоматизация звука в словах. Развитие слухового внимания и памяти
Мишка приготовил для тебя интересные задания и предлагает поиграть с ним. Из своего волшебного мешочка он будет доставать картинки, а ты забирай себе только те, картинки в названиях, которых слышится звук [ш] и определи место звука в слове: шишка, шапка, камыш, петушок, вешалка, кукла, ружье, ложка, шубка, ёжик, пушка, плюшка;
9. Автоматизация звука в предложениях.
- Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговори предложения. Узнай, что делал Мишутка. (Мишка съел шоколадку. Мишка съел грушу. Мишка съел вишню. Мишка одел шорты, Мишка нашел шишку, Мишка повязал на шее шарф, Мишка спал на подушке, Мишка погладил кошку, Мишка играл с кошкой.)
III.Подведение итогов.
Мишке пора собираться домой. Он говорит тебе спасибо за интересную игру. Вспомни как мы произносим звук [Ш]? Какие слова со звуком [Ш] ты запомнил. Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук [Ш] и слова с этим звуком.
Рекомендуем посмотреть:
Гимнастика для язычка в стихах
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [р] в словах у реб
Фото отчёт с индивидуального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [р]