Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [р] у ребёнка с ОНР (3 уровень речевого развития).
Автор: учитель-логопед Клокова Светлана Вячеславовна, г. Арзамас, МБДОУ д/с № 39.
Описание: Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [р] у ребёнка с ОНР (3 уровень речевого развития) будет интересен в первую очередь учителям-логопедам, а так же педагогам детских дошкольных учреждений, учителям начальных классов и родителям.
Тема: Автоматизация звука [р] у ребёнка с ОНР (3 уровень речевого развития).
Цель: Закрепление правильного произношения звука[р] в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием актуальных технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнить артикуляцию звука [Р];
-Автоматизировать звук [Р] в словах, словосочетаниях, фразах используя тему «Животные жарких стран»;
-закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже;
-совершенствовать навык анализа предложений;
-развивать фонематические представления (определять начальные и конечные звуки);
-упражнять в грамматически правильном построении фразы;
-совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.
Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, восприятие, тонкую и общую моторику, выразительность движений и мимики;
-развивать тактильно-кинетическую чувствительность.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.
Оборудование:
-символы гласного, согласного (твердого, мягкого, звонкого, глухого) звука;
-символы разного положения губ, языка, воздушной струи;
-массажный шарик «Су-Джок»;
-настольная игра «Зоопарк» с пластмассовыми игрушками зебры, жирафа, тигра, гепарда, носорога, льва, бегемота, слона;
-ящик с песком (100х60 см).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.
Организационный момент.
Логопед встречает ребёнка в кабинете словами:
Ты пришёл ко мне играть,
Слушать, думать, размышлять.
Потянись руками вверх,
Посмотри направо,
Опусти ладошки вниз
И тихонечко садись.
2.
Сообщение темы занятия.
Логопед сообщает малышу, что на сегодняшнем занятии они будут продолжать правильно и красиво произносить звук [р] в словах, словосочетаниях, фразах.
3.
Уточнение правильной артикуляции при произнесении звука [Р].
Логопед:
"
Выбери карточки-символы, которые показывают, как правильно произносить звук [р]".
Ребёнок выбирает карточки и кладёт их перед собой.
Логопед просит уточнить:
"каким должен быть язычок при правильном произношении звука [р]"?
(Широким).
"Что должен делать ротик?"
(Улыбаться).
"Какой должна быть воздушная струя?"
(Сильной, холодной).
4.
Характеристика звука [Р].
Логопед просит дать характеристику звука [р].
Ребёнок выбирает карточки, кладёт их перед собой и комментирует свои действия:
"
Звук [р]-согласный, бывает твёрдый и мягкий, всегда звонкий.
5
.Изолированное произнесение звука с помощью Су-Джок тренажёра.
Логопед просит взять в руки массажный шарик и катая его по каждому пальчику, изолированно, повторяя за логопедом интонацию, произнести красиво звук [р].
(Громко, тихо, кратко, длительно).
6.
Игра «Зоопарк».
Логопед:
"
Посмотри на игровое поле и назови место, куда мы попали".
Ребёнок читает
«Зоопарк», отвечает:
«Мы попали в зоопарк».
Логопед просит взять из коробочки только тех животных, которые живут в жарких странах, расставить их друг за другом на дорожке, и поиграть в
Игру «Посчитай». (Нужно назвать животных по порядку)
Ребёнок считает: "
Зебра первая, слон второй, тигр третий, жираф четвёртый, гепард пятый, носорог шестой, лев седьмой, бегемот восьмой"
.
7.
Игра «Кто где стоит?»
Логопед:
"
Где стоит слон?" (Слон стоит между зеброй и тигром)
"
За кем стоит носорог?"(Носорог стоит за гепардом)
Логопед продолжает задавать вопросы, уточняя кто где стоит,
обогащая словарь ребёнка простыми и сложными предлогами, наречиями.
(Между, перед, за; впереди, сзади)
8.
Игра «1-2 -5 -9».
На закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.
Логопед просит посчитать по схеме «1-2 -5 -9».
"Огромный носорог".
Ребёнок считает по схеме.
("один огромный носорог, два огромных носорога, пять огромных носорогов, девять огромных носорогов")
Так же считает:
грозный тигр,
красивая зебра.
9.
Игра «Измени».
(Спряжение в настоящем времени)
Логопед просит глядя на карточки-символы изменить фразу:
" Кормить красивую зебру"
Ребёнок, глядя на карточки- символы, спрягает:
"Я кормлю красивую зебру.
Ты кормишь красивую зебру."
Он…
Она…
Они…
Мы…
Вы…
10.
Игра «Объясни словечко».
Логопед просит малыша объяснить значение слова
длинношеее, горбатое, полосатое, пятнистое.
Ребёнок подробно объясняет, что:
" Длинношеее животное- это то, у которого длинная шея. Это жираф".
И так далее.
11.
Развитие фонематического слуха.
Логопед:
"
Убери в коробку только тех животных в названиях которых есть звук [Р]".
Ребёнок убирает зебру, тигра, жирафа, гепарда, носорога.
Льва, слона, бегемота оставляет на месте.
12.
Физкультурная минутка.
Логопед просит изобразить с помощью рук, различных движений и мимики животных (жирафа, зебру, крокодила, тигра, носорога).
13.
Игра с песком
Логопед:
"
Назови место, где живут животные о которых мы с тобой говорим".
Ребёнок:
"
Все эти животные живут в Африке".
Логопед:
"
В Африке много песка, давай и мы поиграем с песком". (Ребёнок трогает песок ладошками, пропускает его через пальцы, пересыпает…)
Логопед:
А теперь
задания:
1.
"Расставь вверху нашей пустыни травоядных, а внизу хищных животных. Объясни, почему они так называются".
Ребёнок выполняет и объясняет:
"Я поставил вверху зебру, потому что она травоядное животное, она питается травой".
И так со всеми животными из коробочки.
2.
"Назови первый и последний звук в словах, запиши количество слогов на песке".
Ребёнок называет первый и последний звук, а затем пальцем рисует слева направо полоски на песке, соответствующие количеству слогов в слове.
3.
"Составь предложения о животных, запиши схемы предложений". (С предлогом и без предлога).
Ребёнок составляет предложения, типа:
"Зебра питается травой. Зебра легла на траву".
Чертит пальцем схему предложения из 3 и 4 слов. Анализирует их. (Какое первое слово, последнее слово, слово предлог…)
14.
Игра «Прятки»
Логопед просит спрятать-закопать животных по инструкции и прокомментировать свои действия.
Логопед:
"Спрячь тигра в верхнем, правом углу".
Ребёнок прячет игрушку, закапывая её песком, и уточняет:
"Я прячу тигра в верхнем, правом углу".
И так с четырьмя игрушками.
15.
Игра «Следы на песке».
Логопед просит ладонями и пальцами изобразить следы животных.
(Ребёнок фантазируя изображает следы).
16.
Игра «Вспомни».
Логопед предлагает ребёнку вспомнить куда он спрятал игрушки и проверить, правильно ли он сказал.
Ребёнок говорит:
«Я спрятал зебру в верхнем, правом углу».
Затем откапывает игрушку, проверяя свои слова.
17.
Итог занятия.
Логопед просит сказать ребёнка своё мнение о занятии: что понравилось, что вызвало трудности, какой звук мы закрепляли на протяжении всего занятия.
Затем логопед благодарит и хвалит малыша.
Рекомендуем посмотреть:
Итоговое игровое логопедическое занятие в подготовительной группе
Задания для закрепления знаний детей логопедической группы по теме: Дикие животные жарких стран
Конспект занятия в группе для детей с ОВЗ с презентацией
Автоматизация звуков в условиях семьи по заданию логопеда