Конспект игровой экспериментально — познавательной образовательной ситуации «Ароматный воздух»
Созданная в начале игровой ситуации проблема плюс сюрпризный момент (обезьянка Анфиска) позволили развить сюжет игры в младшей группе
Программные задачи: закрепить знания детей о качественных характеристиках воздуха: легкий, невидимый, движется; познакомить со свойствами: не имеет запаха, но может передавить, переносить ароматы; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать исследовательский интерес.
Материалы и оборудование: 3 воздушных шарика, веер, стакан с водой, коктейльная трубочка, лупы и маски собачки и кошечки - «сыщиков»;
2 тарелки с цитрусовыми (апельсины, лимоны), завязанный пакет, наполненный воздухом; освежитель воздуха, игрушка – обезьянка.
Предварительная работа: коллективное изготовление Приглашения в детский сад для обезьянки.
Воспитатель: Ребята,я думаю, обезьянка уже получила наше приглашение и вот-вот зайдет к нам. Вы готовы к встрече с веселой обезьянкой? Ну что же она задерживается?!
А давайте мы пока поиграем: (Речь с движением)
Солнце, солнце высоко!
Руки вытянуты вверх, ладони раскрыты
Нам на солнышке тепло
Ладонями гладим щеки
Тает снег отлучей,
садимся на корточки
Вы за ручейком идите-
Лужи все перешагните.
Идем большими шагами
Вот веселый воробей
руки за спину, сгибаем в локтях.
В лужице купается
Чистит перышки свои
руки вытягиваем вперед, поглаживая их поочередно кистями рук.
А теперь полетели
и на место тихо сели
садятся на корточки.
(Стук в дверь): (идет закрепление знаний о свойствах воздуха, полученных на предыдущем
занятии: легкий, невидимый, движется, ощущаем)
Воспитатель: Кто там? (идет открывать. В дверь быстро «вбегает» обезьянка
с шарами в руке, один маленький - наполнен водой)
Обезьянка: Ой, ребята, я получила от старичка –боровичка такое
красивое приглашение! Это не вы нарисовали?
Дети: мы.
Обезьянка: Значит, я правильно прибежала! Нашла вас и даже подарки
прихватила! Ой, поздороваться забыла! Здравствуйте! Меня зовут Анфиска.Фу, ты, как я торопилась, вспотела даже. Что мне сделать, чтобы прохладнее стало?
Воспитатель: А ты веер возьми.
Обезьянка: Думаете мне это поможет?
Дети: Да, поможет..
Обезьянка: А как? (крутит в руках веер и не знает, что с ним делать)
Дети: Обмахнись.
Обезьянка: А зачем? мне и так жарко?
Воспитатель: Ребята, кто объяснит обезьянке, почему?
Дети объясняют: (воздух подвижен, он охладит)
Обезьянка: Ну, попробую! (машет) Ой, и впрямь, воздух на меня движется.
Так прохладно. Ой, а теперь пить так хочется!
Воспитатель: Ну, обезьянка, я поняла, почему тебе жарко стало: что это ты в
шарике носишь такое тяжелое?
Обезьянка: Так вода это! Я же говорю: пить хочу. Я же не знаю, есть у вас тут
вода или нет. Вот только не пойму: вот эти три шарика, а они вверх
смотрят, а здесь один – он вниз опустился?
Воспитатель: Ребята, а вы сможете объяснить обезьянке, почему такое
происходит?
Дети: (объясняют).
Обезьянка:А вот этот шарик я тоже вам несла, но только он почему-то в
тряпочку превратился. Почему – не знаю. А он мне так нравился (всхлипывает)
Дети: объясняют, почему и дарят ей новый шарик, рассказывают,
(Дыхательная гимнастика. Как воздухом можно шарик наполнить)
Воспитатель: Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь. (выдох ртом)
Обезьянка: Он невидимый, но все- же
Без него мы жить не можем
Воспитатель: Правильно, ребята, вы хорошо запомнили: мы вдыхаем воздух носом, а выдыхаем через рот. Ну, ты отдышалась
обезьянка? А то нам с ребятами еще много дел надо переделать.
Обезьянка: А мне можно с вами вместе дела переделывать?
Дети: Можно, конечно, можно!
Обезьянка: Вот спасибо! А что это у вас так вкусно пахнет? Прямо апельсинами, что – ли? Это что ваш воздух так вкусно пахнет? Я очень люблю апельсины! Все обезьяны любят! Вот послушайте:
Апельсины и бананы,
Очень любят обезьяны.
Любят детки, любят мамы,
Могут съесть их килограммы.
Любят папы — обезьяны
Апельсины и бананы
Воспитатель: Что ты, обезьянка, даже дети наши знают, что воздух не имеет запаха. Скажите дети, воздух пахнет?
Дети: нет, он без запаха.
Обезьянка: А вот и пахнет, я же слышу апельсиновый запах?
Где пахнет? Ой, как я люблю апельсинки!
Воспитатель: Ну, не знаю где это пахнет. Хоть сыщиков вызывай. Дети, а где сейчас сыщики наши, давайте их позовем. Что-то и в правду апельсинами запахло, или лимоном?
(Двое детей – сыщики, надевают маски собачки и кошки, они хорошо ощущают запахи)
Дети вместе с воспитателем отправляются на поиски; воспитатель подводит детей к пакету, наполненному воздухом и завязанному, предлагает проверить, есть ли там запах апельсинов? Развязывает пакет, нюхает сама, принюхиваются дети.
Воспитатель: Есть ли запах в пакете? А что в нем есть? Почему пакет кажется полным?
Дети: Воздух там.
Воспитатель: Есть ли у воздуха запах?
Дети: нет, у воздуха запаха нет.
Воспитатель: А почему мы тогда ощущаем в воздухе запах?
Дети вместе с воспитателем продолжают поиски источника запаха.
Собачка и Кошка бегут впереди всех и обнаруживают с помощью лупы тарелки с фруктами, выясняют, что аромат исходит от цитрусовых.
Воспитатель: Почему, если пахнут фрукты, нам кажется, что пахнет воздух?
Это потому, что воздух умеет передавать, «переносить» ароматы! Чем ближе к источнику запаха, тем сильнее он чувствуется аромат. Вот смотрите, я сейчас зайду в спальню и распылю освежитель воздуха. А вы, как услышите запах, скажете, чем пахнет? Почувствовали? А теперь подойдите ко мне ближе, сильнее пахнет? Это в группе. А воздух на улице так же переносит запах, если мы почувствуем запах пищи из кухни в коридоре? А посмотрите, как пахнут новые игрушки?!
Что нового мы с вами, ребята и дорогие наши сыщики, обезьянка, узнали о воздухе? (дети называют признаки, возможно, отвечая на вопросы):
1.Воздух не имеет запаха,
2. Воздух умеет переносить, «передавать» аромат;
3. Чем ближе к источнику запаха, тем ароматы сильнее, чем дальше от него, тем слабее.
Воспитатель: Спасибо, вам, дорогие сыщики за помощь в расследовании дела, и еще сегодня здорово помогали сыщикам (ФИ детей). Молодцы!
Апельсин нашли? Нашли. А делить будем? Давайте. Приготовили пальчики.
Пальчиковая игра:
Мы делили апельсин, (Показать круглыми пальцами апельсин)
Много нас, а он один (указательный палец левой руки вверх).
Эта долька для ежа, (изображают руками ежа
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят, (мизинец и указательный палец изогнуты)
Эта долька для бобра, (пальчики в щепоть, постучать, изображая бобра)
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда! (погрозить левым указательным и помахать).
Обезьянка забирает апельсины, уходит, дети расходятся пить сок и на прогулку. Воспитатель: Вот и поиграли. А теперь помогите мне, пожалуйста, убрать все, чем мы пользовались во время игры Дети наводят порядок после экспериментирования.
Рекомендуем посмотреть:
Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования
Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование