Из опыта работы воспитателя детского сада
Опыт организации совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования. Методика организации.
Автор: Беляева Наталья Владимировна
Место работы: МДОУ"ЦРР - д/с № 188 "Радость" г.Саратов.Методика организации совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования.
Наработанный мною практический материал позволил мне описать методику проведения занятий с использованием детского экспериментирования.
Первый этап - это разработка хода совместной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность с детским экспериментированием интегрирует в себя многие области воспитания и образования дошкольников. Помимо проведения непосредственного опыта для знакомства с каким-либо свойством в процессе такой деятельности, дети расширяют свои представления по истории, географии, у них формируются элементарные математические представления, развивается речь и моторика. Приведу пример на основании совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы "Поможем маме постирать платочки".
Задачи деятельности:
1. Развитие речи (упражнять в составлении описательного рассказа (описывают трудовое действие), употреблении прилагательных (горячая, холодная, теплая), упражнять в произношении звука "р");
2. Формирование элементарных математических представлений (навыки счета, знакомство с геометрическими фигурами, ориентировка в пространстве (вверх-вниз, вправо-влево, назад-вперед);
3. Сенсорное развитие (определение по осязанию и сравнение по контрастности температуры воды);
4. Развитие мелкой моторики руки, формирование сенсорно-моторной координации;
5. Формирование элементарных трудовых навыков;
6. Воспитательные задачи:
-формировать чувство удовлетворения и радости в ходе выполнения трудового процесса и в конце работы;
-воспитывать стремление доводить дело до конца.
Одним из следующих шагов при подготовке к совместной деятельности - это подготовка демонстрационных пособий, оснащение рабочих мест в соответствии с количеством детей, обеспечение достаточными материалами для индивидуальных экспериментов.
Прежде всего следует организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько столов) с необходимыми материалами. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Во время проведения эксперимента воспитатель не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними.
Места не закреплены за детьми жестко. Каждый может устроиться, где захочет, выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется взять какой-либо инструмент или материал (при соблюдении техники безопасности). При этом следует учитывать необходимость нахождения воспитателя рядом с детьми, испытывающими затруднения или требующими особого внимания педагога.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивало возможность каждому участнику видеть работу других, непринужденно обсуждать цели, ход деятельности и полученные результаты. Во время экспериментирования дети часто обмениваются мнениями и открытиями ("Смотри как у меня!", "Я понял как это сделать!", "У меня получилось!").
В процессе опытной работы была разработана примерная схема совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования:
1. Повторение правил техники безопасности для детей при проведении опыта.
2. Постановка проблемы.
3. Поиск пути решения проблемы. Обсуждение идей и предположений детей.
4. Проведение наблюдения, опытная проверка (непосредственный эксперимент).
5. Обсуждение итогов и формулировка выводов.
6. Домашние задание (предложение выяснить дома какое-либо новое свойство или познакомить с проведенным опытом и выводами родителей, познакомиться с познавательным материалом по теме).
7. Уборка рабочих мест.
В начале экспериментальной деятельности важно заинтересовать детей, ввести в деятельность без принуждения. Этого можно достичь предлагая рассмотреть подготовленный для эксперимента материал, предлагая интересные цели. Например, тема "Воздух", дети должны были определить, что находится в пустой банке. После детских ответов, что в банке ничего нет, начинаем манипулировать с пакетами. Набираем в них воздух - стали выпуклыми, значит в них что-то есть.Дальнейшим обсуждением выясняем, что воздух занимает место и далее знакомимся с остальными свойствами воздуха.
На этом примере показано, что отправным моментом может стать специально "смоделированная" воспитателем проблемная ситуация (пустая банка, но в ней что-то есть), привлечение внимания детей к предметам им незнакомым, показ коллекции и другое.
Помимо проблемной ситуации отправной точкой могут выступать реальные события, происходящие в данный период (яркие природные явления, результаты человеческой деятельности, события, происходящие в художественном произведении).
Во время совместной деятельности важно, чтобы воспитатель занимал демократическую-партнерскую, а не авторитарную позицию. Воспитатель включается в непосредственную деятельность, обсуждает замыслы, анализирует вместе с детьми образцы, комментирует шаги работы, так как, помимо всех образовательных целей, такая совместная деятельность должна способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности у дошкольников.
В процессе своей деятельности дети должны стремиться к высказыванию собственного мнения к формулированию своих выводов. Воспитатель лишь наводящими вопросами и действиями подталкивает детей к правильным решениями. В старших группах важно избегать излишней научности (воспитатель в процессе деятельности должен дать детям только те представления, которые им доступны).
Помимо основных моментов, описанных выше, в ход совместной деятельности часто включаются игровые моменты ("рыбалка" при знакомстве со свойствами магнита).
В конце деятельности дается "домашнее" задание. Например, после ознакомления с круговоротом воды в природе, можно попросить детей рассказать родителям сказку о приключениях капельки и сделать совместные зарисовки.
Совместная деятельность в лаборатории для детского экспериментирования по времени рассчитывается согласно возрастной группе дошкольников. Но опыт показал, что необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый ребенок, действуя в собственном темпе смог справиться с работой, достичь желаемого результата.
В заключении хочу привести пример правил техники безопасности, разработанный для проведения детского экспериментирования в лаборатории для воспитателя и детей.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:
1.Воспитатель готовит необходимый инвентарь, оборудование в день проведения совместной деятельности.
2.Столы (рабочие места для детей) подбираются по высоте в соответствии с задачами деятельности и ростом детей.
3.При работе с водой, мытье рук воспитатель обязан проверить ее температуру.
4.Не использовать в экспериментах опасные и вредные для здоровья предметы.
5.Колющие и режущие инструменты даются детям непосредственно перед работой и с напоминанием об их правильном использовании.
6.При уборке рабочего места детьми строго соблюдать гигиенические правила.
7.Перед началом деятельности в лаборатории повторить с дошкольниками правила безопасности для детей.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников
Детско-взрослый проект в ДОУ
Опыты на тему: «Электричество» для детского сада
Эксперименты с водой в средней группе ДО