Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников

Педагогический  проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»
На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции, которые заключаются в ориентации на формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка согласно «Концепции содержания непрерывного образования».

Познавательная деятельность формируется у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования и т.п. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования» в познавательной деятельности «происходит развитие ребёнка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него  вопросы, решения проблемных ситуаций».

Цель: создание условий для формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами  экспериментирования.

Задачи:
1. Преобразование развивающей среды образовательного пространства, с целью формирования познавательной деятельности;
2. Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования;
3. Изучение и апробация методов и приемов по формированию познавательной деятельности;
4. Осуществление педагогической деятельности во взаимодействии с родителями.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями  и умениями.

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
-  постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
-  целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
-  выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
-  проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
-  анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
-  формулирование выводов.

Формы проведения экспериментальной деятельности:
- совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты (с кипятком, огнем), фокусы;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты;
- самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

Весь материал  разделен на части:
- живая природа;
- неживая природа;
- рукотворный мир;
- измерение.
Составлена картотека опытов.

Способы фиксирования результатов:
-  составление устного рассказа об увиденном;
- сравнение, классификация;
- возвращение к воспоминаниям (при длительном опыте).
- фотографирование;
- зарисовывание хода опыта и его  результата в коллективном дневнике экспериментов;
- схематическое зарисовывание (отражение в рисунке наиболее  значимых деталей);
- макеты

Экспериментальный уголок оснащен:
- приборами – помощниками;
-разнообразными сосудами;
- контейнерами с глиной, землей и песком;
-природным, техническим, утилизированным материалами;
- разными видами бумаги;
- различными красителями
В уголке находятся энциклопедии, схемы, планы, условные обозначения (разработанные совместно с детьми). Так же в уголке есть дневник для фиксации результатов, где дети схематически зарисовывают начало опыта и его результат, и фотоальбом фиксации результатов.

Для того, чтобы выявить заинтересованность родителей в детском экспериментировании было проведено анкетирование. По результатам выявлено, что родители не в полной мере осознают возможности познавательного развития средствами экспериментирования в домашних условиях.
       Для повышения компетентности родителей в области детского экспериментирования были проведены следующие мероприятия:
-  родительское собрание «Эксперименты дома»
-  консультация  по организации экспериментирования в домашних условиях
- оформлены папки «Фокусы» и «Проблемные ситуации»
-  родительское собрание «Растить любознательных», с целью  показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника
- оформлены памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы» .
Хочу предложить Вашему вниманию, некоторые опыты
«Путешествие по реке»
Цель: знакомство детей со свойствами  предметов.
В ходе опыта дети выясняли, из каких материалов можно сделать кораблики, чтобы переправиться через речку.
По результатам опыта, дети совместно с родителями  изготовили кораблики. Вот  некоторые из них.

«Испытание магнита»
Цель:
- систематизировать знания детей о магните; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Материал: на каждого: магнит,  магнетические и немагнетические  предметы, картон, таблица-схема, письмо.
Ход: Письмо «Привет, ребята! Это я, Почемучка! У моих друзей сломалась машина. Я хотела им помочь её отремонтировать. Но нужны только железные детали, а как их определить. Помогите, пожалуйста».
В-ль: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь? Как?
-  Как мы сможем отличить железные детали от остальных?
- Где нам взять эти предметы?
Проведение испытания.
- Давайте  результаты эксперимента занесём в таблицу с помощью  знаков «+» и «-».
Вывод: чтобы отделить железные предметы от других нужно использовать …, потому что …
- Как нам сообщить об этом Почемучке? (Предложения  детей).

«Секретное письмо»
В ходе этого эксперимента, познакомила детей, каким способом можно создать секретное послание.  Одно письмо, мы написали  (молоком) и прочитали  (с помощью свечки) в детском саду, а потом дети написали папам письма, а дома с родителями пытались прочитать. Опыт был приурочен к 23 февраля.

«Что нужно растениям для  роста?»
Посадили 4 луковки, совместно с детьми разработали условные обозначения. Поместили лук в разные условия и наблюдали за ростом, зарисовывая изменения в дневник. Конечные результаты зафиксировали с помощью фотографий. На 1 фотографии – лук выросший в условиях- тепло, светло  и полив; на 2 – тепло, темно, полив; на 3 – холодно, светло, полив и на 4 – тепло, светло, полива нет.




Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду «Эти разные мячи» Детско-взрослый проект в ДОУ Опыты на тему: «Электричество» для детского сада Эксперименты с водой в средней группе ДО

Похожие статьи:

Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»

Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ | Портфолио группы детского сада
Опубликовано: 3953 дня назад (25 января 2014)
Просмотров: 10955
+8
Голосов: 8
Светлана Николаевна Ледова # 25 января 2014 в 17:17 +5
Спасибо за приглашение, Ирина! Дети обожают экспериментировать! Вы поделились очень интересными и наглядными опытами, которые соответствуют поставленным целям и задачам. Работа с родителями, которую вы провели, очень важна не только для развития ребёнка, но и для самих родителей, потому что совместные эксперименты, как и совместное творчество, выводит отношения детей и родителей на новый, более высокий уровень. Замечательный педагогический проект вы предлагаете! Успехов вам и  новых педагогических свершений! +1
Светлана Евгеньевна Виноградова # 25 января 2014 в 17:38 +7
Ирина, Вам удалось достичь цели по созданию условий для формирования познавательной деятельности детей. Вроде бы абсолютно элементарные опыты. Но они дают детям представления об окружающем их мире. Мне очень понравился Ваш эксперимент по выращиванию лука в различных условиях. Условные обозначения оказывают детям помощь. Познавательным было и знакомство с магнитом! Очень интересное занятие, доступное и познавательное! Очень важно, что в опытно-экспериментальной работе приняли участие родители. Известно, что совместная работа сближает людей!
Котова Ирина Владимировна # 25 января 2014 в 19:50 0
Большое спасибо за содержательные комментарии!Я очень рада, что Вам понравилась моя работа.
Наталья Валентиновна Черникова # 25 января 2014 в 20:48 +4
Интересно представлен материал проектной деятельности по развитию познавательных способностей у дошкольников посредстваом экспериментирования. В процессе экспериментирования дети получает возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя  исследователями.Кого оставит равнодушным испытание свойств магнита или эксперимент "Секретное письмо"?Это подобно фокусам.Дети с удовольствием проводят опыты,наблюдают за происходящим, делают выводы.Молодцы, что вовлекли в педпроект родителей.Их компетентность в вопросах формирования познавательных способностей детей,безусловно, повысится.
Валентина Николаевна Мельникова # 25 января 2014 в 21:48 +5
Ирина, Вы молодец! Обожаю творческих людей.Мне понравился ваш опыт с магнитом и выращиванием лука в различных условиях. Проектная деятельность позволяет детям проявить себя в различных областях. с вашего позволения возьму в свою копилочку идею с выращиванием лука, правда, у меня средний возраст. Но мы справимся!!! СПАСИБО! УДАЧИ!!
Лилия Масагутова # 26 января 2014 в 04:44 +2
Замечательный проект, который имеет огромный познавательный характер!Спасибо, Ирина! Успехов Вам!
Котова Ирина Владимировна # 26 января 2014 в 10:20 0
Большое Вам спасибо за комментарии и пожелания.
А с выращиванием лука, Валентина, конечно справитесь, пробуйте!
Оксана Владимировна Столь # 27 января 2014 в 13:13 +2
Очень интересно и познавательное! Дети очень любят поисковую систему и опыты! Молодец, Ирина, что ведете эту работу! Голосую За!!!
Ауэр Анастасия Юрьевна # 27 января 2014 в 14:06 +1
Познавательное занятие это  всегда очень интересно детям. Спасибо за материал
Ирина Вячеславовна Некрасова # 15 июня 2014 в 22:23 +1
Очень интересный проект! Сразу отправила его в закладки! С помощью такого проекта дети не понаслышке и картинкам знакомятся с окружающим их миром и явлениями, а сами принимают непосредственное участие, и делают соответствующие выводы, что наиболее ценное при обучении дошкольников, да и школьников тоже...Спасибо за возможность найти для себя интересный материал!
Раиса Витальевна Васильева # 14 ноября 2014 в 22:44 +1
Мне очень понравилась идея с выращиванием лука, возьму и себе на заметку, спасибо, что поделились с нами Вашим материалом.
Елена Викторовна Багрова # 19 ноября 2014 в 22:14 +1
Эксперементируйте дальше и с удовольствием! Познание на собственном опыте закрепляет результат! Голосую!
Наталья Николаевна Деревянченко # 12 марта 2015 в 22:32 0
Ирина, спасибо за Ваш проект. Он интересный, познавательный!Всё доступно и грамотно. Удачи Вам в экспериментах! Голосую!