Педагогический проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»
На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции, которые заключаются в ориентации на формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка согласно «Концепции содержания непрерывного образования».
Познавательная деятельность формируется у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования и т.п. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования» в познавательной деятельности «происходит развитие ребёнка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решения проблемных ситуаций».
Цель: создание условий для формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
1. Преобразование развивающей среды образовательного пространства, с целью формирования познавательной деятельности;
2. Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования;
3. Изучение и апробация методов и приемов по формированию познавательной деятельности;
4. Осуществление педагогической деятельности во взаимодействии с родителями.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Формы проведения экспериментальной деятельности:
- совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты (с кипятком, огнем), фокусы;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты;
- самостоятельная экспериментальная деятельность детей.
Весь материал разделен на части:
- живая природа;
- неживая природа;
- рукотворный мир;
- измерение.
Составлена картотека опытов.
Способы фиксирования результатов:
- составление устного рассказа об увиденном;
- сравнение, классификация;
- возвращение к воспоминаниям (при длительном опыте).
- фотографирование;
- зарисовывание хода опыта и его результата в коллективном дневнике экспериментов;
- схематическое зарисовывание (отражение в рисунке наиболее значимых деталей);
- макеты
Экспериментальный уголок оснащен:
- приборами – помощниками;
-разнообразными сосудами;
- контейнерами с глиной, землей и песком;
-природным, техническим, утилизированным материалами;
- разными видами бумаги;
- различными красителями
В уголке находятся энциклопедии, схемы, планы, условные обозначения (разработанные совместно с детьми). Так же в уголке есть дневник для фиксации результатов, где дети схематически зарисовывают начало опыта и его результат, и фотоальбом фиксации результатов.
Для того, чтобы выявить заинтересованность родителей в детском экспериментировании было проведено анкетирование. По результатам выявлено, что родители не в полной мере осознают возможности познавательного развития средствами экспериментирования в домашних условиях.
Для повышения компетентности родителей в области детского экспериментирования были проведены следующие мероприятия:
- родительское собрание «Эксперименты дома»
- консультация по организации экспериментирования в домашних условиях
- оформлены папки «Фокусы» и «Проблемные ситуации»
- родительское собрание «Растить любознательных», с целью показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника
- оформлены памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы» .
Хочу предложить Вашему вниманию, некоторые опыты
«Путешествие по реке»
Цель: знакомство детей со свойствами предметов.
В ходе опыта дети выясняли, из каких материалов можно сделать кораблики, чтобы переправиться через речку.
По результатам опыта, дети совместно с родителями изготовили кораблики. Вот некоторые из них.
«Испытание магнита»
Цель:
- систематизировать знания детей о магните; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Материал: на каждого: магнит, магнетические и немагнетические предметы, картон, таблица-схема, письмо.
Ход: Письмо «Привет, ребята! Это я, Почемучка! У моих друзей сломалась машина. Я хотела им помочь её отремонтировать. Но нужны только железные детали, а как их определить. Помогите, пожалуйста».
В-ль: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь? Как?
- Как мы сможем отличить железные детали от остальных?
- Где нам взять эти предметы?
Проведение испытания.
- Давайте результаты эксперимента занесём в таблицу с помощью знаков «+» и «-».
Вывод: чтобы отделить железные предметы от других нужно использовать …, потому что …
- Как нам сообщить об этом Почемучке? (Предложения детей).
«Секретное письмо»
В ходе этого эксперимента, познакомила детей, каким способом можно создать секретное послание. Одно письмо, мы написали (молоком) и прочитали (с помощью свечки) в детском саду, а потом дети написали папам письма, а дома с родителями пытались прочитать. Опыт был приурочен к 23 февраля.
«Что нужно растениям для роста?»
Посадили 4 луковки, совместно с детьми разработали условные обозначения. Поместили лук в разные условия и наблюдали за ростом, зарисовывая изменения в дневник. Конечные результаты зафиксировали с помощью фотографий. На 1 фотографии – лук выросший в условиях- тепло, светло и полив; на 2 – тепло, темно, полив; на 3 – холодно, светло, полив и на 4 – тепло, светло, полива нет.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду «Эти разные мячи»
Детско-взрослый проект в ДОУ
Опыты на тему: «Электричество» для детского сада
Эксперименты с водой в средней группе ДО
Похожие статьи:
Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»
Педагогический проект во второй младшей группе детского сада
Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»