Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Фольклор и его роль в творческом развитии детей

Специфика приобщения детей к народному творчеству
Автор: Дудо Дмитрий Владимирович, музыкальный руководитель
Место работы: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка", г. Лангепас, ХМАО-Югра


Аннотация: в данной работе рассматривается специфика приобщения детей к фольклору и его роль в творческом развитии и музыкально-эстетическом воспитании. Даются рекомендации по эффективной организации знакомства с фольклором, проведении предварительной психологической подготовки.

Ключевые слова: фольклор, народное творчество, творческое развитие, музыкально-эстетическое воспитание.

Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Фольклор — это память поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций жизни и быта человека, его чувствах, мыслях и мироощущении. Приобщая детей к народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории. В будущем, имея такой багаж знаний уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в этом мире.

В старину песни сопровождали человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями — начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили, — устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени; или, когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или, когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи… Записывают их уже двести лет. И по настоящую пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает. [2, с. 3]

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Поэтому важно не прерывать этот процесс передачи опыта, а дать детям возможность познакомиться с лучшими произведениями фольклора.

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. [1]

Чтобы эффективно организовать знакомство с фольклором, прежде всего следует провести предварительную, психологическую подготовку. У многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры. Поэтому детей нужно сориентировать, подготовить их сложившиеся музыкальное мышление к восприятию фольклора. Для этого следует проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о народном творчестве, о неразрывной связи с бытом, трудом и жизнью людей; рассказать о праздниках и обрядах, на которых они звучали. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества можно использовать иллюстрации к сказкам, картины русских художников, ручные работы народных умельцев. Показ яркого видео ряда в большинстве случаев способствует воспроизведению у детей нужного художественного образа и является наиболее эффективным средством развития детского воображения.

Большую помощь могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и фольклорных коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным фольклором и такая форма работы повышают уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждают интерес к ней. Многие современные фольклорные коллективы выпускают свои сборники народных песен в современной обработке, или в совершенно новой инструментальной аранжировке. Такие произведения уместно использовать совместно с записями подлинного образца, что даст детям представление о том, как народное творчество преодолевает временные рамки и интерпретируется в наши дни. При таком отборе репертуара следует соблюдать возрастные особенности детей, их возможности и навыки восприятия музыки.

Эффективным средством обобщения и закрепления пройденного материала является проведение тематических праздников и развлечений, связанных с датами народного календаря.

Сложность обучения детей народному творчеству кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, — и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. [2, с. 111]

Важно именно в раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребенка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром.

Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений не только фольклора, но и музыки самых разных жанров и эпох. Такая ступенька в образовании детей будет важным этапом их эстетического и творческого развития.

Литература:
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. – 576 c.
2. Науменко, Г. Н. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению - М.: Современная музыка, 2013. – 138 c.
3. Виноградов, Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики – Л., 1978. – 188 с.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фольклорного праздника для школьников Фольклорная зарисовка "Берещенье" Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Фольклорный праздник в начальной школе

Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Опубликовано: 2786 дней назад (31 марта 2017)
Просмотров: 7101
Рубрика: Статьи
+5
Голосов: 5
Марина Сергеевна Васильева # 1 апреля 2017 в 16:04 0
Данная тема всегда была для меня интересна! Очень интересно было почитать данную статью и в частности рекомендации!Я бы посоветовала рекомендации выделить по пунктам, для большей наглядности.
Юлия Николаевна Давыдова # 1 апреля 2017 в 17:05 0
Здравствуйте, я как раз изучаю этнокультурное образование на Луганщине, и хочу заметить, что этнокультурное образование представляет собой способ художественного воплощения ФОЛЬКЛОРНОГО материала, при котором сохраняются специфические, знаковые признаки народного игрового искусства и выражаются определенные смыслы, отражающие ценности этноса.
Константин Юрьевич Плотников # 2 апреля 2017 в 05:51 0
1) Спасибо автору за справедливый интерес к большой "больной" теме фольклора!
2) Кроме проблем можно и нужно отметить тот факт, что использование музыкального, в целом, и песенного, в частности, репертуара, более отвечает особенностям психики и голосовым возможностям детей!
Утверждаю это не только, как "Маэстро академик" Международной Академии фольклора, но как учитель музыки и музработник детского летнего лагеря с 30-летним стажем.
3) Хочется призвать коллег не просто к формальному включению фольклора в жизнь детей, а к детско-взрослому со-творчеству в пении, движении, подыгрывании с использованием: а) с одной стороны, качественных, но не лубочных записей ярких музыкантов; б) с другой стороны, собственных голосов, "живых" подручных инструментов.
Дмитрий Владимирович Дудо # 2 апреля 2017 в 11:14 0
Спасибо за комментарии!
Надежда Николаевна Маслова # 5 апреля 2017 в 19:13 0
Здравствуйте! Разделяю мнение автора: "Приобщая детей к народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории. В будущем, имея такой багаж знаний уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в этом мире." Считаю, чтобы привить детям понимание и любовь к фольклору нужно чаще использовать его элементы в занятиях. Примите голос.