Театрализованная деятельность - средство духовно-нравственного воспитания детей
«Искусство – как источник духовно – нравственного воспитания»
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.
«История личности начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать… десятки тысяч ребят каждодневно выходят из зрительных залов, потрясенные увиденным и маленькие сердца стучат от желания совершать фантастические подвиги, из которых потом родится желание совершать подвиги реальные. Это желание пробуждается искусством».
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Считаю, что театрализованная деятельность, представляющая синтез музыки, танца, сценической речи, актёрского мастерства, создаёт условия для развития творческой личности, помогает духовно-нравственному воспитанию детей.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Я давно заметила, что талантливы все дети, а поэтому искала и продолжаю искать такие методы обучения и воспитания, которые развивают творческие способности детей. Все больше и больше убеждаюсь в том, что человек по природе – творец. Для меня очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность.
Театр – кафедра, с которой можно сказать миру слово добра. За эти годы мы учились радоваться и грустить, спорить и постигать истину, переживать и сопереживать, перевоплощаться, владеть словом, мимикой, жестом…
За время работы я открыла для себя несколько истин. Во–первых, неталантливых детей не существует; во – вторых, тот, кто приобщается к творчеству, не способен вершить зло; в - третьих, тот, кто познал таинственный мир кулис, навсегда душою остаётся актёром.
Опираясь на основные принципы театра и систему К.С.Станиславского, я разработала программу, где на театральных занятиях ставлю перед собой следующие
цели и задачи:
• содействовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
• формировать убеждения, навыки и нравственное поведение;
• развивать творческие способности каждого ребенка;
• формировать общительного человека, владеющего и телом, и словом, способного вступать в диалог с товарищами, взрослыми людьми;
• развивать фантазию, память, внимание, чувство ритма, пространства, времени, слова.
• Развивать творческую личность через театрализованную деятельность.
• Выявлять и развивать общие исполнительские способности детей, формировать интерес к актерскому творчеству.
Психолог Т. Флоренская пишет о том, как важно следить за ростом душевного организма ребёнка, вскармливая его здоровой духовной пищей, следить за «нравственной температурой». Мои наблюдения показали, чем выше уровень сопереживания герою в рассказах ребёнка, тем реалистичнее он воспринимает мир взаимоотношения людей.
Мир взаимоотношений – та среда, в которой складывается личность и которой она (личность) уподобляется. Общественные отношения как бы впитываются личностью, формируют социальные потребности и интересы и таким образом становятся основой чувств, взглядов, стремлений – содержанием внутреннего мира личности.
Особое место в духовно – нравственном становлении личности имеет спектакль. Цель таких спектаклей – дать детям образец поведения, рассмотрев последствия поступков героя для него самого и для его души, а уже потом сравнивать действия детей с этим образцом.
Каковы же средства постановок театральной студии в духовно – нравственном воспитании?
Научить детей различать добро и зло, причиняемое им и себе и другим, можно на примерах героев пьес. Одно дело прочесть произведение, а другое – сыграть, пережить , войти в образ, перевоплотиться. . Игра на сцене выявляет внутренние комплексы детей, тревожность, страхи; объясняет окружающий мир и формирует нравственные нормы и основы духовности.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В основе программы театральной студии лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений – пример этому постановка поэтического номера Дарьи Борблик на Республиканском бале лицеистов.
Театрализованная постановка требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга.
Я понимаю, что, воспитывая детей на театральной, музыкальной культуре, мы можем возродить и развить присущие народу «всечеловечность» и «отзывчивость», которые лежат в основе духовно-нравственного развития личности.
Рекомендуем посмотреть:
Нравственное воспитание школьников на примерах русской классической литературы
Жизнь и деятельность Филофея Лещинского
Нравственное воспитание учащихся в условиях спецшколы-интерната
Театральная постановка на нравственную тематику в школе. Сценарий
Похожие статьи:
Классный час. Нравственное воспитание 9-10 класс
Беседа о добре и милосердии, 5 класс
Нравственное воспитание учащихся в семье