Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование творческой личности с помощью театрализации

Из опыта работы. Театрализованная деятельность для развития творческой личности

Целью художественно-эстетического развития и воспитания обучающихся является гармоничное духовное развитие, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Художественно-эстетическое образование и воспитание, основанное на искусстве, представляет особую значимость для современного подрастающего поколения. Актуализация проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование - важнейшая сторона развития личности, которая отвечает за обогащение чувственного опыта, повышает познавательную активность.
Ключевые слова: искусство, театр, фантазия, сцена, эмоции, театральность, перевоплощение, сопереживание.
The purpose of the artistic - aesthetic development and education of students, I believe, is the harmonious spiritual development, education of valuable attitude to the beautiful, as well as the formation of ideas about the aesthetic ideals and values.
So, aesthetic education based on art, is of special significance for today's younger generation. Actualization of the problem is determined by what arts education - the most important aspect of personal development, which is responsible for the enrichment of sensory experience, and it increases cognitive activity.
Keywords: art, theater, fantasy, scene, emotion, theatricality, transformation, empathy.

В современных условиях духовно-нравственного воспитания важная роль в формировании ценностных ориентаций молодежи, развитии творчески активной личности принадлежит общеобразовательным учреждениям, в частности, предметам, художественно-эстетического цикла. Задачей художественно-эстетического воспитания является формирование художественного вкуса и особое внимание нужно уделять искусству. Ведь искусство многогранно: это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это душа человека.
Современная концепция воспитания показывает важность приобщения учащихся к искусству, а именно к театральному искусству, считая его мерилом человеческих ценностей. Ведь театр начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать. Ежедневно тысячи детей выходят из зрительных залов, потрясенные увиденным, и эти крошечные сердца стучат от желания совершать фантастические подвиги, из которых потом рождается желание совершать подвиги реальные в повседневной жизни.
Если попытаться определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается вся действительность, мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Итак, искусство – это театр, игра, перевоплощение юных актеров на сцене, это чувства. В формах театральной игры дети приобщаются к основным культурным ценностям, к традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Театрализованная деятельность, представляющая синтез музыки, танца, сценической речи, актёрского мастерства, сценического движения и пластики, создаёт все условия для развития творческой личности, духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания обучающихся.
Уроки актерского мастерства наиболее эффективная форма общего эстетического развития обучающихся. При помощи театральной педагогики можно развивать не только природные способности учащихся, но и формировать их духовно-нравственные качества.
За время работы руководителем театральной студии в Луганском гуманитарно-экономическом лицее – интернате я открыла для себя несколько истин и с уверенностью могу сказать, что все дети талантливы, нужно только найти правильный подход к ребенку: заинтересовать, привести пример, дать поверить в свои силы, раскрыться, прочувствовать… Театральное искусство оказывает наибольшее воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности, влияет на осмысление ценностей, на формирование эстетического представления об окружающем мире. Как подчеркнул Н.В. Гоголь: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Нельзя не согласиться с этим высказыванием, но и сказать нужно правильно, с помощью чувств и могущественного слова.
Театрализованная деятельность в лицее – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности, художественно-эстетического развития каждого лицеиста. Ведь театр соединяет в себе в первую очередь слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, познавательный элемент, свое личное видение мира.
Занятия в театральной студии, независимо от формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у них излишнего психологического, психического и физического напряжения, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и высокий уровень работоспособности.
Занятия в театральной студии включают в себя тренинги, которые помогают развить внимание, фантазию и память, учат взаимодействовать с партнерами, избавляют от так называемых "зажимов". Практические занятия начинаются с этюдов и наблюдений, что позволят в дальнейшем создавать интересные и глубокие образы на сцене. С каждым днем я все больше и больше убеждаюсь в том, что дети по природе – юные творцы. Для меня очень важно, чтобы учащиеся могли изобразить, перевоплотиться, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность.
В театральной студии ребята не только постигают основы актерского мастерства, развивают внимание и фантазию, они преодолевают «порог сцены» и страх перед зрителем, приобретают легкость в общении и уверенность в себе как на сцене, так и в повседневной жизни. Владение собственным телом и постановка голоса позволяют стать более выразительными как на сцене, так и в повседневной жизни. Дети учатся грамотно и красиво говорить. Занятия техникой речи помогают ребенку улучшить дикцию, правильно ставить ударения, выразительно читать, грамотно формулировать свои мысли и доносить их с помощью поставленного голоса до слушателя – зрителя, одноклассника, педагога.
Сценическое движение обучает большому комплексу навыков, позволяет лучше узнать возможности своего тела, развивает пластику и внимание, улучшает осанку и вырабатывает красивую походку. Занимаясь сценическим движением, ребята учатся взаимодействовать друг с другом и на собственном опыте узнают, что такое «чувство локтя», как важно доверять своему партнеру и быть ответственным за него.
Особого внимания требует театрализованная постановка, где важнейшим является процесс репетиций, творческое переживание и перевоплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности учащегося, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, формируются такие нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга, вера. Как говорил К.С. Станиславский: «Чувства актёра — это его собственные чувства, и источником их является его внутренний мир. Этот мир многогранен, поэтому актёр, исследует и познает себя...».
Как показывает мой личный опыт работы, театральное искусство активно воз¬действует на общественное сознание подрастающего поколения, изменяя, формируя и пре¬образуя их духовный мир. Я уверена, тот, кто приобщается к творчеству, уже не способен вершить зло. Тот, кто познал таинственный мир кулис, навсегда в душе остаётся актёром с развитым чувством красоты и гармонии.
Духовный мир ребенка – чистый лист,
И замарать его не трудно чёрной краской.
Будь он младенец или лицеист
Он может злобным стать под доброй маской.
А можно заложить красивое начало:
Театр, вокал, искусство и балет,
Чтоб в ярких красках музыка звучала!
На мрачных красках – ставим мы запрет.
С помощью занятий в театральной студии, у обучающихся наблюдаются такие взаимосвязанные качества, как чувство достоинства и долга, уважение, самостоятельность, ответственность, организаторские способности, высокий уровень самосознания, учащиеся становятся более общительными, у них формируется нравственное поведение по отношению друг к другу, также, они чувствуют себя уверенно и раскованно, а выступление перед зрителями для них не кажется психологическим барьером. Также, у обучающихся детей в театральной студии наблюдается гармоничное духовное развитие, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях, воспитывается ценностное отношение к прекрасному. Как показывает опыт работы, театральная студия является эффективным средством формирования творческой личности.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе преподавателя музыкальной школы
Бал лицеистов. Сценарий | Духовно-нравственное воспитание школьников
Опубликовано: 2787 дней назад (5 апреля 2017)
Просмотров: 919
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Мария Анатольевна Блинова # 6 апреля 2017 в 10:58 0
У театра и музыки всегда есть творческое начало и будущее,оно удит видеть новые грани.Голос.