Научно-теоретическое обоснование. Этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания
Этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания рассматривается нами как историко-культурный феномен, отражающий определенный этап исторического и национально-культурного развития народа. Для выявления сущности этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания нами были проанализированы искусствоведческие, театроведческие, этнографические научные труды, имеющие отношение к исследованию народных игровых традиций. Прежде всего, это труды П. Г. Богатырева, в которых обряд, магические действа, текст, декламация, движения, жестикуляция, национальный костюм являются материалом для исследования специфики фольклорного театра . Это работы В. Е. Гусева, в которых формы фольклора обобщаются на основе сочетания составных элементов: слова, мимики, музыки, танца. С точки зрения исследователя выделяются эпический, лирический и драматический роды фольклора, при этом драматический род фольклора, объединяющий в себе обрядовые игрища, народные драматические игры и народную драму, непосредственно связан с театрализацией . Важным для нашего исследования являются выводы Л. М. Ивлевой о том, что игра (с ее существенными признаками - перевоплощением и действием) является тем инвариантом, который переводит обряд и народные игры в театральное явление.
Народное игровое искусство (обряды, праздники, игры), ставшее истоком современных театральных форм, не только является частью художественной культуры этноса, но и отражает духовные ценности и социальные нормы общества. Поэтому этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания - это явление, принадлежащее, с одной стороны, к области театрального искусства, а с другой - к сфере социальных отношений (в том числе формирования личности), что напрямую связано с педагогикой. Непосредственное отношение к этнокультурному образованию при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания имеют драматические формы фольклора, имеющие вид драматизированного коллективного действа, в котором происходит перевоплощение человека при помощи переодевания, ряжения, маски, грима, движений, мимики, речи и пр. Это, например - святочные игрища ряженых, обряд «Проводы масленицы» и масленичные игры, свадебный обряд и пр.
С точки зрения этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания в народном игровом искусстве существуют признаки театра, имеющие следующую специфику: условность сцены и зрительного зала, сотворчество актера и публики, устный характер драматургии, импровизация исполнителей, фантастичность костюма, применение грима с целью не быть узнанным и др.
В наше время этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания является чаще всего вторичным искусством, воспроизведением, оторванным от естественной среды бытования. И в этом смысле этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания представляет собой такой способ художественного воплощения фольклорного материала, при котором сохраняются специфические, знаковые признаки народного игрового искусства и выражаются определенные смыслы, отражающие ценности этноса. Перенесение этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания явлений на сцену - сложная задача, при реализации которой должны учитываться не только общая специфика народного игрового искусства, но и традиции перевоплощения, бытовавшие в среде конкретного народа-этноса. Данный факт явился причиной применения методов опросов, анкетирования и бесед с информаторами при изучении локальных этно традиций.
Метод изучения передового, инновационного педагогического опыта позволил нам выявить активное использование педагогами средств театра в воспитании подрастающего поколения. Зачастую этот вид деятельности связан с возрождением или сохранением народных обрядово-игровых традиций. В этом случае можно говорить об этнокультурном образовании деятельности учителя. Этнокультурное образование учителя в школе - это система действий, направленная на реализацию педагогического потенциала обрядово-игровых форм народной культуры. Поэтому этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания в школе представляет собой педагогическое явление, характеризующееся, прежде всего, педагогической целесообразностью выбранных для инсценирования фольклорных образцов национальной культуры. Цель этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания - этнокультурное воспитание школьников.
Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие личностью обучающегося ценностей, нравственных установок и моральных норм, осознание культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет.
На наш взгляд, в этнокультурном воспитании школьников образовательные технологии, в первую очередь, должны опираться на идеи культуроведческого подхода. Культуроведческий подход в данном случае предполагает ознакомление учащихся с тем вкладом в культуру, который внесли народные обряды, игры, праздники; развитие у школьников представлений о роли нравственных ценностей в жизни человека (почему человек определенной этнической культуры поступает именно так?), о том, насколько этические нормы представителя какой-либо этнокультуры определяются его участием в обрядовой практике, насколько эти нормы могут быть позитивны в общечеловеческом плане.
Этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания школьников, прежде всего, должно способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, при которых достигается цель - приобщение воспитуемых к этническим ценностям.
Этнические ценности - это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще.
Идея сохранения и воспроизводства этнокультурных ценностей является системообразующим элементом этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания как воспитательной технологии.
Средствами воспитания этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания, прежде всего, являются ролевые образцы поведения, считающиеся нормативными и высоко оцениваемые в этнокультурной среде. На наш взгляд, сущность этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания детей и взрослых может быть объяснена с опорой не только на театральное содержание роли, но и на социально-психологическое значение этого термина. Так, ролевая теории личности (П. Дреджер, И.С. Кон, Р. Кэттел, Н.Д. Левитов, Я. Морено, Г. Олпорт и др.) описывает поведение человека такими понятиями, как «статус», «роль» и «позиция». Статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе, и определяет права, обязанности, круг деятельности, систему взаимоотношений тех лиц, которые имеют отношение к данному статусу. Н. Д. Левитов, обобщая теорию ролей в психологии, подчеркивает, что статус неразрывно связан с ролями. В нашем случае, применительно к этнокультурному образованию при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания, мы использовали определение роли как нормативной системы действий, определяемой многовековым укладом жизни традиционного общества и позволяющей личности соотносить себя с этим обществом. Исполнение роли, прежде всего, требует от личности активного осмысления и осознания собственной позиции как мировоззренческой и нравственной ориентации личности, ее отношений к обществу в целом, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность.
Что касается этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания, то здесь технология присвоения школьниками этнокультурных ценностей будет иметь следующую последовательность этапов: подготовка к роли и формирование позиции - исполнение роли - присвоение статуса человека определенной этнической культуры. Сама же подготовка к роли будет включать в себя не только усвоение этнокультурных ценностей, но и собственно сценическую подготовку, основанную на навыках сценической речи и движения.
Подготовка к исполнению роли - самый трудоемкий и долговременный процесс, в котором и происходит формирование личностной позиции и который, в свою очередь, состоит из трех этапов - теоретического, психологического и технического. Теоретический этап подготовки к исполнению роли включает в себя изучение того этнографического материала, который будет воссоздаваться впоследствии на сцене. Этот этап должен начинаться с выявления в той среде, в которой проживают школьники, произведения фольклора. Это занятие требует определенной подготовки, следования определенным правилам. Так, наиболее полные сведения собирают в естественных условиях исполнения, т. е. когда народные рассказчики или сказочники исполняют фольклорные произведения (песни, сказки, игры, обряды, поговорки, народные приметы, былины и др.), непосредственно участвуя в старинных или современных обрядах, праздниках, или в процессе трудовой деятельности или отдыха. Также, существование в общеобразовательных учреждениях театра фольклорной направленности немыслимо без сотрудничества взрослых и детей: учителей, учеников и членов семей учеников - родителей, бабушек, дедушек и др., которые помогают с изготовлением костюмов, а также консультируют по вопросам бытования обрядов в прошлом. В настоящее время театрализация обряда, в частности, изготовление костюма (в процессе репетиций участники не только отрабатывают сценические действия, но и нередко сами выполняют вышивки или реконструируют старинную одежду), перевоплощение с его помощью или переодевание в ходе сценической постановки может иметь не только художественно-воспитательное значение, но и смыслообразующее, формирующее систему взглядов и убеждений личности, т.к. перевоплощение при помощи переодевания в национальный костюм для современных людей - это не просто принятие роли и ее исполнение, это ситуация, в которой возможен культурный диалог между поколениями.
Проведенное исследование показало, что этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания детей и взрослых наиболее эффективно реализуется посредством использования метода проекта, при этом конечным результатом является спектакль. Проектный метод позволяет организовать подготовку спектакля как совместную исследовательскую деятельность детей и взрослых, что кроме прочего, способствует организации воспитательного пространства, в котором будут задействованы школа, семья и социум.
Таким образом, отличительными чертами этнокультурного образования при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитания школьников, являются ориентация на сотрудничество и сотворчество всех участников педагогического процесса, направленность на передачу от старших поколений к младшим опыта этнокультурных отношений (в частности, ролевого поведения, определяемого знаниями, социальными нормами, ценностями и смыслами), обеспечивающих осознанную деятельность по изучению, сохранению и развитию уникальности и своеобразия театральных традиций народной культуры, передаче их подрастающему поколению.
Исследуя эстетическую культуру личности, как сложное системообразующее явление,мы видим, что в последнее время все больше внимания уделяется состоянию культуры, которая понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличая жизнь людей от жизни других живых существ на земле.
Основополагающим, исторически длительно существующим показателем творчества людей является культура, соотнося уровень и качество развития сообществ и отдельных народов, а также каждой отдельной личности. Следовательно, можно утверждать, что культура создана людьми . Она включает не только материально-физические, но и духовные элементы, что дает основание утверждать отличие культуры от естественной природы. Здесь проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.
Говоря об эстетической культуре, следует отметить, что она характеризует преимущественно духовную жизнь личности, ее духовный мир, то есть сознание, мировоззрение и социально-духовные качества.
Эстетические чувства, эстетическое понимание - элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей личности.
Эстетическая культура это отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление, прежде всего духовной жизни.
Духовная культура общества включает:
1. - воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
2. - искусство как профессиональный вид художественного творчества;
3. - народную художественную культуру;
4. - эстетическую культуру;
5. - культуру научной жизни;
6. - культуру воспитания;
7. - культуру свободы совести;
8. - культуру нравственно-духовной жизни;
9. - информационную культуру.
Также, эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется главным образом в эстетической культуре личности. Эстетическая культура личности - это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека "по законам красоты".
Понятие "эстетическая культура личности" включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.
Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.
Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства.
Можно сказать, что любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.
Следует, что эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:
1. развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
2. развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
3. степень совершенства эстетического вкуса;
4. последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.
На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.
Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.
В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.
В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня эстетического восприятия:
1. высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы; восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и эмоциональное;
2. второй и третий уровни - средние. Для второго уровня характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности.
3. Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода;
4. четвертый уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в изложении и оценке эстетического объекта.
Возвращаясь снова к понятию эстетической культуры и ее составляющей - эстетическому сознанию, как чувственно-эмоциональному и интеллектуальному отношению личности к действительности и искусству, можно сказать, что это отношение всегда сопровождается соответствующей реакцией, эстетическим чувством.
Адекватность чувства особенностям эстетического объекта в значительной мере определяется не только психологическими качествами личности, а уровнем ее подготовки, эстетического образования и воспитания. Недостаточный эмоциональный эстетический опыт личности вызывает неадекватность эмоционального отклика качествам эстетического объекта.
Среди уровней развития вкуса (то есть эстетических предпочтений) выделяют:
a) Высокий уровень: дается конкретный анализ эстетических качеств объекта наблюдения, идейно-художественных достоинств произведения искусства. Обоснованная эстетическая оценка с позиции гуманистического эстетического идеала, характеризующаяся ярко выраженным творческим переходом.
b) Средний уровень: анализ эстетического объекта в основном правильный, относительно самостоятельный, но односторонний. Суждение обосновывается идейным содержанием произведения (если речь идет о произведении искусства), нравственной позицией автора, однако значительно меньше обращается внимания на художественную форму.
c) Средний уровень: дается достаточно подробное и полное описание художественного достоинства произведения (например, композицию картины, колорит, особенности рисунка), при этом меньше обращая внимания на содержание и идейный замысел. На средних уровнях - выражен элемент репродуктивности.
d) Низкий уровень: оценка ограничивается словами: "нравится", "не нравится", нет обоснованности, доказательности, или оценка отличается неопределенностью.
Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.
Внутренним механизмом эстетической культуры является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, идеала, взгляда, суждения.
С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от
следующих характеристик:
- развитость образного мышления,
- сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных характеристик (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.).
Исследуя основные компоненты эстетической культуры личности, мы находим эстетические мысли в трудах Ж. Б. Дюбо, Г. Э. Лессинга, Д. Харриса, Ш. Бате, Г. Лейбница, А. Баумгартена. Обозревая огромное пространство культуры как процесс и результат духовно-созидательной деятельности природных и человеческих сущностных сил, можно выделить две специфические области, два глубинных пласта, назначение которых – "удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества – стремление к усовершенствованию в самой человеческой природе" (К. Д. Ушинский). Этими областями культуры являются эстетика и педагогика.
Уже на самой ранней ступени развития общественного сознания, когда оно имело еще не теоретический, а образно-мифологический характер, в кругу осмыслявшихся им проблем мы обнаруживаем поиски ответов, которые в последствии будут названы эстетическими: что есть красота и откуда она в мире? Как обрел человек способность к различным способам воспроизведения предметов окружающего его мира и самого себя – к той удивительной деятельности, которая в последствии будет названа художественным творчеством? Чем объяснить очевидную взаимосвязь между этими двумя явлениями – красотой и искусством? Таковы первые шаги к теоретическому осознанию своеобразия эстетического отношения человека к миру. Возрождение, ставшее своего рода "культурной революцией" в истории Европы и всего западного мира, радикально изменило и эстетическое сознание: вместе с философией оно перестало быть "служанкой богословия", и эта его десакрализация привела к тому, что его разработка стала преимущественно делом самих художников. Так эстетика становится самосознанием художественного творчества.
XVII век продолжил развитие эстетической мысли по такому конкретно-искусствоведческому пути. XVIII век наметил существенный сдвиг в эстетической мысли основных европейских стран: ее во все большей степени начинает интересовать сравнение разных видов искусства, позволяющее выявить и особенности каждого, и роднящие их качества. От француза Ж. Б. Дюбо, немца Г. Э. Лессинга, англичанина Д. Харриса развитие эстетической мысли привело к трактату Ш. Батте "Виды искусства сведенные к единому принципу", само название которого говорило о постановке собственно-эстетической проблемы. Параллельно работавший немецкий ученый А. Бауменгартен, извлек из учения Г. Лейбница и его последователей о трех основных духовных силах человека – разуме, чувстве и воле заключение, что философскому осмыслению нужно подвергнуть не только работу разума и воли, но и деятельность чувства: решению этой задачи философ посвятил трактат, названный им продуманным для этой цели термином "эстетика", означавшим "теория чувственности". Реальным же содержанием этой теории стали не общие закономерности чувственного восприятия, а его идеальная форма, его совершенство, в котором А. Баумгартенусмотрел сущность прекрасного; поскольку же наивысшее воплощение, по убеждению этого типичного для эпохи господства классицизма мыслителя, прекрасное получает в искусстве, поскольку эстетика становится в конечном счете философией искусства.
Поэтому эстетическая мысль конституировалась в виде самостоятельной философской дисциплины – эстетики в собственном, точном смысле слова. Исследуя развитие философии показало, что эстетика заняла в ней прочное место, необходимое для полноты и цельности самой философской концепции, – об этом свидетельствуют учения И. Канта, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауера, Г. Гегеля, В. Соловьева…
Таким образом, история эстетической мысли начинается с осознания особого ценностного качества мира, человека и плодов его деятельности, которое фиксировалось в образах мифологического сознания, а затем получило понятийно-словесное обозначение во всех языках мира, соответствующее тому, что в современном русском языке именуется красотой, или прекрасным (в древнерусском языке это называлось лепотой – отсюда современное "великолепный", или "прекрасный", что означает "очень красивый").
Эстетическая культура как принадлежность духовной культуры становится предметом изучения фундаментальных и прикладных наук. Термин "эстетическая культура", все чаще встречается на страницах философской, социологической, искусствоведческой литературы (М. С. Каган, Ю. А. Лукин, Н. И. Киященко, Г. А. Недошивин, П. В. Соболев, У. В. Суна, Л. П. Чурина, Э. В. Шикунова).
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой под эстетической культурой общества понимают совокупность эстетических (художественных) ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия. Что касается понятия "эстетическая культура личности" (индивидуальная эстетическая культура), то оно пока не нашло адекватного раскрытия. У. Ф. Суна, А. В. Пирадовобосновано соотносят эстетическую культуру личности с эстетической культурой общества, подчеркивая социальную обусловленность индивидуальной эстетической культуры человека. Однако истолкование этого понятия у них неоднозначно. Так, по мнению У. Ф. Суны, личная эстетическая культура есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании. Несколько иного мнения придерживается А. В. Пирадов, который выделяет в структуре индивидуальной эстетической культуры и анализирует ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве.
Характеризуя место индивидуальной эстетической культуры в духовном облике человека, Л. П. Чурина справедливо полагает, что эстетическую культуру нельзя себе представить как простую составляющую общей культуры личности. Это как бы суммированный показатель, высший эталон всех сторон личной культуры.
Эстетическая культура человека, по мнению М. А. Верба, является стержневым, базисным свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании. Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер. Не являясь в строгом смысле частью или структурным компонентом общей культуры, эстетическая культура может рассматриваться как ее качественная характеристика, грань, аспект каждой стороны поведения и деятельности. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию, творчеству.
Сложность феномена "интерес" порождала различные суждения о его природе, оставляя, однако, за ним высокую оценку.
Гельвеций: "На земле интерес есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета".
Интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта (А. Г. Здравомыслов).
Проблема развития творческого потенциала подростка является малоизученной и требует научных исследований, разработки методов воздействия на личностные качества, развиваемые средствами театрального искусства.
Исследование проблемы развития творческого потенциала личности отражено в исследованиях зарубежных и отечественных ученых (А. Адлер, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, Н. В. Клопова, А. Ю. Козырева, А. Маслоу, А. М. Матюшкин, В. Н. Мясищев, Р. Мэй, В. Ф. Овчинников, К. Р. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. Франкл, Э. Фромм, Е. Л. Яковлева).
Эстетическое воспитание в общеобразовательных учреждениях начинается с млад¬ших классов в процессе изучения языка, театральном творчестве, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусст¬ва, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искус¬ства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и эстетического подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмо¬ционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетент¬ность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбужда¬ют потребность в приобщении к искусству.
Не менее важной педагогической задачей является формирование у учащихся эстетических представлений, поня¬тий и вкусов. Очень важно обогащать учащихся представления¬ми о художественных средствах передачи настроения человека, ко¬торые используются в литературе, музыке и изобразительном искус¬стве.
В познании художественных средств изображения действитель¬ности в театральном искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравне¬ние, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном ис¬кусстве и др.
В последние годы в школьной практике с целью развития эсте-тических суждений и углубления эстетических взглядов широко ис-пользуется написание сочинений, устное и письменное рецензиро¬вание произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у уча-щихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая сущест¬вует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использо¬вать произведения музыки, театрализованные постановки и изобразительное искусство. Синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств раз-личных видов искусства и развитию разностороннего и более глубо¬кого эстетического восприятия действительности. Театральное искусство – эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом. Задачу развития творческого потенциала подростка можно решить в системе дополнительного образования детей путем создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию креативных ресурсов личности средствами искусства.
Многие ученые, психологи, педагоги раскрывают искусство как явление многозначное, сложное. Театральное искусство – одна из многочисленных форм педагогического воздействия, влияющая на развитие творческого потенциала подростка.
Имеются исследования, посвященные проблеме развития творческого потенциала детей средствами театрального искусства, однако их количество достаточно ограничено и названная проблема остается малоизученной. Очевидным становится противоречие между современными возможностями использования основ профессиональной театральной школы в учебном процессе детской театральной студии и недостаточной степенью применения этих возможностей для развития творческого потенциала подростка. Таким образом, в последнее время в науке накоплены значительные знания по развитию творческого потенциала личности, но изучение театрального искусства как средства активизации творческого потенциала подростка не были предметом педагогических исследований и требуют своего решения.
Развитие творческого потенциала молодежи средствами театрального искусства достигается при следующих педагогических условиях:
1. - реализация специализированной педагогической модели развития творческого потенциала, направленной на активизацию личностных качеств подростка средствами театрального искусства;
2. - внедрение в учебный процесс изучение спецкурсов: основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения, основы вокала, основы хореографии;
3. - использование специализированных театральных методов для более эффективного развития творческих значимых качеств и способностей личности;
4. - применение критериев диагностики и оценки качества развитости творческого потенциала подростка в процессе занятий театральным искусством.
Творчество рассматривается как особая психолого-педагогическая категория, как «мыслительная и практическая деятельность» (А. Г. Спиркин); как «реализация человеком своей собственной индивидуальности» (Е. Л. Яковлева); как «мотивация личностного роста» (А. Маслоу), где творчество проявляется в самоактуализации личности, основным признаком деятельности как формы активности является потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Более интересной является концепция «творческого Я», свобода в выборе «стиля жизни», жизненных целей (А. Адлер); как человека выходящего за пределы своего «Я» в поисках смысла существования (В. Франкл), как теория «идеального Я», где творчество выступало в качестве способа самораскрытия (Р. Ассоджиоли).
Большинство исследователей придерживается мнения, что в основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру и собственной деятельности.
Развитие творческого потенциала в нашем исследовании связано с пониманием творчества как процесса, так как «самоактуализация – это не только и не столько конечное состояние, сколько перманентный процесс реализации своего потенциала» (Л. Я. Дорфман).
Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами профессиональной деятельности.
Одной из форм деятельности, содействующих самовыражению, самоактуализации подростка, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, прочному доброжелательному отношению с окружающими, является театральное искусство. Театральная деятельность позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, научиться понимать, сочувствовать, сопереживать, удивляться, вызывать эмоциональный отклик на окружающую действительность, однако это требует применения специальной методики. В связи с этим нами была разработана педагогическая модель развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства.
Данная модель реализовалась в ходе преобразующего эксперимента, в основе которого осуществлялся учебный процесс по программе, направленный на развитие творческого потенциала подростка, средствами театрального искусства, включая основы спецкурсов: вокал, хореография, сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство.
Овладение разными видами спецкурсов позволило активизировать развитие таких личностных качеств, как коммуникативность, активность, эмоциональность, креативность, уверенность в себе, самоактуализированность, эмпатия, способность к самораскрытию, стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью. Данный этап педагогической модели активизации творческого потенциала подростка предоставлен в формирующем этапе экспериментальной работы при создании педагогических условий для развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства.
Программа театральной студии предоставляет подростку условия и среду для самореализации, развития творческого потенциала, пробы себя и своих сил в творческих занятиях и достойного достижения конечного результата: участие в спектакле, конкурсе чтецов, презентации, бенефисе, литературно-драматической композиции, праздничных концертах, конкурсах и фестивалях.
На основании теоретических исследований отечественных театральных педагогов П. М. Ершова, М. О. Кнебель, З. Я. Корогодского, Е. Ю. Сазонова, К. С. Станиславского раскрыт педагогический потенциал театрального искусства в контексте развития подросткового творчества.
Театр представляет собою синтез нескольких искусств, здесь соединяются воедино и потому сильнее воздействуют на человека: живопись (в декорациях), поэзия (в драматическом произведении), пластика (движения и мимика артиста) и музыка (пение) (Е. Н. Медынский).
Для развития творческого потенциала подростка необходимы педагогические условия, которые обеспечивают решение учебно-творческих задач. Учебно-творческая задача – это такая форма организации содержания материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую ситуацию, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно развивают творческие способности (А. Ю. Козырева). «Специально созданные условия учебной деятельности актуализируют мотивационные состояния (ситуативные побуждения), которые при систематической актуализации постепенно переходят в мотивационные свойства (устойчивые образования психики)» (Л. С. Выготский).
Педагоги театральной студии работают сразу в двух направлениях:
а) решают задачи художественного плана: выбирают репертуар и используют выразительные средства режиссуры и актерского воплощения;
б) учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности школьников.
Учебный процесс театральной студии будет продуктивным при реализации ряда педагогических условий.
Первое педагогическое условие – первоначальная профессиональная подготовка в условиях учебного процесса театральной студии, обращение к основам театральной школы. Цель занятий не в приобретении сугубо профессиональных, «технических» навыков, а в развитии воображения, фантазии и главное – достижение правды. Поэтому театральное искусство мобилизует все органы чувств, включая в работу воображение, образное мышление и подключает магическое слово «если бы» (К. С. Станиславский), без которого учебно-воспитательный процесс театральной студии невозможен.
П. Е. Ершов утверждает, что система К. С. Станиславского существует для того, чтобы помогать естественному творческому процессу, а не для того, чтобы заменять его. По мнению З. Я. Корогодского, магические слова «если бы» пробуждают воображение, заставляют действовать, вызывают «тьму вопросов», на которые нужно отвечать не словами, а поведением. Упражнения, проходящие через весь год обучения с разнообразными возможностями тренинга внутренней психотехники актера, способствуют формированию творческой личности, воспитанию художественного и социального чувства.
Второе педагогическое условие заключается в целенаправленной деятельности коллектива единомышленников в реализации учебного процесса.
Третье педагогическое условие – взаимодействие педагогов, учащихся, родителей. Соглашаясь с точкой зрения Ю. К. Бабанского, мы считаем, что педагогические условия для осуществления комплексного подхода предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Творчество участников театральной студии подчинено тем же законам, что и творчество профессиональных актеров. Поэтому система Станиславского является неотделимой частью занятий с подростками. Работа профессионального театра и детского любительского коллектива строится на одной основе. Специфика заключается в том, что подростки, как правило, достигают результата не столько за счет профессионализма и мастерства, сколько благодаря детской непосредственности и увлеченности. Пробуждение, развитие творческой инициативы ученика – постоянная забота педагога на уроке.
Несмотря на инновационные, модернистические направления в современном театре, мы все же возвращаемся к школе Станиславского и учим жить детей в искусстве, пусть по-детски, но серьезно подходя к этой проблеме, овладевая всем арсеналом средств внутренней и внешней техники основ театральной школы, ее духовно-нравственной идеологией.
Именно здесь идет обогащение базовой культуры и образования, становление свободно ориентированной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности.
Анализируя различные подходы к проблеме развития творческого потенциала подростка, мы определили данный феномен как максимальную активизацию природных задатков, способностей, реализации их в процессе творчества и личностного роста в целом.
Следовательно, средства театрального искусства обладают значительными педагогическими ресурсами развития творческого потенциала подростка в общеобразовательных учреждениях, предоставляя возможность самореализации, саморазвития, самоактуализации, способствуют приобретению дополнительных знаний, умений и навыков, нравственному, профессиональному и личностному самоопределению.
Теоретическое исследование определило цели констатирующего этапа нашего эксперимента: диагностирование первоначального уровня развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства; экспериментальное подтверждение педагогических условий активизации творческого потенциала подростка.
Настоящее исследование осуществлялось на базе Луганского гуманитарно-экономического лицея-интерната г. Луганска. В качестве испытуемых выступали учащиеся, посещающие театральную студию. В число испытуемых входило 38 человек. Возраст испытуемых лицеистов – 12-16 лет. Специфическими особенностями исследуемой театральной студии являются индивидуальный подход и тесное групповое взаимодействие в создаваемых композициях, творческий подход к созданию исполняемых произведений.
В основе учебно-воспитательного процесса театральной студии лежит комплексное обучение, включающее обучение основам различных видов синтезированного театрального искусства: вокала, хореографии, сценической речи, сценического движения, актерского мастерства.
Программа эксперимента осуществлялась поэтапно: на начальном этапе был произведен набор подростков. Для выявления природных данных проводилось прослушивание детей (чтение басни, прозы, стихотворение), выявление музыкального ритма.
Также, нами были определены критерии учебного процесса на основе профессиональной театральной школы, которые имели свое место в диагностике и оценке качеств развитости творческого потенциала подростка средствами
театрального искусства в практической деятельности:
1. - органическое существование на сцене;
2. - умение быть в «предлагаемых обстоятельствах»;
3. - взаимодействие и общение с партнером;
4. - общение в условиях оправданного молчания;
5. - действие в спектакле для достижения поставленной цели;
6. - выразительность эмоциональной речи и движения;
7. - владение голосом, дыханием, техникой речи.
Ставились задачи:
1) приобщение к театральному искусству;
2) формирование навыков коллективной работы через игру;
3) развитие внимания, фантазии, воображения, наблюдательности.
Задачи решались в учебном процессе при освоении спецкурсов. Художественно-эстетическое воспитание и гармоническое развитие личности подростка происходили через познание мира театрального и художественного искусства. Знакомясь с основами профессиональной театральной терминологии, подростки формировали национальное самосознание и уважение к историческому и культурному наследию Луганщины. У них появился интерес и высокая потребность в познании мира, что характерно для самоактуализирующейся личности, всегда открытой к новым впечатлениям. Просмотр, обсуждение спектаклей русского театра имени П. Луспекаева, Луганского академического музыкально-драматического театра на Оборонной, зарубежных театров, в том числе театров, где играют дети, восприятие художественных произведений в музеях и художествеенных галереях г. Луганска позволило умело высказывать оценочные суждения о произведениях искусства и художественной ценности предметов окружающего мира на уроках. Перед показом каждого спектакля устраивалась выставка художественных работ учеников, которые также, обучаются в Изо-студии лицея.
Развитие внимания, фантазии, воображения, наблюдательности проходит в игровой деятельности. Упражнения и этюды вводятся в учебный процесс поэтапно: сначала задания, развивающие сенсорику и восприятие: зрение, слух, обоняние; затем проводятся игровые упражнения на тренировку базовых свойств – внимание, воля, память и, наконец, переходим к развитию воображения, фантазии, логики мышления. Упражнения-тренинги помогают уловить внутреннюю природу подростка, тренируют собранность, дисциплинированность, внимание, воображение, ориентировку, внутреннее видение. Участвуя в конкурсах чтецов, дети в своем воображении воссоздают ту или иную ситуацию, пытаются представить мысли и чувства героя, их отношение к другим людям, их действия. В процессе такой деятельности исполнители глубже и более разносторонне начинают понимать конкретные моральные ситуации, взаимоотношения людей в определенной системе отношений, лучше осознают и полнее усваивают моральные нормы.
Эмоциональность подростка-исполнителя является необходимым условием в театральной деятельности в связи с тем, что процесс создания спектакля требует повышенной чувствительности, отзывчивости и быстроты эмоционального действия. Именно эмоциональное воздействие обеспечивает мобилизацию учащихся, побуждение их к действиям, активизирует их интеллектуальную и творческую активность.
Подростки, занимающиеся в театральной студии, имеют возможность выражать свободу поступков и действий, влиять на процесс и результат своей деятельности, самостоятельность и глубину мышления в сочинении стихов, сказок, сценариев.
В процессе наблюдений за подростками на занятиях выяснилось, что в их поведении преобладает заинтересованность, увлеченность, старательность, аккуратность, организованность, интерес к публичным выступлениям и театральному искусству в целом.
Следующий этап нашего эксперимента имел своей целью развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства. Здесь осуществлялась развивающая деятельность подростков, у которых уже сформировался интерес к театральному искусству.
На наш взгляд, построение программы театральной студии с использованием спецкурсов, направленных на развитие коммуникативных способностей, является залогом успешного погружения в мир искусства и позволяет повысить качество обучения детей.
Средства театрального искусства, как и ожидалось, показали позитивный результат в контексте развития творческого потенциала подростка в Луганском гуманитарно-экономическом лицее-интернате. Результаты эксперимента отражают степень свободы, смелость, способность доносить информацию, принимать решения самостоятельно. Средства театрального искусства в учебно-воспитательном процессе являются воздействующим фактором развития творческого потенциала подростка.
А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется».
Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение подрастающего поколения театром.
Необходимо отметить, что театральное воспитание, как часть общекультурного воспитания личности включает в свой арсенал достижения как профессионального театра, так и эксперименты театра любительского, а также целый пласт культурного багажа накопленного в историческом и современном предтеатре, в бытовых и праздничных обрядовых действах, зрелищах и играх. Такие мощные основания, как народное музыкальное (песенно-танцевальное) творчество, с преобладанием эмоционального начала над рационально-логическим, генетически присущий театральному творчеству синкретизм, естественно объединяющий в себе разные виды искусств, коллективный характер творчества создают уникальные предпосылки для активного проникновения театрального начала в сферу воспитания подрастающего поколения.
Во многих педагогических исследованиях таких авторов как Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Л.М. Некрасова, А.В. Гребенкинотмечается, что благотворное воздействие театрального искусства на личность может осуществляться несколькими, тесно переплетающимися между собой путями как по линии восприятия искусства, так и по линии воспитания созидательных навыков юных любителей театра.
Миссия искусства театра– отображать на сцене «жизнь человеческого духа», обращаться к миру мыслей и чувств Человека, являясь проводником в эту и по сей день во многом загадочную область человеческого бытия. Желание играть на сцене, действовать в условиях вымысла, в предлагаемых обстоятельствах, перевоплотившись в другого – это лишь первый, поверхностный слой мотивов, которые привлекают детей к театру. Более глубокий слой, который чаще всего не осознается, но тем не менее оказывает сильнейшее воздействие на личность ребенка – это желание ощутить в себе Художника-Творца, расширить границы своего Я, обогатить свое понимание окружающего Мира и углубить осознание своего места в нем.
Воспитательный потенциал театрального искусства заложен в уникальной синкретичности театрального искусства, в своеобразии принципов его реализации, что является гармонизирующей основой для привлечения школьников к труду, обучению, творчеству, игре. Баланс между этими компонентами определяет основной вектор занятий школьников театральным творчеством, реализующимся, как правило, в форме постановки спектакля.
Таким образом:
1. Обучение в процессе постановки спектакля, и, в частности, обучение основам актерского мастерства, есть генетически первая форма театрального воспитания;
2. Подобная форма обучения была одной из основных со времени возникновения русского театрального искусства, и не исчезала из арсенала театральных педагогов на протяжении всего периода развития русского реалистического театра, начиная от первого театра, учрежденного царем Алексеем Михайловичем в 1672 г., до настоящего времени;
3. В связи с коренными изменениями системы театрального образования в начале XX века, активными поисками в области методологии и методики преподавания мастерства актера, утверждения в театральном педагогическом процессе принципов системы К.С. Станиславского, форма обучения в процессе постановки спектакля, постепенно переходит из профессиональной сферы в экспериментальную и любительскую;
4. Развитие системы самодеятельных и любительских, в том числе и детских театральных объединений создает предпосылки для возрождения данной модели обучения актерскому мастерству.
По мнению В.Г. Ширяевой, школьный театр должен служить «общим целям обучения, воспитания и развития творческих способностей учащихся как в области искусства и литературы, так и в области технических, ремесленных и административно-хозяйственных навыков». Это достижимо на практике еще и потому, что, по мнению А.А. Брянцева у детей наличествует «особый игровой инстинкт», который, при правильном осуществлении процесса постановки спектакля, способен проявляться как активная движущая сила общего развития юного любителя театра. Грамотная организация репетиций спектакля при этом обязательно учитывает потребность ребенка в игре, в нашем случае сценической игре, в которой главное «…не в том, что она чему-то учит, а в том, что она воспитывает чувства, делает их богаче и тоньше, развивает способность живо откликаться на окружающую жизнь и вызывает потребность в творческом проявлении этих чувств».
Специфика театрального искусства, как искусства «человековедения», где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной преобразить и изменить мир.
Рост интереса к культурно-историческому прошлому народа, традициям художественного творчества, целесообразность поиска и апробации современных воспитательных моделей всестороннего развития детей и подростков в современных обстоятельствах, обосновывается ответом на превалирование искаженных ценностей и стереотипов.
В научных публикациях в области социально-культурной деятельности и художественного творчества освещаются различные аспекты традиционной народной культуры, рассматриваются современные методы, средства и формы народной педагогики, разработаны технологии реализации воспитательного потенциала фольклорного наследия, в том числе и в области любительского театрального творчества..
Синтетический характер любительского театрального творчества является исключительным средством художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания, благодаря которому именно любительский театр играет крайне важную роль в духовно-нравстаенной и культурной жизни общества. Фиксирование самобытных духовно-нравственных, эстетических ценностей и традиций, присущих национальной культуре и искусству, воспитание чувства патриотизма, ответственности, и коллективизма – всё это может быть реализовано посредством применения в социокультурной работе, учебно-воспитательном процессе возможностей театрального искусства. Обращение особого внимания именно к этим аспектам социокультурной жизни обеспечит наиболее благоприятное состояние дел в духовной жизни общества.
Особо важное значение в смысле воспитания духовности и созидания нравственности на сегодняшний день приобретает театральная педагогика. Использование её методов и подходов способно расширить возможности полноценного моделирования учебно-воспитательных программ основного образования. Качественно новый этап в развитии театральной педагогики связан с деятельностью К.С. Станиславского. Именно он создал систему воспитания актёра, которой до настоящего времени пользуется вся мировая творческая общественность при подготовке актёров, как профессионалов, так и любителей. Идеи К.С. Станиславского были продолжены и развиты его учениками и коллегами (Н.М. Горчаков, А.Д. Дикий, Б.Е. Захава, М.Н. Кедров, М.О. Кнебель, Г.В.Кристи, В.О. Топорков, М.А. Чехов и др.). Их работы по вопросам театральной педагогики, организации учебно-творческого процесса, причём ни только в плане внешней планомерности и распорядка, но и внутреннего настроя коллектива, представляют особую ценность в практике работы профессиональных театров, так и используются руководителями любительских театральных коллективов.
Любительское театральное творчество располагает широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей. Накопленный многими поколениями в этой области практический опыт несомненно нуждается в теоретическом осмыслении, прежде всего, с междисциплинарных позиций.
В конце XIX начале XX вв. вотечественная педагогика последовательно пришла к осознанию театра как важнейшего элемента нравственного и художественно-эстетического воспитания. В эти годы в отечественной науке утверждается мысль о том, что творчество в различи его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, и др.)
Передовые учёные и искусствоведы не только высоко оценивали воспитательный потенциал театра как наиболее действенного средства полноценного образования и развития, но и активно применяли всевозможные средства театрального творчества в процессе учебно-воспитательной работы.
Разнообразие современных видов и форм любительского театрального творчества свидетельствует о его востребованности в различных сферах жизнедеятельности общества, актуализирует необходимость решения ряда проблем, тормозящих развитие театрального любительства. Так, в сфере театрального образования детей; по-прежнему остро стоит проблема кадров. Как показывает опыт, вузы не готовят режиссёров-педагогов детского театрального образования и детского любительского театра. Если с постановочными приёмами выпускники как-то знакомы, то с педагогическим театральным процессом почти нет, а уж тем более с особенностями детской психологии. Это вызывает потребность создания не только профильных специальных учебных заведений, готовящих режиссёров-педагогов детских театров, хорошо знающих детскую психологию и специфику методики обучения актёрскому мастерству, психофизическому тренингу и репетиционному процессу, но и создания инновационных программ и методик по театральной педагогике.
В связи с коммерциализацией многих видов творчества, в том числе и актёрского, стремление к быстрому, не всегда качественному результату пагубно сказывается на воспитательном процессе. Использование внешних свойств, природной эмоциональности, наивности и обаяния дестабилизирует процесс становления личности будущего творца и художника, ведёт к девальвации его личностных ценностей.
Основанный на традициях народной педагогики и театральной школы, характеризующийся синкретичностью процесса обучения, обогатившийся базой практических упражнений из театральной педагогики, основанной на методе К.С. Станиславского и «теории действий» П.М, Ершова, социо-игровой стиль позволяет переосмыслить, прежде всего, особо значимую роль педагога, наставника, мастера в учебно-образовательном и воспитательном процессе. Ведущая роль педагога давно определена и вошла в практику как один из основных дидактических принципов.
Каждая отдельная творческая личность по сути своей уникальна и неповторима, каждая находит своё место в общем процессе творческого созидания, при этом, каждый участник находит для себя более приемлемые методы, работы, это отнюдь не зачеркивает принципов общей театральной педагогики, но предполагает более обширную сферу проявлений самостоятельности ученика и, прежде всего, его права на ошибку. В творческом процессе, как и в любом другом процессе обучения и развития важно установить правильные взаимоотношения между педагогом и воспитанником.
Режиссёр-педагог, осуществляя руководство коллективом, выполняет несколько функций, являясь при этом педагогом, администратором, психологом, художником.
Выполнение вышеуказанных функций режиссёром педагогом при организации всей воспитательной и учебно-творческой работы требует наличия определённых личностных качеств (выдержка, гуманность, тактичность, уравновешенность, надежность, доверчивость, коммуникативность, а также высокий уровень культуры). Именно эти качества создают в общем настроении коллектива задел психологической прочности на уязвимость.
Руководителю театрального любительского коллектива важно:
1. развить диапазон управления своим поведением в общении;
2. овладеть актерско-педагогическим мастерством;
3. освоить разнообразную технику воздействий;
4. владеть, своей телесной мобилизацией, и быть примером деловой целеустремленности;
5. источать радостное, не смотря, на ошибки и, неудачи, самочувствие;
6. стремиться нейтрализовать любые позиционные конфликты, возникающие в учебно-творческой работе, своим деловым, подходом, не входя в препирательства;
7. уметь, распоряжаться инициативой, регулируя напряжение сил и
8. распределение рабочих функций участников процесса;
Известный режиссёр и театральный педагог В.С. Голиков справедливо утверждает мысль о приоритете нравственной позиции в игре любителей: «Нравственная чистота в атмосфере студии становилась атмосферой сценической. Конечно же, она видоизменялась. В разных спектаклях была разной. Уважать личность артиста. Не подавлять его индивидуальность, а подстраивать её особенности к обстоятельствам пьесы. Не умерщвлять живое, чтобы было удобней перемонтировать его по своему пониманию, а привить это живое к стволу растения, выращенного автором».
Мы полагаем, что крайне важно, чтобы преподаватель, работающий с любителями, был бы не узким специалистом в области «чистого» актёрского мастерства, а обладал достаточной подготовкой по сценической речи, сценическому движению, драматическому вокалу, основ грима и костюма. Самое же главное его качество — умение подойти к работе с любителями не казуистически, а воспринять их, пусть неумелую, но искреннюю тягу к игре как самое важное обстоятельство в работе. Необходимо попытаться не «отобрать» таланты, а «открыть» их посредством знания методики руководства самодеятельным театральным коллективом.
Сам процесс обучения в любительском театральном коллективе должен быть основан на следующих принципах:
1. принцип перехода от образованной личности к личности высококультурной;
2. принцип индивидуализма;
3. принцип диалогизма как основного определения мыслительных операций;
4. принцип целенаправленного спирального возвращения от традиций театральной культуры к настоящему и обратно;
5. принцип лояльности и толерантности;
6. принцип творческой актуализации;
7. принцип выработки собственного мнения, оригинального и
неповторимого;
8. принцип игры.
В контексте последнего принципа полагаем уместным привести слова Л.С. Выготского: «Ребенок смотрит на создаваемый им мир серьёзно, вносит в игру много одушевления. Противоположение игре не серьёзность, а действительность. Ребенок прекрасно отличает, несмотря на все увлечения, созданный им мир от действительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах действительной жизни... Поэт делает то же, что и играющие дети, он создаёт мир, к которому относится очень серьёзно, то есть вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности».
Главным качеством театрального творчества, привлекающим людей в ряды зрителей, является уникальная возможность, которую он давал во все времена. Это возможность сопереживать тому, что происходит на сцене. Сопереживать - значит испытывать такие же эмоции и чувства, испытывают актеры от лица своих сценических героев, играя ту или иную пьесу. В обыденной жизни человека, живущего в современном урбанистическом мире, сопереживанию места нет. Даже в родственных отношениях сопереживание встречается, к сожалению, редко, так как оно подразумевает понимание эмоций другого, однако в нашем обществе родители не понимают детей, супруги не понимают друг друга, поскольку в большинстве случаев внешняя по отношению к семье, социальная среда (школа, вуз, работа, друзья и т.п.) сильно от неё отличается. Сопереживание всегда обладает сильным терапевтическим эффектом, который, в первую очередь, избавляет от чувства одиночества. Сопереживание позволяет идентифицировать, свои чувства и эмоции с другими людьми или с другим человеком. Мы знаем, как говорят, как ведут себя, другие люди, но не знаем, что они чувствуют и как они чувствуют. Сопереживая им, мы это узнаём. Важным моментом здесь является то, что в театре зрители переживают эмоции, если, конечно, они им близки и понятны, при большом скоплении других людей, большинство из которых чувствует и сопереживает происходящему на сцене так же, как они. Одним из результатов такого социального сопереживания является катарсис.
Любительское театральное творчество, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, формирует целостный облик личности человека: активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует социально-преобразующую, просветительскую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.
Эстетическая игра творческой фантазии, развлечение, сопереживание незаметно переводят богатство нравственного содержания творчества в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Театральное творчество является средством нравственного воздействия на человека и общество, выступая духовным даром, средством коммуникации, школой нравственной культуры.
Любительское театр
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованное представление на противопожарную тематику в школе. Сценарий
Привитие интереса к изучению русского языка средствами театральной деятельности
Краеведческий слёт. Сценарий
Сценарий сказки для детей начальной школы с презентацией