Привитие интереса к изучению русского языка средствами театральной деятельности
Статья для преподавателей, которые работают с детьми билингвами "Привитие интереса к изучению русского языка средствами театральной деятельности"
Автор: Колесникова Наталия Тимофеевна, учитель начальных классов русской школы им. Л. Н. Тостого в Милане, Италия
Описание материала: перед людьми, прибывшими из России или других бывших союзных республик в страны зарубежья, встает не только проблема языковой и социальной адаптации в новой стране проживания, но и вопрос сохранения собственных культурных ценностей и русского языка. Каким способом помочь ребенку полюбить русский язык и русскую культуру, создать условия для доброжелательной и многосторонней коммуникации на русском языке, выходящей за рамки бытовой лексики и семейного общения, говорится в данной статье. Материал будет полезен преподавателям, которые работают с детьми билингвами, учителям начальных классов и руководителям театральных кружков.
Все мы хотим, чтобы наши дети говорили по-русски. Мы делаем для этого все возможное, но не всегда остаемся довольны результатами. Многие родители задаются вопросом: есть ли у нас хоть какой-то шанс сохранить русский в иноязычном окружении, особенно в смешанной семье? Примеры из жизни конкретных людей убеждают нас в возможности сохранения языка. (Слайд 1)
Попробуем проанализировать свой собственный опыт изучения иностранных языков. С какой целью мы учили и учим языки: почему и для чего? (Слайд 2)
• Язык нужен нам для работы;
• для общения с друзьями и/или любимым человеком;
• язык нравится нам;
• нам доставляет удовольствие сам процесс изучения языка. (Слайд 3)
Зачем же нужен русский язык нашим детям? Давайте рассмотрим возможные причины, по которым мы считаем необходимым развивать и поддерживать русский у ребенка:
• русский нужен, чтобы общаться с мамой и родственниками, не знающими итальянский;
• русский нужен для того, чтобы в будущем у ребенка было больше возможностей при поиске работы;
• русский может пригодиться, если ребенок будет жить или работать в России;
• для поддержки семейных традиций. (Слайд 4)
Русский язык и культура для нас и наших детей - вещь ценная, но не вполне функциональная, вроде бабушкиного сервиза, который жалко выбросить, но на стол поставить все как-то нет случая.
Что делать? Как привить интерес к изучению русского языка в иноязычной среде? Как показывае опыт, к любому действию нас побуждает мотив. Под мотивацией понимается не просто желание выучить язык, а причины, лежащие в основе этого желания. Какие же мотивации хороши для ребенка? Те, что связаны с настоящим. Дети делают то, что им интересно здесь и сейчас. (Слайд 5)
Вернемся вспять и вспомним, что нравилось нам делать в детстве? Что являлось для нас любимым занятием? Что приносило нам радость? Таким средством является для детей сказка. Именно поэтому я решила организовать занятия театрального кружка «Путешествие в мир сказок». (Слайд 6)
Современное поколение детей отдает предпочтение русской народной сказке «Маша и Медведь». Почему нынешнему поколению детей так нравится этот мультфильм? Интересно, красочно, весело, своя интерпретация. Частая смена сюжетов, картин, видов деятельности. Короткие эпизоды жизни, но как много в них сказано. Маша точно, образно, лаконично излагает свои мысли. Мало слов, много действий. Язык прост для восприятия и воспроизведения. А Медведь и вовсе не говорит, но совершает добрые поступки, которые учат дружелюбию, взимовыручке, товариществу. (Слайд 7)
Определила составляющие успешной работы театрального кружка(Слайд 8) и
стала заинтересовывать детей разными способами:
- сказки для инсценировок подбираю с учетом интересов и возможностей детей (1класс - руские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», 2 класс литературные сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и др., басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей» и др.); (Слайд 9)
- язык сказки упрощаю (в сказке «Заюшкина избушка» слова лисы «...как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам...» заменили на слова «...мой хвост что прут, как дам так и смерть тебе тут...», внесли слова «... слезай лиса с печи, а то сброшу, побью тебе плечи...»;
- деформируем сюжет и делаем его в современной обработке (в сказке «Морозко» концовку «...старуха кинулась встречать дочь, рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно...» заменили на слова «...рассердился Морозко, ведро смолы на голову бабиной дочке одел и полный мешок жаб, ужей да тараканов в подарок дал...»;
- занятия наполняю разными видами деятельности не только традиционными: (Слайд 10)
• чтение;
• прослушивание аудиозаписей;
• просмотр мультипликационных фильмов;
• анализ поступков героев,
но и интерактивными играми: (Слайд 11)
• составление синквейнов;
• вживание в образ персонажа через постановку живых картин, немых сцен, ритмичных танцевальных движений;
• разгадывание загадок;
• соотнесение пословиц, поговорок с поступками героев;
• проведение викторин.
Важно в младшем школьном возрасте задействовать не только слуховые, зрительные анализаторы, но и мелкую моторику рук, поэтому в рамках кружка была организована работа мастерской «Очумелые ручки», где дети своими руками делают костюмы, изготавливают кукол для показа спектаклей. (Слайд 20)
Потребность в изучении материала возникает тогда, когда есть новые идеи, предложения и хочется их аппробировать. (Слайд 21) Демонстрируем сказки используя разные виды показа:
• драматургия;
• кукольное представление;
• теневой театр;
• показ экспромтом;
• сказочное попурри.
Результаты своей работы демонстрируем одноклассникам, детям школы, детского сада, родителям. (Слайд 22)
Выводы. Увлечь процессом изучения русского языка детей через театральную деятельность мне удалось: (Слайд 23)
• дети посещают занятия кружка с удовольствием и большим интересом;
• занятия способствуют развивитию психических процессов: воображению, образному мышлению, эмоциональной памяти;
• совершенствуется речевой аппарат, навык четкого произношения звуков, развивается диапазон голоса;
• дети грамотно, красиво, эмоционально учатся выражать свои мысли;
• овладевают навыками актерского мастерства;
• пополняют словарный запас, развивают разговорную речь;
• приносят радость родителям и учителю своими успехами.
«Берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний», не забывайте о том, что дети должны жить в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества и тогда изучение русского языка для наших детей станет не в тягость, а в радость!!! (Слайд 24)
Презентация на тему: Привитие интереса к изучению русского языка средствами театральной деятельности
Ваша статья является ценным опытом по обобщению работы с детьми в условиях изучения нескольких языков при сохранении знаний родного русского языка. Публикация имеет практическую и теоретическую значимость, элементы педагогических наработок в данном направлении. Успехов вам в работе!