Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Урок русского языка в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»
Автор: Сазикова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бахтызинская СОШ» Вознесенского района Нижегородской области
Описание материала: предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 8 классе. Это заключительный урок по теме «Обращение». Урок построен на исследовании стихов А. С. Пушкина и выяснении роли обращений в его поэзии.
Тема урока: Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина.

Цель: 1) обобщить и систематизировать изученный материал; 2) показать, как «работает» обращение в тексте; 3) продолжить отработку пунктуационных навыков в предложениях с обращениями; 4) повторить синтаксический разбор предложения и разбор словосочетания.
Задачи урока.
Образовательная: повторение, закрепление и систематизация знаний по теме, отработка пунктуационных навыков.
Воспитательная: воспитание любви к стихотворному слову, чувства гордости за русский язык, чувства прекрасного.
Развивающая: развитие умения применять полученные знания на практике, развитие речевой культуры.
Оборудование урока.
1. Портрет А. С. Пушкина
2. Карточки с заданиями.
3. Таблица «Восстанови пушкинские строки».
                       Ход урока.
1.Вступительное слово
Сегодня у нас последний урок по теме «Обращение». Наша задача – повторить, обобщить и расширить знания по этой теме. На уроке мы также постараемся выяснить, какую роль играют обращения в поэзии А. С. Пушкина. Употребление обращений, наряду с другими языковыми средствами, помогало поэту создавать совершенные произведения.    
2.Проверка домашнего задания.
Домашнее задание было дано учащимся по группам:
1группа – выписать из произведений А. С. Пушкина десять предложений с обращениями.
2 группа – выписать из произведений А. С. Пушкина предложения с обращениями с положительной и отрицательной оценкой героя, предмета, события; сделать вывод.
3 группа – выписать из произведений А. С. Пушкина  предложения с авторскими обращениями, сделать вывод.
Учитель.
Обращения не просто называют того, к кому обращаются с речью, они содержат оценку человека или явления и выражают различные чувства. Какие же чувства могут выражаться с помощью обращений? Рассмотрим это на примерах.
3. Разбор предложения.
        Друг Дельвиг, мой парнасский брат, твоей я прозой был утешен.
Задания к предложению:
1) - Кто такой Дельвиг?
- Почему Пушкин называет его парнасским братом?
- Какие чувства он выражает в этом обращении?
2) Выяснить по словарю значение слова  парнасский.
3)Объяснить знаки препинания.
4. Выборочный диктант (из предложений, которые диктует учитель, ученики выписывают только обращения).
            Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
            Проснись, ленивец сонный!
            Ты не под кафедрой сидишь,
            Латынью усыпленный.

            Тебя зову, мудрец ленивый,
             В приют поэзии счастливый.

            А Балда ему: «Глупый ты бес,
            Куда ж ты за нами полез?»

            Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
            Готовый век трунить над нашей томной музой.

            Любезный именинник, о Пущин дорогой!
            Прибрел к тебе пустынник с открытою душой.

           Выпьем, добрая подружка бедной юности моей,
           Выпьем с горя. Где же кружка? Сердцу будет веселей.

           Приплыла к нему рыбка и спросила:
          «Чего тебе надобно, старче?»
Учитель.
- Какие же чувства могут быть выражены с помощью обращений?
(Чаще всего это добрые чувства: любовь, нежность, признательность, иногда – злость, недовольство, гнев).
- Сколько падежей в русском языке? (Шесть)
А в древнерусском языке было семь падежей. Седьмой падеж назывался звательным. От старого звательного падежа в современном языке сохранились такие формы как Отче, Боже. Старую звательную форму использует и Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» (старче).
5. Литературная викторина «Восстанови пушкинские строки».
        Люблю тебя, …………………,
        Люблю твой строгий, стройный вид…

        …………………, ……………….!
        Приятна мне твоя прощальная краса…

        Ах ты, …………………..,
        Это врешь ты мне назло.

        …………,……….! Ты могуч,
        Ты гоняешь стаи туч.

        …………, ……..! скажи,
        Да всю правду доложи.
Учитель.
В этих строках автор использует обращения-олицетворения.
- Что такое олицетворение?
6. Самостоятельная работа по карточкам.

                         Карточка №1
Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть обращения.

                Месяц месяц мой друж…к
                Поз…лоченный рож…к

                И вы красотки м…лодые
                Которых поз…нею порой
                Уносят дрожки удалые.

               Мой дру… Отчизне посвятим
               Души прекрасные порывы.
                      Карточка №2.
Вставить, где нужно, обращения. Расставить знаки препинания.
     « Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжайте к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…  Прощайте. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила поживи хорошенько.»
                   ( Из письма Арины Родионовны А. С. Пушкину)
                       Карточка №3
Написать письмо другу или подруге, поделиться впечатлениями о прочитанных произведениях А. С. Пушкина. Употребить, где нужно, обращения, выразив в них свое отношение к адресату.
7. Анализ предложений, записанных на доске.

…Кушай яблочко, мой свет.
    Благодарствуй за обед…  
        

- Из какой сказки эти строки?
- Прочитайте отрывок, соблюдая интонацию.
- Найдите обращения.
- Какие чувства выражены в обращении?
- Найдите в этом фрагменте формулу благодарности.
- Какие еще вы знаете слова, с помощью которых один человек может поблагодарить другого?
Учитель.
Исследователь русского речевого этикета Н. И. Формановская предлагает 28 слов и выражений благодарности. Вот некоторые из них:
                                        Спасибо. Благодарю вас.
                                        Я вам очень признателен.
                                        Я вам многим обязана.
                                        Как я вам благодарен!
                                        Моя благодарность не знает границ.
                                        Вы очень любезны.
                                        Это очень мило с вашей стороны.
8. Подведение итога урока.
- Какую роль играют обращения в поэзии А. С. Пушкина?
( Обращения повышают образность и эмоциональность речи.  В поэзии Пушкина обращения чаще всего помогают выразить нежные, светлые чувства. У Пушкина есть строки:
                        И долго буду тем любезен я народу,
                        Что чувства добрые я лирой пробуждал.
(Обращения тоже помогали автору пробуждать добрые чувства).

9. Домашнее задание: написать рассказ «На уроке», используя обращения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Шаблон для выполнения части С2 ГИА

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Шаблон для выполнения части С2 ГИА
Опубликовано: 3757 дней назад (15 декабря 2013)
Просмотров: 9079
+2
Голосов: 2
Надежда Григорьевна Кириличева # 23 января 2014 в 11:08 0
Хороший урок. Интеграция языковедческого материала и литературных текстов позволяет развивать и практические орфографические навыки, и знакомит детей с произведениями А.С.Пушкина. Молодец!
Екатерина Петровна Беликова # 24 апреля 2014 в 11:40 0
Люблю произведения А. С. Пушкина! Это отличный материал для изучения любой темы по русскому языку! В его стихах можно найти всё! Интересный урок. Вы, Елена Ивановна, "убиваете двух зайцев" - учащиеся и тему по русскому языку изучают, и творчество писателя повторяют (вспоминают, а некоторые, может, только узнают). Разнообразные виды деятельности, игровые приемы, интересные задания - все это способствует выполнению целей. Голосую.
Анна Анатольевна Копорова # 17 октября 2014 в 22:41 0
Интересна тема и постановка задачи для урока русского языка на примере произведений А.С.Пушкина. Выбор методов и формы проведения урока обусловлен ранее изученным материалом, а также интересами и мотивацией учащихся. Хорошие подборки, отвечающие проблемной постановке задачи.Смена деятельности обеспечивает активную деятельность учащихся, эффективность работы. Теоретический и практический материал дан в равных пропорциях.
Светлана Викторовна Жук # 6 сентября 2015 в 09:40 0
Здравствуйте, Елена Ивановна!Очень понравился Ваш конспект урока!Интересная тема. Выбранные методы и формы способствуют реализации поставленных задач. Последовательность этапов урока логична,разнообразие видов заданий удерживает внимание учеников. Все условия для эффективного усвоения темы созданы. Спасибо, что поделились разработкой.Успехов!