Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий сказки для детей начальной школы с презентацией

Сценарий для детей начальной школы "В гостях у богатыря Дэвэлчэна и его сестры Солкондор".
Автор: Лычангина Любовь Владимировна; учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 п. Ленинский МО Алданский район РС (Я)
Разработка предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ, организаторов и творческих родителей.
Данная публикация найдёт своё применение в учебных образовательных учреждениях, придерживающихся этнокультурного направления в образовании, а также - в общеобразовательных учреждениях любого типа.
Материал можно использовать во внеурочной, проектной и досуговой деятельности.


Цель: знакомство детей с традициями и самобытной культурой эвенков - коренного малочисленного народа республики Саха (Якутии).
Задачи: дать детям представление о традициях эвенкийского народа;
формировать познавательный интерес к особенностям жизненного уклада эвенков; пополнить активный словарный запас детей, развивать устную речь;
воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к представителям малочисленного народа Саха (Якутии) – эвенкам.

Предварительная работа:
знакомство с эвенкийским эпическим фольклорным произведением «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной одежде», как с образцом эвенкийского героического эпоса нимнгакан. (Сказитель Н.Г. Трофимов).

Действующие лица: ведущий, Солкондор, Дэвэлчэн – педагоги.
Зрители: дети и родители.
Мероприятие проводится в музыкальном или актовом зале. Занятие сопровождается презентацией с видами якутской природы, изображениями национальной одежды, обуви, домашней утвари, оружия.
Ход мероприятия
В зал входит ведущий, одетый в национальную одежду.
Ведущий:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в северную страну, где реки зимой скованы льдом, где на сопках даже летом не тает снег, но где за короткое северное лето жители всё равно успевают вырастить вкусный урожай овощей и ягод; приглашаю вас в холодный край, где живут люди с горячим сердцем.

Девочка в национальном костюме читает стихотворение.
Моя Якутия
Край суровый, северный, любимый,
Буду славить я тебя повсюду!
Речек красота неповторима
В свете солнца – ласкового чуда.
Родники, прозрачные озёра
Землю чистой влагой освежают,
И лесов бескрайние просторы
Красотой своею поражают.
По ночам округу освещает
Как небес подарок, звездопад,
Смотришь в небо-сердце замирает,
И ты, будто бы ребёнок, рад!
Первозданна ароматов тайна
Трав душистых, полевых цветов,
И ласкает взгляд поток бескрайний
Лютиков, ромашек, васильков…
Величавость гор - необычайна,
Снегом вековым они покрыты…
Люди золотые не случайно
Здесь живут: отзывчивы, открыты,
Помыслы чисты и облик ясен,
Человечны, искренни, ранимы…
Для меня ты истинно прекрасен,
Край суровый, северный, любимый!
(Автор Л. Лычангина)

Посреди зала стоит традиционное жилище эвенков – чум, просторный и уютный.
Из чума выходит девушка в национальном костюме и украшениях.
Ведущий:
-Здравствуй, милая девушка! Кто ты такая?
Солкондор:
-Здравствуйте! Меня зовут Солкондор, по-русски моё имя звучит «шёлк». Ведущий подходит к девушке, гладит её по голове, поглаживает рукав платья.
Ведущий:
-И правда, твои волосы гладкие, как шёлк. Твоя одежда тоже мягкая. Как она называется?
Солкондор:
-Это кафтан, он называется мукукэ, сшит мехом наружу, вот поэтому и мягкий.
Ведущий:
-Скажи, Солкондор, кого ты ждёшь?
Солкондор:
-Я жду с охоты своего брата Дэвэлчэна, он очень хороший рыбак и охотник. Пока я его ждала, обработала оленьи шкуры, смастерила брату новые сапожки-хэвэри, сшила ему праздничный нагрудник хэлми; украсила его бисером, узорами, орнаментом, обшила мехом дикой козы, чтобы одежда у него была не только тёплая, но и красивая! То-то брат обрадуется! Три дня назад он ушёл в тайгу, сегодня вернуться должен, я уже и обед приготовила, а его всё нет…
Ведущий:
-А что ты приготовила на обед?
Открывается ранее прикрытый якутской скатертью стол; на столах могут стоять муляжи или настоящие продукты (на усмотрение организаторов).

Солкондор:
-Вот оленина копчёная, варёная, есть и замороженная, очень любит мой брат строганину из мяса, ещё любит рыбу. Чай я приготовила из брусничных и голубичных листьев. К чаю напекла якутских лепёшек и наварила варенья из наших лесных ягод - иннамты и хутамты, то есть из морошки и жимолости.
Мальчик в национальном костюме читает стихотворение.
***
Заходи к нам, гость, без стука,
Очень рады видеть друга!
У огня скорей согрейся,
Чаю крепкого напейся.
Побеседуем за чаем,
Чем богаты – угощаем:
Свежей рыбой, олениной,
И вкуснейшей строганиной,
Ешь лепёшки, пей кумыс,
Коль доволен, улыбнись!
Посреди заснеженной тайги,
Слышно лишь мелодию пурги.
И пока очаг наш не погас,
Пусть беседа согревает нас!
(Автор Л. Лычангина)

Солкондор:
-Все вы сегодня мои гости, а гостей у нас принято встречать теплом и добром, душевными разговорами, и угощать всем самым вкусным, что только есть в доме. Ребятам, я думаю, понравится мой чай с вареньем и лепёшками.
Ведущий:
-Конечно, добрая Солкондор, всё это мы обязательно попробуем с ребятами позже. А пока для продолжения нашей беседы предлагаю послушать сказку. Я знаю, что эвенки раньше кочевали в низовьях реки Лены. А знаешь ли ты, как появилась эта река?
«Сказка о реке Лене, Ленских столбах и цветочной долине» (Автор Любовь Лычангина)
Сказку читает ведущий, можно прослушать аудио запись в сопровождении презентации.
/blogs/lyubov-vladimirovna-lychangina/skazka-o-reke-lene-lenskih-stolbah-i-cvetochnoi-doline.html
Ведущий:
-Чему научила вас эта сказка? (Любви, терпению, сердечности и бережному отношению к природе).

В зал входит Дэвэлчэн (возвращается с охоты).
Дэвэлчэн:
-Здравствуй, сестра! Славно я поохотился, принимай добычу – трёх рябчиков, четырёх куропаток, по одному - тетерева да глухаря; и рыба в мешке, посмотри, какая лежит: осетр, стерлядь, омуль, чир и муксун! Не подвели меня лук да стрелы, и рогатина моя остра! (Показывает детям своё охотничье снаряжение и трофеи). Славный я охотник?
Солкондор:
-Каждый знает, что ты знатный охотник и рыбак!
Дэвэлчэн:
-Как много гостей у нас сегодня, сестра! Обожаю я детей, особенно играть с ними люблю. Поиграем, дети?

С детьми играет Дэвэлчэн.
Игра «Ловдя Хариуса»
Веревку с привязанной к ней, вырезанной из дерева фигуркой рыбы (длина ее - 15-20 см., ширина - 2 см.), перебрасывают через «сук дерева». Участники состязаний, прыгая поочередно, должны в прыжке задеть ногой рыбу. Первоначальная высота, на которой подвешена рыба – 30 см. Игрок, не задевший рыбу, выбывает из соревнований. Участники, доставшие рыбу ногой, продолжают состязание на большей высоте. Побеждает тот, кто сможет достать рыбу на наибольшей высоте.

Групповое перетягивание на палках (куркат)
Ведущий:
-Долгими, тёмными вечерами в чуме, сидя у огня, старики ребятне загадывали загадки. Попробуем вместе отгадать их.
Эвенкийские загадки
1.Четыре уха, два брюха. (Подушка)
2.Какой олень быстрее всех бегает? (Ветер)
3.Десять мальчиков на спичках льдинки несут. (Ногти)
4.Много говорит, а бездомная. (Кукушка)
5.Большая змея без конца. (Река)
/blogs/tatjana-mihailovna-oblivanceva/konspekt-zanjatija-zemlja-druzei-dlja-uchaschihsja-5-6-klasov.html

Ведущий:
-Известны ли вам особенности жизненного уклада эвенков? Покажет викторина.
Викторина
1.Как называется жилище коренных народов Севера? (Чум)
2.На чём передвигаются северные жители по тундре? (На нартах)
3.Кто такой каюр? (Погонщик собак или оленей)
4.Колокольчик, который вешается на шею оленя-вожака. (Кангилан)
5.Как ездок управляет оленьей упряжкой? (Дёргает за недоуздок, ударяет оленя пятками, дорогу указывает посохом.)
6.Чем питаются северные олени в тайге? (Ягелем – мхом)
/blogs/tatjana-mihailovna-oblivanceva/konspekt-zanjatija-zemlja-druzei-dlja-uchaschihsja-5-6-klasov.html

Ведущий:
-Своих гостей многие северные народы одаривали подарками. Эта традиция соблюдалась обязательно. А мы с вами поделимся народной мудростью: эвенкийскими пословицами и поговорками.
Эвенкийские поговорки (Смысл обсуждается детьми совместно с педагогом)
1.Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.
2.Говори спокойно, а молчи достойно.
3.Обижать своих соседей – тоже, что дразнить медведей.
4.Всегда помогай старым людям. Если старому человеку не поможешь, и он на тебя рассердится, то в твоей жизни будет много неудач.
5.Счастливый человек тот, который любит жизнь, работает и никому не завидует.
/blogs/tatjana-mihailovna-oblivanceva/konspekt-zanjatija-zemlja-druzei-dlja-uchaschihsja-5-6-klasov.html

Ведущий:
-Зима на Севере долгая и холодная, но ребята не любят сидеть в чуме, они всё равно гуляют на улице. А чтобы не замёрзнуть, они играют в разные подвижные игры: соревнуются в борьбе, стрельбе, беге, метании предметов, прыжках. Поэтому предлагаю вам снова поиграть!

С детьми играют Дэвэлчэн и Солкондор.
Игра "Олени и волки" ("Орор - ахилкан")
Играющие выбирают "волка" и делятся на две команды "оленей". Каждая из команд чертит себе круг и становится внутрь его. Задача оленей состоит в том, чтобы перебежать из одного круга в другой. Волк ловит перебегающих оленей. Игра заканчивается, когда волк поймает всех оленей.

Игра «Соколиный бой»
Итог
Ведущий:
-Ребята, с традициями какого народа мы сегодня познакомились? (Мы узнали новое о коренном народе Севера - эвенках, познакомились с их обычаями).
-В наше время они являются малочисленным народом, потому что большая часть населения перебралась жить в большие города. И нам нужно научиться понимать их, поддерживать и уважать традиции живущих на северной земле людей.
-Уважаемые хозяева, дорогие гости, к сожалению, настало время нам с вами расставаться, но будем надеяться на новую встречу!

Ребёнок в национальной одежде читает стихи.

***
Снова в гости вас ждём!
Дружелюбно всех примем,
Добродушно обнимем,
Пригласим к себе в дом.
Вас с любовью усадим
Прямо в центре стола,
Чтобы беседа, как речка,
Непрерывно текла,
Пусть метель заметает,
Всех печалей следы,
А снега пусть растают
От людской доброты!
(Автор Л. Лычангина)
В конце мероприятия проводится чаепитие.
Все фото и иллюстрации взяты из интернета, спасибо авторам!
Приложение №1:
Презентация "В гостях у богатыря Дэвэлчэна и его сестры Солкондор"

Приложение №2:
Презентация "Сказка о реке Лене, Ленских столбах и цветочной долине"

Рекомендуем посмотреть:

Этнокультурное образование при помощи театральной деятельности как компонент эстетического воспитани Сценарий «Сказка карельская» для детей 5-8 лет с презентацией Театрализованная сказка для детей 9-11 лет. Сценарий «Белка, рукавица и иголка» Сценарий театрализованной сказки для младших школьников «Кто лепешки съел» по мотивам одноименной не

Похожие статьи:

Сценарий сказки для учащихся начальных классов «Приключения Пети»

Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад для детей от 7 до 11 лет

Сценарий кукольного спектакля по произведению Шолохова «Нахалёнок»

Сценарий пьесы «Поваренок Люлли» для детей 9-11 лет

Сценарий пьесы «Синяя птица» по одноименной повести Мориса Метерлинка

Участник №70 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2018 года по 20 января 2019 года
Беседа на зимнюю тему для учащихся начальной школы. Тема: Холод | Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе «Красная книга», 2-3 класс. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 2140 дней назад (12 января 2019)
Просмотров: 3581
+13
Голосов: 13
Анжела Львовна Митрахович # 12 января 2019 в 16:18 +1
Спасибо за возможность в такой интересной форме познакомиться с эвенками. Ваши стихи - великолепны! Голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 13 января 2019 в 05:29 +1
Анжела Львовна, спасибо!
Вера Валерьевна Павлова # 12 января 2019 в 20:26 +2
Любовь Владимировна!
Вами представленное мероприятие очень интересное с этнокультурным традициями,что очень важно для детей и взрослых.В мероприятие Вы включили богатейший материал и интеграцию задач.
Желаю Вам творческих успехов.
Любовь Владимировна Лычангина # 13 января 2019 в 05:30 +2
Вера Валерьевна, искреннее спасибо!
Светлана Константиновна Бычкова # 12 января 2019 в 20:33 +2
Добрый вечер,Любовь Владимировна! Прекрасно разработанный сценарий вы представили: познавательный, содержательный, ярко проиллюстрированный, дающий детям представление о традициях эвенкийского народа и воспитывающий любовь к своей малой Родине. Творческих вам успехов! Голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 13 января 2019 в 05:30 +1
Светлана Константиновна, спасибо большое!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 13 января 2019 в 14:16 +3
Здравствуйте, Любовь Владимировна!
"В гостях у богатыря Дэвэлчэна и его сестры Солкондор" замечательное мероприятие, знакомящее с традициями и самобытной культурой эвенков. Богатейший материал: загадки, игры, легенды и, конечно же, Ваши стихи. А какие презентации! Благодарю за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Любовь Владимировна Лычангина # 13 января 2019 в 15:17 +2
Татьяна Юрьевна, спасибо большое! Очень признательна Вам за визит и комментарий!
Мира Симеунович # 13 января 2019 в 21:40 +3
Здравствуйте, Любовь Владимировна. Я с большим интересом прочитала Ваш сценарий "В гостях у богатыря Дэвэлчэна и его сестры Солкондор". Вы представили замечательный материал, который знакомит детей с традициями эвенкийского народа. В сценарии Вы показали особенности народа: одежду, обувь, блюда, оружие… Дети поиграли в интересные игры с Дэвэлчэном, погостили у его сестры Солкондор. Решали загадки, услышали поговорки, и конечно, Ваши превосходные стихи. Мне понравилось то, что Вы подобрали совершенно подходящий для детей материал и прекрасно проиллюстрировали каждую часть. Детям такое мероприятие запомнится надолго! Молодец! С большим удовольствием голосую и желаю творческих успехов!
Любовь Владимировна Лычангина # 14 января 2019 в 08:19 +1
Уважаемая Мира, спасибо Вам за развёрнутый и позитивный комментарий!!!
Вера Валерьевна Павлова # 19 января 2019 в 14:53 +2
Любовь Владимировна!
Ваш Сценарий для детей начальной школы "В гостях у богатыря Дэвэлчэна и его сестры Солкондор"очень интересен для детей. Вы знакомите нас с представителями малочисленного народа Саха (Якутии) – эвенками путем игр, вопросов викторины, загадок и стихов и все это представлено в сказочной форме.
Мероприятие очень нужное детям, чтобы они с детства знали о тех народах, которые населяют их края, знакомились с традициями и обычаями.
Спасибо, что и нас, взрослых, сумели увлечь красотами северных краев, с помощью сказок и красочных презентаций.
Голосую за Ваше творчество.
Любовь Владимировна Лычангина # 19 января 2019 в 17:03 +2
Вера Валерьевна, спасибо огромное за развёрнутый и позитивный комментарий, а также за голос!
Елена Ивановна Каменева # 19 января 2019 в 17:05 +2
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Очень хорошо разработанный сценарий вы представили: познавательный, интересный, ярко проиллюстрированный. Вы даете детям представление о традициях эвенкийского народа, воспитываете любовь к своей малой Родине. Успехов вам! Голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 19 января 2019 в 17:07 +1
Елена Ивановна, благодарю за то, что заглянули ко мне в блог и поддержали меня отзывом, мне это очень важно!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 19 января 2019 в 20:56 +1
Здравствуйте, Любовь Владимировна!
Сценарий "В гостях у богатыря Дэвэлчэна и его сестры Солкондор" знакомит детей с традициями и самобытной культурой эвенков - коренного малочисленного народа республики Саха (Якутии). Вы затронули все возможные грани: географическое положение, фольклор, национальные костюмы, быт, игры и преподнесли детям в лёгкой, понятной форме, тем самым закладывая зёрнышки любви к эвенкийскому народу. Спасибо за приглашение! Творческих успехов! Голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 20 января 2019 в 07:51 +1
Алёна Дмитриевна, большое спасибо за комментарий!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 20 января 2019 в 19:43 +2
Доброго времени, Любовь Владимировна!
С огромным интересом и вниманием ознакомилась с материалом представленного Вами сценария сказки "В гостях у богатыря Дэвэлчэна и его сестры Солкондор". Впечатлена фотографиями, на которых изображена красота северной природы, с удовольствием читала Ваши авторские стихи... Получилось здорово!
Сюжет сказки рассказывает о самых лучших традициях народа, его быте и фольклоре...
Подобные мероприятия воспитывают у ребят и взрослых любовь к своему краю, своей малой Родине, уважение к своему народу и его традициям.
Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую за профессионализм и творчество!
Любовь Владимировна Лычангина # 21 января 2019 в 10:51 +2
Ольга Геннадьевна, спасибо огромное за развёрнутый и позитивный комментарий! Мне Ваше мнение очень важно.
Оксана Анатольевна Данильченко # 21 января 2019 в 14:13 +1
ГОЛОС! Очень интересные викторины, легенды, замечательные презентации. Читала на одном дыхании. Считаю, что Ваша публикация достойна, чтобы попасть в копилку многих педагогов. Удачи в конкурсе и в творчестве.
Любовь Владимировна Лычангина # 22 января 2019 в 14:54 +1
Оксана Анатольевна, спасибо! Мне очень важно Ваше мнение, поверьте!
Анна Владимировна Молокова # 21 января 2019 в 16:00 +1
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Ваш сценарий "В гостях у богатыря Дэвэлчэна..." даёт детям яркое представление об эвенкийском этносе. Фольклорные сказки этой народности учат мудрости, добру и гостеприимству. Понравились эвенкийские поговорки. Очень красочное оформление! Спасибо! Голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 22 января 2019 в 14:53 +1
Анна Владимировна, огромное спасибо!
Наталия Владимировна Пуханова # 10 февраля 2019 в 18:08 +1
Добрый вечер,Любовь Владимировна!Спасибо за приглашение. Вы представили замечательный материал, который знакомит детей с традициями эвенкийского народа.Такие мероприятия воспитывают у ребят и взрослых любовь к своему краю, своей малой Родине, уважение к своему народу и его традициям. Оформление яркое и красочное. Творческих успехов, примите голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 31 марта 2019 в 05:22 0
Наталия Владимировна, спасибо!
Галина Викторовна Языкова # 15 марта 2019 в 21:45 +1
Любовь Владимировна, здравствуйте. Замечательный урок -знакомство с историей и традициями эвенкийских народов. Какая необыкновенная природная красота, красота гор,край завораживающий и чудесный.С удовольствием знакомилась с материалом, почерпнула для себя много нового. А стихи прекрасно дополняют творческое изложение материала.Спасибо!
Любовь Владимировна Лычангина # 31 марта 2019 в 05:23 +1
Спасибо, Галина Викторовна!
Мария Михайловна Садекова # 6 октября 2019 в 07:09 +1
Необычное представление информации. Благодарю вас!