Тематическая беседа о зимней природе для младших школьников на тему «Холод»
Автор: Лычангина Любовь Владимировна; учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 п. Ленинский МО Алданский район РС (Я)
Цель: знакомство детей с особенностями зимней северной природы посредством литературного слова.
Задачи: познакомить с зимними чудесами родной природы; познакомить с понятиями «стерильность», «иней», «разница температур», «конденсат», «зимний пейзаж», «северное сияние», «атмосфера»; развивать устную и письменную речь и логическое мышление; воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе родного края, эстетические чувства.
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию литературный материал для беседы, который содержит мои авторские стихотворения о зимних чудесах природы Севера и вопросы по содержанию стихотворного материала. Эти вопросы призваны активизировать интеллектуальную активность учащихся, побуждать детей к самостоятельному поиску новых знаний на природоведческую тематику в различных информационных источниках - энциклопедиях, книгах, интернете.
Публикация может быть полезна учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, творческим людям и родителям.
Материал может быть использован во внеурочной деятельности; при проведении классных часов; в проектной деятельности и для самостоятельного чтения.
Узоры на стекле
Творят чудеса воочию
Вместе холод-тепло!
Невидимой кисточкой ночью
Пейзаж нанесли на стекло.
И вот перед нашим взором
Волшебной зимы узоры:
Звёзды, деревья, кусты,
И ледяные цветы.
Вопрос:
- Как образуются узоры на стекле? (Этому способствуют разница температур стекла снаружи и воздуха в помещении,а также - подвижные воздушные потоки).
Снежинки
Все снежинки разные,
Но сходство всё же есть -
Ажурные, прекрасные,
И лучиков по шесть.
Почему все разные?
Нам не разобраться,
Остаётся красотой
Просто любоваться.
Вопрос:
-Как образуются снежинки?
Выслушиваются ответы детей. Снежный покров
Осадков зимнею порой
Выпало немало,
Для тех, кто спит в лесу зимой,
Снег - это одеяло.
Заботы не имея,
Зверушки спят повсюду,
Холодный снег их греет,
Ну это ли не чудо?
Вопросы:
-Что такое снежный покров?
-Как влияет толщина снега на температурный режим почвенного слоя?
(Чем больше снега, тем выше температура верхнего слоя почвы).
Льдинки
Вода, но не течёт…
Конечно, это лёд!
На солнышке игриво
Сияет так красиво!
А когда растает,
Водой стерильной станет!
Вопросы:
-Что обозначает термин «стерильность»? (Отсутствие вредной микрофлоры)
-Почему такая вода особенно полезна для здоровья?
Наст
В лесу снег выпал снова -
Совсем не по колено.
Но верхний слой спрессован -
Он выдержит оленя,
И лося не уронит,
Не то, что зайца с волком.
Весной наст солнце тронет,
Он станет хрупким, колким.
Вопросы:
-Что такое наст? Почему он прочнее снега?
Выслушиваются ответы детей. Сосульки (загадка)
Лишь солнце чуть пригреет,
Нас ждёт ещё сюрприз:
Ледяные палочки
Растут не вверх, а вниз.
Превращаясь в толстый жгут,
Только днём они растут.
Блики солнца появились-
И сосульки заискрились!
Вопросы:
-Какие камни (минералы) в природе «растут» так же, как и сосульки? (Сталактиты).
-С чем это связано?
-Почему, отражая солнце, сосульки красиво искрятся?
Ледяные цветы
Потеплело. И на днях
Чудеса случились:
Хризантемы на камнях
За ночь распустились!
Вопросы:
-Что такое конденсат? (Резкое охлаждение тёплого воздуха).
-Где вам встречалось это явление природы?
Человек
И зачем ресницы красить
Тушью чёрной или синей?
Вот мои глаза украсил
Белоснежной тушью иней!
Вопрос:
-Почему «белые» ресницы увеличились в объёме?
Моржевание
Что такое моржевание?
Это в проруби купание,
Это снегом обтирание,
И в большой сугроб ныряние.
«Морж» отлично закалён,
Гриппом не болеет он!
Вопросы:
-Можно ли стать моржом внезапно? Почему?
Рождественские купания в проруби
От купания в купели
Мы с тобой не заболели,
Ведь водица в ней живая,
Необычная – святая!
Будто снова покрестились!
Все болезни испарились!
Вопрос:
-Почему вода в рождественской купели считается святой?
«Нахот»
Сидя в бассейне на улице
В беспощадную стужу,
Люди довольно жмурятся,
Подогрев купели не нужен!
Не остынет в бассейне вода,
Ведь источником подогрета,
Минеральным, горячим - всегда.
Ну не чудо ли разве это?
Вопросы:
-Что такое минеральный источник? Какого его происхождение?
Животные
Очень любят пёс и кот
Снег, мороз и льдинки,
Ловит нос и ловит рот
Вкусные снежинки!
Любопытно настоящим
Снежным пухом обсыпаться,
Он прохладный и бодрящий
Можно даже поваляться!
Вопрос:
-Почему животные любят валяться в снегу? (Они принимают «снежные ванны»).
Зимние пейзажи
Природа красок вовсе не жалела,
Цвета взяла лиловый, жёлтый, белый,
Сиреневый, голубоватый,
Серебряный и сизоватый,
И серо-розовый красив…
И получился позитив!
Вопрос:
-От чего может зависеть цвет неба?
Выслушиваются ответы детей.
Северное сияние
Что за цветные всполохи?
Восьмое чудо света!
И тишина… Ни шороха.
Только взгляни на это!
Атмосферы свечение
Рассмотри с увлечением!
Неба очарование -
Северное сияние!
Вопрос:
-Что такое северное сияние?
Выслушиваются ответы детей.
Все фото взяты из интернета, спасибо авторам!
Рекомендуем посмотреть:
Миниатюра для начальной школы «Сказки братьев Гримм»
Экологический КВН в начальной школе
Экологический час для старших дошкольников и младших школьников
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса
Похожие статьи:
Сценарий экологической игры в начальной школе
Сценарий экологического праздника в начальной школе
Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников
Экологический ринг в 3 классе. Сценарий
Беседа о культуре поведения в природе, 1 класс