Конспект занятия "Земля друзей" для учащихся 5-6 классов
Цель: познакомить учащихся с традициями и обычаями коренных народов Севера.
Задачи:
- углублять и уточнять представления учащихся о родине – России;
- развивать познавательные интересы, речь;
- расширять кругозор.
Назначение. Конспект о традициях и обычаях коренных народов Севера составлен для учащихся 5-6 классов. Можно использовать в 4 классе.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну, где реки от мороза кипят, где летом ездят на санях, где хвойные деревья сбрасывают иголки, а взрослые берёзы ростом по колено. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. И только там можно увидеть северное сияние. Вы, наверное, догадались, о чём сегодня пойдёт речь?
(Ответ учащихся) Эта загадочная страна объединяет два северных округа: Таймырский (Долгано0Ненецкий) и Эвенкийский.
(Показать на карте).
С самых древних времён живут в этих северных округах коренные жители: долганы, эвенки, ненцы, нганасаны, селькупы, кето и другие. Все они знатоки и любители природы, по характеру добры, отзывчивы и миролюбивы. Их дом – чум, просторный и уютный внутри. Сооружают его из деревянных опор и покрывают шкурами оленей.
Такое устройство жилища позволяет очень быстро собрать его и перевезти на новое место, где будет корм оленям и людям. За год семья может поменять место стоянки несколько раз.
(Звучит национальная музыка, входит Суринда – ученица 9 класса)
Суринда: Здравствуйте, дорогие друзья. Вы все мои гости, и рада вам я!
Старый закон Севера гласит: сначала накорми и напои гостя, попотчуй всем, что имеешь, а потом расспрашивай. [i(Угощает ребят пирогами, сладостями)[/i]. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям моего народа надо встречать их добром и теплом. Гостю всегда предлагается центральное место в чуме, застеленное новой шкурой оленя, поближе к печке. Если гость поел и больше не хочет, то он ставит чашку вверх дном и ли кладёт чайную ложку поперёк чашки, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвинул чашку от себя, то хозяйка продолжает наливать чай бесконечно. После того, как гость насытился, его расспрашивают о новостях.
Ученик: Словно люльку, дверь тяжёлую качни –
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Если я убил оленя, вдоволь ешь.
Мяса нет – посмотри, как окунь свеж.
Ну, а нету даже рыбы у меня –
Мы вкусим тепло домашнего огня.
Гость высокий, слушаю я речь твою
И в ответ всё, что имею, отдаю.
Воспитатель: Суринда, а какой национальной едой вы угощаете своих гостей?
Суринда: Это прежде всего оленина в варёном, копчёном и мороженом виде, строганина – нарезанная в виде стружек мороженая рыба, а летом – сырая или малосольная рыба. Чай готовим из гриба чаги или брусничных и голубичных листьев. Грибы мы практически не едим, считаем это лакомством оленей. Хлеб мы раньше тоже не ели, так как он считался большим лакомством.
Воспитатель: Суринда, ты же знаешь, что у народностей кеты есть сказка «О том, как кеты хлеб узнали». Наши ребята сейчас расскажут об этом.
(Инсценирование сказки. Выходят два кета и старуха, садятся в кружок вокруг «костра»).
Воспитатель: Это было давно. Однажды пошли кеты в лес охотиться, а вечером на стоянку собрались, огонь разожгли, ужинать начали. И видят, вышли из тайги белокурые, бородатые люди. Это были кынчи, то есть русские. Подошли кынчи к огню и стали ужинать вместе с кетами.
(Выходят два охотника и подсаживаются к кетам)
Кет 1: Хороша порса и юкола!
Кет 2: Лучшая еда, сытная!
(Охотники достают из мешка хлеб и едят его)
Кет 1: Смотри, кынчи что-то невиданное едят.
Охотник 1: Это хлеб, попробуйте наш хлеб.
Охотник 2: Наш хлеб на пшеничной муке замешан, силы вам прибавит, сытыми весь день будете.
Кет 2: Вдруг это отрава, страшно, съедим и умрём.
Старуха: Мне всё равно умирать пора. Дайте, я попробую ваш хлеб.
(Пробует хлеб).Сроду не ела такой вкусной еды! Ешьте, не бойтесь, самим надо делать такую еду.
Суринда: Молодцы, ребята. Мы переняли от кынчи рецепт выпечки хлеба, а также их одежду, сталт строить деревянные дома, держать лошадей, коров. Спасибо кынчам – многому они народ кетов научили.
Воспитатель: Северная земля очень большая, и люди живут там далеко друг от друга. Издавна коренные жители ездят на нартах. Это лёгкие самодельные сани, сделаны без гвоздей с помощью ножа, там всё скреплено ремнями и оленьими жилами. В каждую нарту запрягают оленей или собак. Их погоняет каюр, держа длинную с наконечником палку – хорей.
Мужчины северных народностей – хорошие рыбаки, охотники и оленеводы. Они уходят в тайгу на промысел на несколько дней. Женщины, как правило, остаются дома с детьми, занимаются домашними делами: обрабатывают оленьи шкуры, шьют одежду, украшают её бисером, узорами, орнаментом. Красива и тепла национальная одежда народов Севера!
Красив и певуч язык народов Севера. Давайте выучим некоторые слова.
(Вывесить на доску плакат со словами)
Бабушка –
энёко;
дедушка –
амака;
отец –
ама;
мама –
эне;
солнце –
хейро;
нет –
ачин;
праздник –
туюн;
ветер –
эдын;
дождь –
тыгде;
медведь –
амикан;
русские –
кынчи;
звёздочка –
осикан;
полярное сияние –
эльден.
(Ребята повторяют вслух слова за воспитателем)
Воспитатель: Долгими, тёмными вечерами в чуме, сидя у огня, старики ребятне загадывали загадки. Попробуем вместе отгадать их.
Эвенкийские загадки.
1.Четыре уха, два брюха.
(Подушка)
2.Какой олень быстрее всех бегает?
(Ветер)
3.Десять мальчиков на спичках льдинки несут.
(Ногти)
4.Много говорит, а бездомная.
(Кукушка)
5.Большая змея без конца.
(Река)
Ненецкие загадки.
1.На склоне шерстяного холма две нарты опрокинуты.
(Уши)
2.Летом меховые, зимой берестяные.
(Рога оленя)
Кетская загадка.
Он в своём железном чуме голым пляшет.
(Колокольчик)
Долганская загадка.
Мчится чёрное за белым
По снегам заиндевелым,
Только, сколько им ни мчаться,
Друг за другом не угнаться.
(Горностай с чёрным хвостиком на конце)
Воспитатель: Зима на Севере долгая и холодная, но дети не сидят в чуме, идут на улицу. Чтобы не замёрзнуть, они играют в разные игры. Национальные игры северян носят характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге, метании, прыжках. Я предлагаю вам игру «Ловкий охотник».
(Играющие по очереди мячиком пытаются попасть в кеглю, расположенную на расстоянии 3-х метров от игроков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий)
Воспитатель: Ребята, во время знакомства с северными народами вы услышали много новых слов, непонятных для вас. Сейчас мы вспомним эти слова и дадим им объяснение.
(Одна группа ребят получает карточки с вопросами, другая – с ответами. Зачитывается вопрос, ребята на карточках находят правильный ответ)
1.Какое основное жилище коренных народов Севера?
(Чум)
2.Назовите основной национальный вид передвижения по тундре.
(Нарты)
3.Кто такой каюр?
(Погонщик собак или оленей)
4.Какой предмет используется ездоком для управления оленьей упряжкой или собаками?
(Хорей)
5.Чем питаются северные олени?
(Ягелем – мхом)
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с существованием коренных народов Севера, их обычаями. В наше время они являются малочисленным народом. Большая часть населения стала жить в городах, посёлках. И нам нужно научиться понимать их, поддерживать и и уважать традиции живущих на этой земле людей.
Ученик: Есть у долган такой обычай –
Делиться первою добычей.
Запомни, мальчик.
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок – для стариков.
Запомни, мальчик.
Поверье древнее гласит:
Удача у того гостит,
Кто от людей её не прячет.
Поверь мне, мальчик.
Есть у долган такой обычай:
Делись – и будешь сам с добычей.
Воспитатель: Любого гостя многие северные народы одаривали подарками. Этот обычай соблюдался неукоснительно. И мы с вами делимся мудростью: пословицами, поговорками.
Ненецкие поговорки.
1.Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра.
2.Как тундра широка, пусть ваша любовь будет безгранична.
3.Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению.
Эвенкийские поговорки.
1.Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.
2.Говори спокойно, а молчи достойно.
3.Обижать своих соседей – тоже, что дразнить медведей.
4.Всегда помогай старым людям. Если старому человеку не поможешь и он на тебя рассердится, то в твоей жизни будет много неудач.
5.Счастлмвый человек тот, который любит жизнь, работает и никому не завидует.
Долганские поговорки.
1.Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
2.Не ругай землю, если упадёшь или споткнёшься. Земля – наша мать, она нас всех поит и кормит, она даёт нам жизнь.
3.Когда человек лжёт, то ему никто не верит, его презирают и обходят стороной.
(Воспитатель зачитывает поговорки, учащиеся объясняют их смысл)
Суринда: Приезжайте в тундру к нам,
К белым тающим снегам.
Тундра щедро вас напоит
Стылой талою водой.
Силой вас вода наполнит,
Лёгкой силой молодой.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Благодарю всех за участие и внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 5 классе
Внеклассное мероприятие по литературе 5-6 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие, 5-6 класс. Сказочная карта России
Внеклассное мероприятие с презентацией для 5-6 класса. Чудеса Света
Похожие статьи:
Шоу – программа для подростков. Сценарий
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса
Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России