Внеклассное мероприятие для 5-6 классов
Автор: Солдатова Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
Ведь пока еще никто не знает, откуда родом Василиса Прекрасная. А в каком именно селе испекли Колобок? Пока география на сказочной карте России охватывает родные места далеко не всех героев русских сказок. Сейчас это только десяток адресов. При помощи карты можно будет оценить интерес аудитории к сказкам.
Люди издавна создавали сказки для того чтобы объяснить те или иные явления. Сказки появились в древности как образный свод законов отношений человека с природой, другим человеком, божеством, обществом - сначала сказки о животных, потом волшебные, потом новеллистические. Сказки - это закодированные послания человечества, а вообще СКАЗ -это говорить, рассказывать –то есть переносить информацию. Значит, появились они с появлением речевого обмена информацией меж людьми Люди, сочиняя сказки заключали в них мудрость, которую хотели передать.
Новизна методической разработки «Сказочная карта России» заключается в комплексном использование мультимедийного оборудования, лектория и раскрытие сказочных персонажей и места их жительства.
Цели данной методической разработки является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, развитие осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний.
Задача педагога - отобрать из содержания методической разработки «Сказочная карта России», наиболее доступные. Поэтому, начиная работу с методической разработкой педагог должен изучить содержание методической разработки, рекомендуемую литературу.
Сказочная карта России - это культурно-туристический межрегиональный проект, направленный на развитие и продвижение территорий и достопримечательностей регионов, основан на историческом наследии страны - сказок, былинах и легендах.
Исходя из вышеизложенного, определяется актуальность, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и культурного сознания детей является их ознакомление с географией «Сказочной карты России».
Если научить детей определять значение исторического наследия России, приобщить их к культурным особенностям различных регионов России, применяя различные методические приёмы, то это будет способствовать формированию умения осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство интереса к истории, литературе и культуре через:
- изучение, рассматривание и разъяснение сказочных героев;
- изучение географии России;
- изучение литературы и народного творчества народов России;
- изучение, рассматривание объектов природы.
О важности приобщения детей к культуре, литературе и истории написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за страну, в которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю, литературу и культуру. Именно акцент на знание литературы, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям многонациональным народам России.
Исходя из этого, ознакомление детей со Сказочной картой России выражается в следующем:
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения предков;
- формирование толерантности, чувства уважения к многонациональным народам, их традициям
- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- расширение и углубление знаний детей о Родине;
- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю и культуру.
Ожидаемые результаты
Какие сведения и понятия сказочной карты России способны усвоить дети? Литература…. Культура…. История ... География… Надо показать, что литература учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. Культура духовно-нравственно обогащает. История помогает заглянуть в прошлое. География учит ориентироваться на местности.
Следует подчеркнуть, что методическая разработка «Сказочная карта России» является одной из составляющей системы культурного воспитания и может видоизменяться в зависимости от конкретных условий образовательных учреждений.
Решая задачи культурного воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.
Вперед, в мир сказок и приключений!
Содержание
Разделы
1. Сказочная карта России
2. Былинные персонажи
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Забава Путятична
Змей Горыныч
Соловей-разбойник
3. Народный фольклор
Баба-Яга
Водяной
Русалка
Кикимора
Кощей Бессмертный
Старуха Лоухи
Царевна Волхова
4. Сказочные животные, растения и персонажи
Жар-птица
Конек-горбунек
Золотая рыбка
Курочка-ряба
Аленький цветочек
Чебурашка
Колобок
Буратино
Мышка-норушка
Михаил Потапыч
Черная курица и жители подземного города
Котенок с улицы Лизюкова
Старичок - дубовичок
Птица Гамаюн
Сивка-бурка
5. Сказочные герои и царства
Садко
Иван-царевич
Левша
Емеля и щука
Царь – Берендей
Иванушка-дурачок
Данила Мастер и Хозяйка Медной горы
Тридевятое царство
Глинышек
Морянка
Богатырь Атач
Меч-кладенец
Карандаш и Самоделкин
Царевна-лягушка
6. Снежные сказочные герои
Дед Мороз
Снегурочка
Снеговик
Ямал Ири
Кыш-Бабай
Тол-Бабай
Чысхаан
Морозец Пакайне
Великий Казачий Дед Мороз
Саган Убеген
Матушка-Зима
Методическая записка к разделу 1. «Сказочная карта России»
«Сказочная карта России» включает в себя слайды с 1 по 3. В этом разделе, рассказывается об истории создании Сказочной карты России. Один веселый журналист Алексей Козловский придумал добрый проект – «Сказочная карта России», в котором собрал сведения о местах рождения или обитания сказочных и былинных героев народных сказок. В этом ему помогали и помогают специалисты – историки, филологи, краеведы.
Приложение № 1 к разделу «Сказочная карта России»
1. Сказочную карту России создал
а) журналист
б) библиотекарь
в) депутат
2. География сказочной карты России охватывает
а) центральную часть России
б) всю территорию России
в) европейскую часть России
Методическая записка к разделу 2. «Былинные персонажи»
«Былинные персонажи» включает в себя слайды с 4-10. В этом разделе, рассказывается о персонажах былин, героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков
Приложение № 2 к разделу «Былинные персонажи»
1. Этот богатырь пролежал на печи 33 года
а) Алеша Попович
б) Ставр Годинович
в) Илья Муромец
г) Святогор богатырь
2. Этот персонаж сидит в гнезде на 9 деревьях и не пускает ни пеших, ни конных
а) Кощей Бессмертный
б) Змей Горыныч
в) Русалка
г) Соловей-разбойник
3. Он бывает о 3, 5, 7, 9 и 12 головах
а) Огнедышащий дракон
б) Змей Горыныч
в) Птица Гамаюн
г) Соловей разбойник
4. Самый молодой богатырь, сын попа Ростовского
а) Алеша Попович
б) Илья Муромец
в) Добрыня Никитич
г) Микула Силянинович
5. Племянница князя Владимира
а) Василиса Микулишна
б) Елена Прекрасная
в) Варвара-краса длинная коса
г) Забава Путятична
6. Этот богатырь сражался со Змеем Горынычем
а) Илья Муромец
б) Добрыня Никитич
в) Алеша Попович
г) Святогор Богатырь
Методическая записка к разделу 3. «Народный фольклор»
«Народный фольклор» включает в себя слайды с 11-18. В этом разделе, рассказывается о персонажах фольклорных сказок. Где живет Баба-яга и Кикимора, и в каком ларце находиться смерть Кощеева? На каких ветвях весит Русалка?
Приложение № 3 к разделу «Народный фольклор»
1. Она живет в избушке на курьих ножках и управляет ступой и помелом
а) Царевна Волхова
б) Старуха Лоухи
в) Птица Гамаюн
г) Баба-яга
2. По сказаниям А.С. Пушкина, она весит на ветвях
а) Русалка
б) Кикимора
в) Баба-яга
г) Жар-птица
3. Он живет в водной среде
а) Русалка
б) Домовой
в) Кощей
г) Водяной
4. Могущественная колдунья Карелии
а) Матушка-Зима
б) Старуха Лоухи
в) Морянка
г) Финская озерная колдунья
5. Он чахнет над златом
а) Домовой
б) Леший
в) Кощей Бессмертный
г) Водяной
6. Любимая дочь царя Морского
а) царевна Волхова
б) Василиса Прекрасная
в) Морянка
г) Василиса Микулишна
Методическая записка к разделу 4.
«Сказочные животные, растения, персонажи»
«Сказочные животные, растения, персонажи» включает в себя слайды с 19-34. В этом разделе, рассказывается о сказочных животных, растениях и персонажах, которые живут в сказках бок о бок с Иваном-царевичем и Василисой Прекрасной. Помогают главным героям в борьбе со злом или становятся главными героями сказок.
Приложение № 4 к разделу «Сказочные животные, растения, персонажи»
1. Этот цветочек живет в одном из парков Уфы
а) Разрыв-трава
б) Сон-трава
в) Аленький цветочек
г) Папоротник
2. Прописка котенка Василия
а) ул. Лизюкова, Воронеж
б) Арбат, Москва
в) Невский проспект, Санкт-Петербург
г) Проспект Октября, Уфа
3. Он приехал в Москву в ящике с апельсинами
а) Мышка-норушка
б) Зеленая рыбка
в) Колобок
г) Чебурашка
4. Сказочная вещая птица
а) Жар-птица
б) Птица Гамаюн
в) Черная курица
г) Журавль
5. Жар-птица живет в городе
а) Юхнов
б) Ярославль
в) Гжель
г) Палех
6. Он сажал свои денежки на поле Дураков
а) Буратино
б) Котенок Василий
в) Чебурашка
г) Колобок
Методическая записка к разделу 5. «Сказочные герои и царства»
«Сказочные герои и царства» включает в себя слайды с 35-49. В этом разделе, рассказывается о сказочном тридевятом царстве-государстве, о царе Берендее, Иване-царевиче, о знаменитых Карандаше и Самоделкине, приключения которых описаны в журнале «Мурзилка».
Приложение № 5 к разделу «Сказочные герои и царства»
1. Он подковал блоху
а) Садко
б) Левша
в) Данила Мастер
г) Богатырь Атач
2. Город Сысерть является сказочной пропиской
а) Царь Берендей
б) Емеля
в) Иванушка-дурачок
г) Данила Мастер и Хозяйка Медной горы
3. Переславль-Залесский
а) Тридевятое царство
б) Далекое королевство
в) Королевство кривых зеркал
г) Зазеркалье
4. Купец, знаменитый гусляр
а) Емеля
б) Левша
в) Садко
г) Данила мастер
5. Неразлучные друзья из журнала «Мурзилка»
а) Данила Мастер и Хозяйка медной горы
б) Карандаш и Самоделкин
в) Емеля и щука
г) Богатырь Атач и меч Кладенец
6. Ее в жены взял Иван-царевич
а) Змея Скарапея
б) Хозяйка медной горы
в) Морянка
г) Царевна Лягушка
Методическая записка к разделу 6. «Снежные сказочные герои»
«Снежные сказочные герои» включает в себя слайды с 50-61. У разных народов России существуют свои новогодние персонажи, зачастую не похожие на Деда Мороза. Так, якутский Дед Мороз распоряжается едва ли не половиной года, однако за холода отвечает не он, а другой персонаж; карельский Дед Мороз отнюдь не стар; а бурятский считается покровителем долголетия и семейного благополучия.
Приложение № 6 к разделу «Снежные сказочные герои»
1. День рождения его 18 ноября
а) Ямал Ири
б) Дед Мороз
в) Кыш Бабай
г) Снеговик
2. Он самый молодой
а) Чысхаан
б) Саган Убуген
в) Ямал Ири
г) морозец Паккайне
3. Родной город Снеговика
а) Красноярск
б) Мурманск
в) Архангельск
г) Петрозаводск
4. Мама Снегурочки
а) Зимушка
б) Метелица
в) Вьюга
г) Пороша
5. Якутский Дед Мороз – он же Бык Холода
а) Сагаан Убуген
б) Ямал Ири
в) Чыисхаан
г) Тол-Бабай
6. Вместе с ней в доме проживают Домовой, Домовиха и ученый кот Баюн
а) Вьюга
б) Метелица
в) Матушка-Зима
г) Снегурочка
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для 5-6 классов на тему: Осень
Внеклассное мероприятие по литературе 5-6 класс. Сценарий
Конспект внеклассного занятия для 5-6 классов. Традиции и обычаи коренных народов Севера
Внеклассное мероприятие с презентацией для 5-6 класса. Чудеса Света
Похожие статьи:
Шоу – программа для подростков. Сценарий