Литературная композиция, посвященная жизни и творчеству Сельмы Лагерлеф «Сказка о сказке»
Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевна, учитель мировой литературы и иностранного языка
Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством шведской писательницы Сельмы Лагерлеф; развивать навыки выразительного чтения сказок, выделение главных эпизодов, пересказывания, выражения своего отношения к духовным ценностям прошлого; воспитывать высокие моральные качества, любовь к книге.
Описание: данная литературная композиция предназначена познакомить с самой знаменитой женщиной Швеции конца XIX начала XX века учащихся 5-6 классов, ее можна применить в ходе проведения недели мировой литературы. Материал сопровождается викториной.
Ведущий.
— Ваша излюбленная добродетель?
— Милосердие.
— Ваше излюбленное занятие?
— Изучение характеров людей.
— Что вы считаете величайшим счастьем?
— Верить в самое себя.
— Что вы считаете величайшим несчастьем?
— Ранить чувства других людей.
— Ваш любимый цвет?
— Цвет солнечного заката.
(Из интервью Сельмы Лагерлеф (1890 г.).
Лагерлеф. «Жила-была однажды сказка, которая очень хотела быть рассказанной всему свету. Эта сказка родилась в Вермланде, и можно не сомневаться в том, что она пролетала над многими дворами и поместьями... по всей этой прекрасной провинции, заглядывая в окна и прося, чтобы ею занялись. Но все ее попытки были тщетными, повсюду ей указывали на дверь... И наконец сказка добралась до одного старинного местечка под названием Морбакка».
Ведущий. Так начинает свою автобиографическую новеллу «Сказка о сказке» замечательная шведская писательница Сельма Оттилия Лувиса Лагерлеф (1858—1940) самая знаменитая женщина Швеции конца XIX начала XX века.
Родилась Сельма Лагерлеф в семье отставного военного лейтенанта и учительницы. Жили они в усадьбе Морбакка. Детские годы проведенные в Морбакке и своеобразная поэтично-сказочная атмосфера детства оставили в душе Лагерлеф неизгладимое впечатление.
Лагерлеф. «Никогда не стала бы я писательницей, — признавалась она впоследствии, — если бы не выросла в Морбакке с ее старинными обычаями, с ее богатством преданий, с ее добрыми дружелюбными людьми».
Ведущий. Морбакка расположена в одной из самых живописных областей центральной Швеции — Вермланде, посреди чудесной долины, окруженной поросшим лесом, горами.
Поблизости от Морбакка лежит прекрасное озеро Фрюкен. Дно озера устлано мягким, белым песком, а гладь его отражает живописные берега и острова.
Лагерлеф. «И вся природа, — писала Лагерлеф о Вермланде, — большое озеро, плодородная равнина и синие горы, — все это вместе казалось прекраснейшей картиной, которая и до сего времени остается все такой же прекрасной».
Ведущий. Усадьба стоявшая у песчаной дороги была мала и невзрачна, но двор окружала кайма необыкновенно высоких рябин; они стояли так тесно прижавшись друг к другу, что образовали настоящую живую изгородь.
Лагерлеф. «Это была маленькая усадьба с низкими строениями, расположившимися в тени высоких деревьев... Здесь как будто больше, чем в других местах, любили книги и чтение, и вся усадьба была погружена в атмосферу мира и покоя».
Ведущий. Маленькая Сельма любила тенистый сад в Морбакке, где вместо рябин и берез отец посадил впоследствии дубы, пирамидальный тополь и каштан. Любила она и яркие краски на клумбах, где росли желтые, фиолетовые, оранжевые и темно-синие цветы.
Но больше всего она любила живших в усадьбе людей, которые в ее глазах навсегда остались мужественными, сильными, талантливыми. От отца Лагерлеф унаследовала любовь к книге, к народным обычаям и обрядам, сказкам и преданиям. Сельма была очень привязана к бабушке и тетушке Оттилиане (На-не). Она знала множество сказок, местных преданий и родовых хроник, которые рассказывала маленькой Сельме, ее братьям и сестрам.
Лагерлеф. «Я вспоминаю, что бабушка с утра до вечера сидела с нами и без конца рассказывала, а мы дети тихонько жались друг к другу и слушали. Вот была чудесная жизнь! Нет детей, которым бы жилось так, как нам, — писала впоследствии Лагерлеф».
Ведущий. Особенно жадно прислушивалась ко всем этим историям Сельма. В трехлетнем возрасте она заболела. С тех пор единственным развлечением стали рассказы домашних и чтение книг.
Лагерлеф. «Множество преданий кружило над усадьбой, и, очевидно, поэтому случилось так, что одному из детей подраставших с ней, захотелось быть рассказчиком......А стала этим ребенком одна из дочерей, девчонка болезненная, которая не могла особенно много играть и общаться с другими детьми, а находила величайшую радость в том, чтобы читая и слушая истории, узнавать обо всем великом и удивительном, что происходило в мире».
Ведущий. Потому-то смерть бабушки-сказочницы пятилетняя Сельма восприняла как величайшую трагедию: ей казалось будто захлопнулась дверь в целый мир, и теперь не было больше никого, кто бы мог отворить эту дверь.
Лагерлеф. «Уже с семи лет я мечтала стать писательницей, — признавалась позднее Сельма Лагерлеф».
Ведущий. В десять лет, наблюдая традиционный парад во дворе королевского замка в Стокгольме, она сосчитала сколько окон в этом замке. Может статься, когда-нибудь она напишет роман о королевском замке! Но сначала девочка с поэтических опытов, со стихотворений «на случай», со сказочных пьес, баллад, произведений на древнескандинавские мотивы и сонетов.
Лагерлеф. «Представь себе, что ты был слеп и не¬жиданно прозрел, что ты был нищ и быстро разбогател, что ты был отвержен и лишен друзей и нечаянно встретил большую и горячую любовь! Представь себе сколь угодно большое счастье, и все равно больше того, чем я испытала в этот миг, пережить невозможно...»
Ведущий. Так писала Лагерлеф одному из своих почитателей о той минуте, когда открыла в себе способность писать стихи. Самой большой ее радостью было узнавать о великом и примечательном в окружавшем ее мире, а потом записывать все, что она слышала.
Лагерлеф. «Она бродила по своей тихой усадьбе и любой попадавшийся ей на глаза лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами. Когда же она не писала, то просто бродила в ожидании счастья. А счастье должно было состоять в том, что какой-нибудь очень просвещенный и могущественный незнакомец по какой-нибудь удивительной случайности должен был обнаружить написанное ею и счесть заслуживающим опубликования. Но между тем ничего подобного не случалось, и когда молодой девушке перевалило за двадцать, она начала терять терпение. А возможно, дело было просто в том, что сказке надоело ждать».
Ведущий. Но будущей писательнице надо было учиться, так как она получила только домашнее образование; надо было ехать в большой город, осмотреться в мире и заработать на хлеб, потому что небогатая ее семья к тому времени окончательно разорилась. В 1881 году 23-летняя Сельма поступила в лицей, в Стокгольме, а затем продолжила образование в Вы¬шей женской семинарии.
Лагерлеф. «Молодая девушка быстро взялась за дело. Она уже больше не писала, а с головой ушла в уроки и занятия. Было похоже на то, что сказка теряла ее навсегда. И тут произошло нечто удивительное».
Ведущий. Читая и перечитывая книги любимых поэтов K.M. Бельмана, И.Л. Рунеберга, ей пришло в голову, что мир преданий и легенд ее родного Вермланда ничуть не менее оригинален, чем мир творчества этих писателей. Вот так она впервые увидела свою сказку. В этот момент она решила пересказать известные ей с детства предания о приключениях кавалеров из Вермланда. Но вначале работа двигалась медленно. Почти все время поглощало преподавание в школе. В 1884 году Лагерлеф работала учительницей в школе для девочек в маленьком провинциальном городке на юге Швеции — Ландскруне. И будущая писательница рассказывала бесконечные истории и сказки своим ученицам.
Лагерлеф хотела и дарила людям «утешение, мир и веру в добро». Среди многочисленных ее произведений есть литературная сказка, написанная специально для детей. Интересна и сама история создания сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями».
В начале 1900 года Лагерлеф приняла участие в создании книги о родной стране для шведских школьников. Она посетила многие области Швеции, осмотрела места, где должно было происходить действие. Сельма Лагерлеф изучила геологию, зоологию, ботанику, историю. Из книги получилась сказочная эпопея, поэтический путеводитель по Швеции в то время.
Главный герой сказки Нильс стал другом птиц и зверей, их защитником, а они — его единственными друзьями и опорой в мире. По всей Швеции разнеслась молва о маленьком человечке, который готов всегда прийти на помощь. Нильс спасает маленьких бельчат, изгоняет крыс из Глиммингенского замка, спасает из заточения ворона Бетаки. Полюбив животных, Нильс начинает понимать и любить людей.
Сама Лагерлеф любила свою книгу и впоследствии писала: «Верно, это очень глупо: сидеть за письменным столом и давать оценку собственному произведению. Но оно мне нравиться настолько, что я тешу себя надеждой: оно понравится другим».
Писательница надеялась не напрасно. Книгу перевели на многие языки. И сегодня мы с вами, как и девяносто шесть лет назад, когда впервые, в 1904 году вышел первый том «Путешествий», можем с радостью и печалью, сочувствием и переживанием проследить сказочное путешествие Нильса Хольгерсона из деревни Вестменхеге, маленького человечка совершающего большие и добрые дела.
«Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»
Викторина.
1. Дайте, пожалуйста, полное название сказочной эпопеи Сельмы Лагерлеф (варианты ответа могут быть разные).
Правильный ответ.
(«Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»)
2. Какую награду пообещал маленький гном Нильсу за свое освобождение:
а) большую пуговицу;
б) золотую монету;
в) сачок.
(— Послушай, Нильс, — взмолился наконец гном, — отпусти меня на волю! Я дам тебе за это золотую монету, большую как пуговица на твоей рубашке.)
3. Почему Нильс горько заплакал?
а) его обидел кот;
б) ему приснился страшный сон;
в) его заколдовал гном.
(Тогда Нильс сел на книгу и горько заплакал. Он понял, что гном заколдовал его и что маленький человечек, который смотрел на него из зеркала, — это он сам Нильс Хольгерссон)
4. Назовите, пожалуйста, страну куда летела на зимовку дикая стая гусей?
а) в Финляндию;
б) в Лапландию;
в) в Курляндию.
(Они летели высоко в небе, ...но увидев своих родичей домашних гусей, — спустились ниже и закричали:
— Летите с нами! Летите с нами! Мы летим на север, в Лапландию!)
5. Как звали смелого гуся, который отправился с дикими гусями в далекое и трудное путешествие?
а) Андрее;
б) Мартин;
в) Валдис.
(— Да ведь это Мартин, лучший мамин гусь, — подумал Нильс. — Чего доброго он и в самом деле улетит!)
6. Назовите, пожалуйста, имя предводительницы стаи диких гусей:
а) Марта;
б) Акка;
в) Илга.
(Ее желтые глаза сверкали, как два горящих уголька. Все гуси почтительно смотрели на нее, не смея заговорить, пока гусыня первая не скажет слово.
Это была сама Акка Кебнекайсе, предводительница стаи)
7. Вспомните, пожалуйста, место первой ночевки стаи диких гусей:
а) на кронах деревьев;
б) не земле;
в) на озере (на льдине).
(Акка испытующе посмотрела на Нильса, потом на Мартина и наконец сказала: «Мы ночуем на большой льдине, посреди озера. А завтра он должен покинуть нас»)
8. Какое доброе дело совершил Нильс и остался в стае гусей?
а) помог Мартину;
б) накормил стаю орехами;
в) спас стаю от лиса Мирре.
(— Ты первый человек, от которого мы видели добро, и стая позволяет тебе остаться с нами, — сказала Акка Кебнекайсе)
9. Как звали бельчонка которого спас в лесу Нильс?
а) Дирле;
б) Тирле;
в) Пирле.
(Увидев Нильса, бельчата запищали еще пронзительнее:
— Тирле упал! Тирле! Он влез на спину Дирле, а Пирле толкнул Дирле, и Тирле упал!)
10. С помощью какого музыкального инструмента Нильс изгнал крыс из Глиммингенского замка?
а) барабан;
б) дудочка;
в) скрипка.
(Не переставая наигрывать на дудочке, маленький человечек прыгнул на спину гусыни, и она поплыла к середине озера. Крысы заметались, забегали вдоль берега. Забыв обо всем на свете, крысы ринулись в воду...)
11. Кого назвал Нильс пугалом?
а) боцмана;
б) принца;
в) короля.
(— Гак значит, это король!.. — ужаснулся Нильс и даже съежился под шляпой... — А я его пугалом обозвал...)
12. Вспомните, пожалуйста, название деревни, откуда улетел и куда вернулся из долгого путешествия по Швеции Нильс.
— Название деревни Вестменхеге.
Рекомендуем посмотреть:
Брейн-ринг по литературе для учащихся 5 класса
Брейн-ринг для учащихся 7 класса. Творчество А.Конан Дойля
Конспект внеклассного занятия для 5-6 классов. Традиции и обычаи коренных народов Севера
Внеклассное мероприятие, 5-6 класс. Сказочная карта России
Похожие статьи:
Шоу – программа для подростков. Сценарий
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса
Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России