Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий литературного вечера для учеников старших классов ко Дню Святого Валентина

План-сценарий литературного вечера «Муза Любви», посвященного творчеству А. Фета, Ф. Тютчева
Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевна, учитель мировой литературы и иностранного языка
Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.


Описание: данный материал предусматривает знания творчества ( интимная лирика) А. Фета и Ф. Тютчева учениками старших классов и может быть использован как дополнение к празднику «День Святого Валентина».
Предложенный материал дополнит знания учащихся о творчестве писателей, заинтересует чтением, обогатит новыми культурологическими фактами.
Цель: раскрыть значение творчества А. Фета и Ф. Тютчева;
воспитывать понимание красоты человеческих чувств, способствовать воспитанию эмоциональности учеников, культуры их речи; формировать умение воспринимать и понимать поэтические произведения.

Исполнители:
• ведущие - 2
• чтецы (2 юношей, 2 девушки)
• хор (4+4) - 8
I новелла.
А. Фет «Целый мир от красоты»
Светлая музыка, выход хора со свечами, звучат стихи:
Хор.
Целый мир от красоты, (девушки)
От велика и до мала, (юноши)
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало, (девушки)
Юноши. Что такое день
Девушки. Иль век
Юноши. Перед тем, что бесконечно?
Вместе. Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Перестраивается хор, выход чтеца (Фета), который читает стихи «ALTER ЕГО», «Как милая глядится в нагорный ручей...», 4 строфы.
Ведущий. Эти стихи написаны Афанасием Фетом на склоне лет. Посвящены они героине его любовной лирики — Марии Лазич. Когда они познакомились, Фету было 28 лет (он служил офицером кавалерийского полка, расквартированного на границе Херсонской и Киевской губерний), М. Лазич 24 года. Он увидел в ней не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, музыкально и литратурно образованного.
Чтица (М. Лазич). О музыкальных способностях Лазич свидетельствует один примечательный факт. В пору пребывания в России знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист слышал игру Марии Лазич и высоко оценил ее. В знак одобрения и симпатии Лист перед отъездом написал в альбом Лазич прощальную музыкальную фразу необыкновенной красоты...
Ведущий. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее.. Уже в ранней юности она узнала и полюбила стихи Фета. Фет не мог не оценить это. Они стали встречаться, подолгу беседовать. Вскоре их общение переросло в любовь.
Чтец (Фет). Ничто не сближает так, как искусство, поэзия. Такое задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чуткими и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов недостаточно.
Чтица (Лазич) Я люблю с Вами беседовать без всяких посягательств на вашу свободу.
Чтец. Мария, завтра утром я поблагодарю добрейших хозяев, дружески пожму Вам руку и уеду. Так продолжаться не может. Ибо осуждение падет не на меня, а на Вас.
Чтица. Мы ничего дурного не делаем, а лишать себя счастье... из-за суждений людей, я не считаю основательным.
Музыка, девушки из хора окружают Чтеца (Фета), читают стихи «Шепот, робкое дыханье...» и уходят вместе с ним.
Ведущий. Мария Лазич оказалась близкой Фету По духу. Но она была такой же бедной, как и Фет. И он, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решился связать с ней свою судьбу.
Музыка, чтец (Фет) читает стихи «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали..:», три строфы.
Исполняется романс.

Ведущий. Однажды Фету пришлось по служебным делам на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Марии Лазич уже не было в живых...
Чтица (со свечей в руках). В тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. Спичка продолжала гореть. От нее загорелось кисейное платье. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти ее не удалось. Ее последние слова были: «Спасите письма!». Умирая, она беспокоилась о сохранности писем к ней Фета. Еще она просила не винить ни в чем того, кого она любила...
(Чуть раньше выходят юноши хора, опускают головы, задувается свеча...)
Новая музыкальная тема, тема судьбы.

Хор (юноши) читают «Сонет»
1-й юноша.
Когда от хмеля преступлений
Толпа развратная буйна
2-й юноша.
И рад влачить в грязи злой гений
Мужей великих имена.
3-й юноша.
Мои сгибаются колени
И голова преклонена:
4-й юноша.
Зову властительные тени
И их читаю письмена.
Вместе.
В тиши таинственного храма
Учусь сквозь волны фимиама
Словам наставников внимать
И, забывая гул народный,
Вверяясь думе благородной,
Могучим вздохам их дышать.
Ведущий. После трагической кончины Марии Лазич к Фету в полной мере приходит осознание любви. Любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви — высокими, прекрасными, удивительными стихами,
Чтец (Фет) читает стихи «Чем безнадежнее и строже...», 4 строфы.
Музыка; выход хора, звучат финальные стихи первой новеллы.
Хор.
Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песни, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость на знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.
II новелла.
Ф. Тютчев «Последняя любовь»
Музыка, перестроение хора (гости бала).
Исполняется романс «Я встретил вас...»

Ведущий. В исполнении ______
прозвучал знаменитый романс _____
на стихи Федора Ивановича Тютчева.
Хор (юноши с томиками стихов Тютчева).
1-й юноша. Уверяют, что Пушкин пришел в неописуемый восторг, когда прочитал тютчевские стихи.
2-й юноша. Некрасов назвал его лирику одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии.
3-й юноша. Толстой считал, что без томика тютчевских стихов «нельзя жить».
Ведущий. Мы коснемся только одной главы в биографии поэта, его последней любви к Елене Денисьевой.
Их знакомство состоялось в конце 40-х годов в Смольном институте, где учились старшие дочери Федора Ивановича, Дарья и Екатерина...
Выход представителей хора.
1-й юноша. Елене Александровне 24 года. Бедна, но родовита.
2-я девушка. Такие девушки, как правило, выходят за худородных, но богатеньких и если не счастливы, то довольны.
3-й юноша. А тетка—инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумца господина Тютчева.
4-я девушка. Озабоченная судьбой племянницы, тетка возит ее по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня.
Чтица (Денисьева). Сама же племянница обладает «счастливой наружностью», умна и прелестна, эмоциональна, но и энергична, весела — словом, счастлив будет тот балбес, которого одарит она своим вниманием.
5-й юноша. Молодым балбесом оказывается 47-летний дипломат, женатый, отец троих детей, недавно вернувшийся из заграничной службы... Он рано поседел, и в разговорах, за глаза, его называли «старичком».
6-я девушка. Маленький, худенький, седенький — старенький. И девушка, блестящая, как летний день. Что же это такое, что за пара? Но подождите, давайте послушаем современника.
Ведущий. «Вот он роняет несколько выражений, запечатленных особенными силами ума, несколько острот едких, но благоприличных, которые тут же подслушиваются" соседями, передаются шепотом по всем гостиным, а завтра охотники спешат поднести их знакомым, как дорогой гостинец: «Тютчев вот что вчера сказал на бале...».
Чтец (Тютчев)» Да уж какой там седенький старичок! — лев в силе и мощи, лев ума и проницательности, здесь, в этой гостиной приоткрывавшей только крохотную часть своего всеохватного гения. И причем тут возраст, рост и седина? И Денисьева увидела, поняла, влюбилась, сожгла все мосты...
(Хор уходит).
Чтица (Денисьева) читает стихи «Чему бы жизнь нас не учила», 4 строфы.
Чтец (Тютчев) читает стихи "Последняя любовь».
Музыка, перестроение хора по диагонали (живая стена, по обе стороны "стены» Тютчев и Денисьева).
1-й юноша.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
2-я девушка.
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
3-я девшука.
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
4-й юноша.
Ты помнишь ли, при нашей встрече,
При первой встрече роковой
Ее волшебный взор, и речи
И смех младенчески-живой?
5-й юноша.
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для нас была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
6-я девушка.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
(Перестроение хора).
Ведущий. Скрыть свои отношения от всезнающего, пропитанного сплетнями Петербурга, оказалось невозможным. Для Елены Александровны двери всех домов захлопнулись, тетка ее была вынуждена оставить Смольный институт, от Денисьевой отрекся родной отец...
Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Но ведь их было двое — виновных, греховных. У них родятся трое детей, все — Тютчевы, все — незаконнорожденные...
Чтец (Тютчев). Если Денисьева была отвержена «светом», то Тютчев по-прежнему оставался завсегдатаем петербургских аристократических салонов... С семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом... и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой чувства, с каким они относились к нему.
Исполняется романс на стихи Тютчева.
Чтица (Денисьева) со свечой
Елена Денисьева подарила Тютчеву 14 лет любви, счастья, боли. Она умерла от чахотки в 38 лет... (задувает свечу).
Чтец (Тютчев). Все кончено—вчера мы ее похоронили. Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу — не знаю... во мне все убито: мысль, чувство, память, все...
Печальная мелодия.
Хор.
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный.
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,—
Как ночью на небе звезда...
Ведущий. Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных. Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, стихи же остаются... ибо каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания, и каждая такая строка — памятник известным и безвестным женщинам, чья любовь и есть стихи.
Финал. Светлая музыка, выход участников литературного вечера: слева — исполнители ролей А. Фета и М. Лазич, справа — Ф. Тютчева и Е. Денисьевой. В центре, на авансцене, на стулья садятся девушки из хора спиной к зрителям; юноши хора со свечами у экрана...
Чтец (Фет).
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?
Чтец (Тютчев).
Все темней, темнее над землею —
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Гаснет свет, юноши хора со свечами подходят к сидящим девушкам по ходу чтения тютчевских стихов.
1-й юноша.
Завтра день молитвы и печали,
2-й юноша.
Завтра память рокового дня...
3-й юноша.
Ангел мой, где б души не витали,
4-й юноша.
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Пауза, поворот девушек к зрителям.
Свет, общий поклон.

Рекомендуем посмотреть:

Открытка ко Дню святого Валентина своими руками Сценарий праздника «День Святого Валентина» на русском и английском языках Сценарий досуга ко Дню Святого Валентина для школьников Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню влюбленных, 9-11 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Город родной

Участник №114 творческого конкурса для детей и педагогов «Волшебная зима»
Внеклассное мероприятие по литературе 5-6 класс. Сценарий | Брейн-ринг для учащихся 7 класса. Творчество А.Конан Дойля
Опубликовано: 3579 дней назад (16 января 2015)
Просмотров: 7785
+3
Голосов: 3
Лидия Егоровна Закопайлова # 16 января 2015 в 08:42 0
Оксана Дмитриевна, Вы выбрали непростую тему для внеклассного мероприятия. Сценарий построен интересно, Вы владеете материалом. Очень уместны здесь свечи. Предполагаю, что Чтец и Чтица во время диалога остаются в тени, что создаст иллюзию присутствия поэта и его возлюбленной, а не учащихся. Однако, "Муза любви" приняла трагический облик, да и образы поэтов предстают в невыгодном свете. Может стоило бы включить пушкинское "Я помню чудное мгновенье...". Повторяю, тема сложная, вызывает всегда неподдельный интерес школьников, поэтому очень важно показать многогранность.Успехов Вам в творчестве!
Марина Ивановна Никитюк # 16 января 2015 в 17:26 0
Здравствуйте, Оксана Дмитриевна. Я прочитала Вашу разработку и считаю, что получилось хорошее мероприятие. Пусть немного грустное, но на примерах великих поэтов чистого искусства Вы показали, что истинная любовь не только цветочки, поцелуи и звёздочки на небе, а действительно сложное и необъяснимое порой чувство. И любить не значит быть счастливым до конца. Иногда это и терзания, и душевные муки. Я хочу закончить свой небольшой комментарий стихотворением Анны Шевцовой, которое мне понравилось:
Настоящая Любовь – это...
Любовь, которая всегда тебя согреет,
Которая не скажет:"Уходи!",
Которая живет и не стареет,
И тихо шепчет: "Ты его прости!"
Любовь, с которой ничего не страшно,
Которая поддержит и поймет,
Которая не знает слов: "Неважно..."
Которая сама к тебе придет.
Которую не сломит расстоянье,
Которой даже годы не страшны,
Которая выносит опоздание,
Снимая с сердца тяжести вины,
Которая не станет ненавидеть,
Которая чужому счастью рада,
Не сможет никогда тебя обидеть.
Такой Любви просить у Бога надо!
С уваженим Марина Ивановна.