Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературный праздник, посвященный Н. Носову. Сценарий для 4 класса

Литературный праздник, посвященный Н. Носову "Он любил детство в людях"
Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевна, учитель мировой литературы и иностранного языка Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.
Цели: вызвать интерес к чтению книг; расширить знания детей о писателе Николае Носове и его произведениях; подвести итоги работы над книгой Н. Носова «Незнайка на Луне»; развивать читательские способности; совершенствовать диалогическое и монологическое говорение; воспитывать желание беречь и ценить дружбу.
Эпиграф:
Дружба — большая сила.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор знаменитого Незнайки, а зовут его... (Ответы детей.) Правильно, Николай Николаевич Носов. (Ведущий показывает портрет писатея.)
У Носова была большая голова, крупный нос, широкие плечи. Роста он был невысокого, имел тихий глуховатый голос. Николай Носов был молчаливым, замкнутым человеком. Но вы знаете, что он писал очень веселые, смешные рассказы, и с детства был большим выдумщиком и очень многим увлекался.
Ведущий 1. Родился Николай Носов в Киеве 23 ноября 1908 г. в семье актера. Писатель вспоминал, что когда ему было 4 года, то его очень смешил старый диван, огромный шкаф ему казался серьезным, неразговорчивым человеком, а кровать он считал верным другом, который ночью спасал его от страшного старика — окна. В школьные годы Носов мечтал стать известным музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это занятие. Носов закончил семилетнюю школу и устроился работать на кирпичный завод мусорщиком — вывозил шлак из печи для обжига кирпича. В свободное время он увлекался фотографией и тратил на это увлечение все заработанные деньги. Он поступил в Киевский художественный институт на фотокиноотделение. А потом перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончил его и почти двадцать лет работал в кино, был режиссером мультфильмов, научных и учебных фильмов.
Ведущий 2. Когда у Носова родился маленький сын, он начал сочинять сказки и рассказы. Один из них — «Затейники» — он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году, когда Носову исполнилось тридцать лет. За этим рассказом последовали другие, которые печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник» и в газете «Пионерская правда».
Как же Носов сочинял рассказы? Он очень внимательно прислушивался к разговорам вокруг, и даже незначительный факт мог подсказать ему очередной сюжет. Например, рассказ «Огурцы» Носов написал, основываясь на истории, которая произошла с его пятилетним племянником.
Ведущий 1. Однажды мальчик гулял рядом с домом на площадке, где была овощная палатка. Он увидел за палаткой бочку с солеными огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую руку по огурцу и, довольный, пошел к маме. Ну а что было дальше, вы уже знаете из рассказа.
Книги Н. Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же, как и они, непоседах, изобретателях и фантазерах — словом, об обычных мальчишках и девчонках.
Ведущий 2. В Москве на доме по Красноармейской улице, где Носов жил с 1968 года и где умер, нет мемориальной доски. В той же квартире теперь живет его внук Игорь.
Учитель. Игорь Носов воспоминал:
— От деда у меня два главных впечатления. Первое: всегда был занят. Второе: всегда со мной играл. Или писал, или играл. Обожал сына, моего отца. Обожал меня. Не знаю, кого больше. Очень обязательный, жесткий. Очень умный. Волевой. Хитрый. Осторожный.
Связан ли его юмор с характером окружавших его в детстве украинцев? Трудно сказать. Любил Гоголя. Не терпел Достоевского: тот угнетал его своей мрачностью.
Ведущий 1. Внимательно ли вы читали книгу Н. Носова? Сейчас мы немного поиграем. Я опишу героя одной из книг Носова, а вы постараєтесь угадать, о ком идет речь. Он «...носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу... У него был друг по имени Гунька, который жил на улице Маргариток и с которым он по двадцать раз на день ссорился и мирился...». (Незнайка.)
Кто из вас знает, сколько всего книг о Незнайке написал Николай Носов?
(Три: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».)
Ведущий 2. Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни и еще многому другому. А вот в сказочной трилогии о Незнайке писатель ведет читателя к знниям, далеко выходящим за пределы его житейского опыта: он пишет о воздухоплавании, ракетостроении, о сложнейшей технике будущего.
Ведущий 1. В основе каждой из сказок трилогии — история путешествия. Путешествуя на воздушном шаре, его герои буквально сваливаются с неба в Зеленый город, где обитают одни малышки («Приключения Незнайки и его друзей»); на волшебном автомобиле катят они в край благоденствия и фантастической техники («Незнайка в Солнечном городе»); наконец, на космическом корабле навещают лунных жителей («Незнайка на Луне»).
Ведущий 2. Мы продолжаем игру. Предлагаю конкурс «Да — нет». Я задаю вопросы, а вы должны ответить одним словом.
— Незнайка просил прощение у Селедочки после того, как обидел ее? (Да.)
— Профессор Стекляшкин видел, как Пончик и Незнайка шли ночью к ракете? (Нет.)
— Пончик нарочно запустил ракету? (Нет.)
— Вторая ракета была многоступенчатой? (Да.)
— Космонавты сразу нашли Пончика? (Нет.)
— Слышал ли что-либо Колосок о Незнайке? (Да.)
— Антикамень защищал коротышек от состояния невесомости? (Да.)
—Полицейские разрешали садить семена гигантских растений? (Нет.)
— Незнайка верил в дружбу? (Да.)
— «Бедлам» — общество синтетических продуктов? (Да.)
— Козлик жил во дворце? (Нет.)
— На острове Развлечений было грустно? (Нет.)
— Скуперфильд хотел достать семена табака, чтобы разбогатеть? (Да.)
Ведущий 2. Следующее задание — «Викторина». Я читаю вопрос
и три варианта ответов. Вам необходимо выбрать правильный.
1. На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?
A) Незабудок.
Б) Колокольчиков.
B) Одуванчиков.
(«В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышек».)
2. Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на разных музыкальных инструментах. Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?
A) Барабан.
Б) Балалайку.
B) Гармошку.
(— Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.
— Учись, — согласился Гусля. — На чем ты хочешь играть?
— А на чем легче всего выучиться?
— На балалайке.)

3. После того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?
A) Пончик.
Б) Торопыжка.
B) Доктор Пилюлькин.
(«Первый проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портреты и начал смеяться».)
4. Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать рифму к слову «пакля»? (Нет.)
(«Пакля, бакпя, вакля, гакля, дакля, макля... — Он долго так бормотал, потом сказал: — Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы».)
5. Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?
A) Пылесос.
Б) Автомобиль.
B) Воздушный шар.
(«...А когда месяц прошел, то оказалось, что они сделали автомобиль. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом».)
6. Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?
A) Пять дней.
Б) Неделю.
B) Десять дней.
(«Вот так полетели! — кричали вокруг. — Вот так Знайкин шар! Целую неделю возились с ним, а он взял и лопнул».)
7. Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежало мыло и зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он...
A) Горький.
Б) Безвкусный.
B) Невкусный.
(«Вот вам щетка, вот зубной порошок. Будете чистить зубы, — сказала Синеглазка, протягивая Незнайке зубную щетку.
— Терпеть не могу зубной порошок! — проворчал Незнайка.
— Это почему же?
— Невкусный!».)

8. Через реку вел узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?
A) Из прутьев.
Б) Из стеблей льна.
B) Из коры березы.
(«Этот мост сделали наши малышки, — сказала Синеглазка. — Мы плели его целый месяц из стеблей льна, а потом малыши помогли нам протянуть его над водой».)
9. Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в Цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?
А) С Медуницей.
Б) С Кнопочкой.
В) С Селедочкой.
(«Незнайка подружился с Кнопочкой, и с тех пор, если замечал, что кто-нибудь обижает малышек, он подходил и говорил:
— Ты зачем обижаешь малышек? Смотри, чтобы я этого больше не видел! Обижать малышек у нас не принято!».)

Ведущий 1. Следующий конкурс — «Шифровальщик». Расшифруйте названия ракет: «Н И П» («Незнайка и Пончик»), «Ф И С» («Фуксия и Селедочка»), «3 И Н» («Знайка и Незнайка»).
Ведущий 2. Теперь у нас конкурс «Загадочный». Задание — отгадать загадку, а по отгадке вспомнить и назвать рассказ Н. Носова.
Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон. «Телефон».)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке,
С бородою из мочалки.
(Пугало. «Огородники».)
На коровьем молоке
Сварили мы ее в горшке.
Она сытая, густая,
Ох и вкусная какая!
(Каша. «Мишкина каша».)
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. «Заплатка».)
Не летает, не жужжит —
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль. «Автомобиль».)
Вильнет хвостом туда-сюда —
И нет ее, и нет следа.
(Рыба. «Карасик».)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвостик колечком.
(Собака. «Дружок».)
На грядке — длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый.
(Огурец. «Огурцы», «Огородники».)
Ведущий 1. Молодцы! Следующий наш конкурс называется «Мозаика».
Каждая команда получает карточку со словами. Задание—составить из этих слов названия рассказов Н. Носова.
Слова: живая, Мишкина, семейка, каша, бенгальские, я, огни, про, наш, Гену, каток, на, охотника, горке, задача, Шурик, про, Федина, репку, три, шляпа, веселая, и, помогаю, у, дедушки.
Ответы: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Бенгальские огни», «Про Гену», «Наш каток», «На горке», «Федина задача», «Шурик у дедушки», «Про репку», «Три охотника», «Веселая семейка», «И я помогаю».
Ведущий 2. Следующий конкурс — «Веселые коротышки».
Вопросы:
— Как многие малыши называли малышек? (Воображульки.)
— Как многие малышки называли малышей? (Забияки.)
— Как звали самого умного малыша? (Знайка.)
— Кто был самым известным среди малышей? (Незнайка.)
— На какой улице жил друг Незнайки Гунька? (На улице Маргариток.)
— Зачем Пончик грыз сахар, когда малыши летели на воздушном шаре? (Он хотел съесть сахар, чтобы шар стал легче и поднялся еще выше.)
— Чем закончилось воздушное путешествие малышей? (Произошла авария, корзина ударилась о землю.)
—Малышка, вместе с Листиком устроившая книжный театр. (Буковка.)
Ведущий 1. Молодцы! Следующий конкурс — «Профессии коротышек».
Задание: вспомнить и назвать профессии коротышек.
— Пулька (охотник).
— Звездочкин (астроном).
— Винтик и Шпунтик (механики).
— Свистулькин (милиционер).
— Тюбик (художник).
— Компрессик (врач).
— Кубик (архитектор).
— Караулькин (милиционер).
Ведущий 2. Молодцы команды! А сейчас вспомним, что Незнайка еще был поэтом и сочинял стихи. Например:
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
Или вот еще:
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Есть ли среди вас поэты? Конкурс «Поэтический». Задание — сочинить стихотворение с предложенными рифмами:
— котенок — ребенок;
— речка — печка;
— шар — комар;
— малыш — стоишь;
— бочка — точка;
— огурец — молодец.
Ведущий 1. Вы помните, как хвастунишка Незнайка решил стать художником и нарисовал портреты коротышек? Только никому его рисунки не понравились. Почему? Следующий конкурс «Художники». Задание — нарисовать портреты Пончика, Торопыжки, Пилюлькина, Знайки. Правильность проверим по тексту.
Ведущий 2. Следующий конкурс — «Блицтурнир». Команды отвечают по очереди.
— Вспомните рассказ, название которого состоит из трех одинаковых слов. («Тук-тук-тук».)
— Феде Рыбкину никак не удавалось решить задачу по арифметике: ему мешал король с блохой, титулярный советник, колокольчик, алмазы в пещерах. Что нужно было сделать Феде, чтобы решить задачу? (Выключить радиоприемник. «Федина задача».)
— Как звали кота в рассказе «Живая шляпа»? (Васька.)
— Что помогло ребятам из рассказа «Огородники» получить хороший урожай? (Огородное пугало.)
— В рассказе «На горке» мальчик Котька решил покататься с горки, но все время падал. Почему?
(Он посыпал горку песком, чтобы взобраться на нее.)
— Куда исчез леденец, который мама обещала дать Мише за хорошее поведение?
(Миша его съел. «Леденец».)
— Кого и в каком произведении называли так: Николадзе, Микула Селянинович, Миклухо-Маклай, Николаки? (Так Мишка называл Колю в повести «Веселая семейка».)
— Город, в котором родился Н. Носов. (Киев.)
— Назовите слово, которое постоянно повторял Пончик, когда встретился со своими друзьями. (Братцы.)
—Во сколько раз сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле? (В шесть.)
— Кто подорвал ракету? (Спруте и Жулио.)
— Кому космонавты дали целый мешок семян? (Колоску.)
— Над каким лунным городом летели Знайка и его друзья? (Над Фантомасом.)
— Кого посадили в мешок и замкнули в погребе? (Пончика.)
— Какую скорость должна иметь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения? (12 км/с.)
— Кто спал в сундуке? (Спруте и Жулио.)
— Как называлась гостиница, в которой постоянно высовывались язычки и требовали сантиков? («Экологическая».)
— В каком году родился Н. Носов? ( в 1908 г.)
—Коротышка, с которым Незнайка познакомился на Луне? (Козлик.)
— Коротышка, который первым делом покупал акции? (Седой.)
— Денежные единицы на Луне? (Сантики, фертинги.)
— Как звали собачку, которую купали трижды в день? (Мимишка.)
— Что продавал Пончик на Луне? (Соль.)
Ведущий 2. Отгадайте кроссворд. По вертикали вы получите слово, обозначающее одно из важнейших человеческих отношений.

1. Гостиница, в которой Незнайку, как космонавта, встречало много лунных коротышек. («Изумруд».)
2. Коротышка, который видел, как ночью Незнайка и Пончик шли к ракете. (Рогалик.)
3. Коротышка, который дружил с Винтиком. (Шпунтик.)
4. Коротышка, который некоторое время дружил с Незнайкой, а потом предал его. (Жулио.)
5. Коротышка, сбежавший от Спруте с миллионом его денег. (Крабе.)
6. Астроном, который гостил в космическом городке. (Альфа.)
Ведущий 1. Последний конкурс — «Грамотей».
Прочитайте объявление: «Пайдите дуда, низнаю куда, приниситето, низнаю што. Приз —- низнаю какой». Кто мог дать такое объявление? (Незнайка.)
Исправьте ошибки.
Учитель. Молодцы! Обе команды отлично справились с заданиями. Сейчас подведем итоги конкурсов. Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов игры. Награждение победившей команды.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе»

Похожие статьи:

Литературная викторина для школьников по произведениям Носова

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по программе Г. Меркина

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по произведениям Н. Носова

Викторина для начальной школы по произведению Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Литературный праздник «Наш Пушкин». Сценарий для школьников

Участник №20 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Брейн-ринг по литературе для учащихся 5 класса | Внеклассное мероприятие по литературе 5-6 класс. Сценарий
Опубликовано: 3629 дней назад (15 января 2015)
Просмотров: 29398
+5
Голосов: 5
Цечоева Эсета Ханбулатовна # 15 января 2015 в 22:58 +1
Оксана,мероприятие хорошее. Детям интересна эта тематика, причем она имеет много воспитательных моментов,которые важны в современной школе. Голос.
Лидия Егоровна Закопайлова # 16 января 2015 в 09:54 +1
Оксана Дмитриевна, спасибо за интересный сценарий. Обязательно проведу такую игру-викторину со своими читателями. Ваше мероприятие построено методически верно, задания интересны, разнообразны и посильны для детей младшего школьного возраста. Учитывая возраст слушателей, можно сократить информацию о писателе (например, дети не поймут фразу: "не терпел Достоевского..."). Желательно, с помощью родителей, в финале игры-викторины предложить детям по записке-заданию: сходить "туда" и принести "что-то". Это могут быть маленькие подарки-сувениры, равноценные, но разные. Данное действо закрепит эмоциональный эффект.С удовольствием буду читать Ваши работы.
Марина Андреевна Уварова # 16 января 2015 в 22:40 +1
Оксана Дмитриевна ! Сценарий Ваш понравился, много интересной информации для детей. Детям будет интересно и полезно узнать биографию писателя и всё, что касается его книг. Сценарий построен методически верно. Но есть 2 замечания.Первое- цель всегда одна, а задач -3. Второе - вы не указали, для какого класса этот сценарий. Желаю успехов!
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 18 января 2015 в 18:58 +1
Здравствуйте, Оксана Дмитриевна. Познакомилась с Вашим мероприятием. Наступивший год в России объявлен годом литературы, Ваше мероприятие пригодится многим нашим коллегам. Этот готовый праздник можно провести совместно с родителями. Но есть небольшой недочёт. Вы не указали по какому принципу и когда у Вас образовались команды. scratch С уважением, Татьяна.
Светлана Романовна Костромитина # 20 января 2015 в 17:19 +1
Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Я с удовольствием прочитала ваш литературный праздник, посвященный Н.Носову "Он любил детство в людях". Это занятие вызовет интерес к чтению книг; расширит знания детей о писателе Н.Носове и его произведениях. Проведён удачный конкурс «Да — нет», вопросы которого связаны с произведениями Н.Носова. Беру себе в закладки! Примите голос! Спасибо за хороший материал! Творческих Вам успехов!
Елена Копылова # 2 февраля 2015 в 13:59 +1
Добрый день. Спасибо за интересное мероприятие. Информация о биографии писателя удачно сочетается с увлекательными конкурсами и заданиями на знание его произведений. Творческих успехов вам и мой голос.
Лариса Дмитриевна Феоктистова # 23 февраля 2015 в 18:56 +1
Здравствуйте , Оксана Дмитриевна! Думаю, что после такого литературного путешествия ребята обязательно наведаются в библиотеку и найдут книги Носова , а ведь это главное! Ваше мероприятие будит живой интерес к литературе. Наши дети стали мало читать и мы, учителя начальных классов , всегда стараемся заинтересовать, увлечь интересным эпизодом, захватывающей книгой - лишь бы читали, а не просиживали часами за компьютерами! Спасибо за публикацию! Голосую!
Вера Валерьевна Ляпина # 5 марта 2015 в 06:05 0
Очень хорошее мероприятие! Дана информация о самом писателе, о его героях , чудесная викторина, требующая внимательного чтения самого произведения. Голос!