Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по программе Г. Меркина

Урок литературы в 6 классе

Автор: Евтеева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Князевская ООШ Рамонского муниципального района Воронежской области

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по программе Г. Меркина

Тема урока: «Жизнь  и творчество Н. Н. Носова»

Оформление: портрет Н. Н. Носова, выставка книг Н. Н. Носова, репродукция картины «Охотники на привале».

Цель:  углубить знания о личности и творчестве Н.Н. Носова, обучать умению выделять элементы художественного произведения, подробно пересказывать отрывки текста, развивать умение работать в коллективе.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте. Приготовьтесь к уроку. Тихо садитесь.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята. Обратите внимание на выставку книг. Все они вам знакомы. Это такие книги как «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Затейники», «Живая шляпа» и др.

- Вспомните и назовите автора этих произведений.

- Правильно. Это Н. Н. Носов. А если какие-то из этих книг вам незнакомы, их вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать.

На сегодняшнем уроке мы будем изучать жизнь и творчество Н. Н. Носова.

3. Работа с тетрадями.

- Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока: «Жизнь и творчество Н.Н. Носова.

4. Доклад учащегося. (доклад дается ученику предварительно)

Николай Носов родился в 1908 году в поселке Ирпень недалеко от Киева в семье эстрадного артиста.

Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

В 19 лет он поступил в Киевский государственный институт, откуда в 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии. В годы Великой Отечественной войны он работал над созданием военно-технических фильмов.

Писателем, по его собственным словам, он стал случайно: после рождения сына приходилось часто рассказывать всякие истории, сочинять сказки, которые с удовольствием слушали не только сын, но и его маленькие приятели. Первый его рассказ «Затейники» был напечатан в 1938 году. А первая тоненькая книжка «Тук-тук-тук» вышла в 1945 году. Когда в 1954 году вышла одна из самых известных книг Н.Носова – трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на луне».

Произведения Н.Носова с увлечением читают дети не только в нашей стран. Его книги переведены на языки многих народов мира.

5. Словарная работа.

В  докладе прозвучало слово  «трилогия». Как вы понимаете значение этого слова? Запишите его в тетрадь. (Трилогия -  литературное  произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета.)

6. Беседа о прочитанном.

- Какие из произведений Носова вы уже читали?

Чем они отличаются о многих других?(смешные, юмористические).

Дома вы должны были прочитать еще одно произведение Носова «Три охотника».

- О чем это произведение?

- Как звали охотников?

7. Работа с учебником

- Найдите в тексте и зачитайте историю дяди Вани.

- Какая история произошла с дядей Федей, расскажите.

- А какую историю припомнил и рассказал дядя Кузьма?

8. Анализ произведения.

- Как вы думаете рассказы охотников -это правда или вымысел? Докажите.

- Подумайте, какую картину известного художника можно использовать как иллюстрацию к этому рассказу. Назовите фамилию, имя художника(Перов В.Г. «Охотники на привале»).

- Какие просторечные слова и выражения использует писатель?

Как вы думаете, с какой целью он это делает?(отображает реальность)

9. Итог урока.

-С каким писателем вы познакомились на сегодняшнем уроке. Какое его произведение изучили?

10. Оценки.

11. Домашнее задание.

Придумайте и расскажите какую-нибудь забавную историю.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по произведениям Н. Носова

Литературная викторина для школьников по произведениям Носова

Урок игра по литературе, 6 класс

Викторина для начальной школы по произведению Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Татьяна Анатольевна Шепеленко # 7 января 2014 в 19:32 0
Спасибо автору за конспект урока. Мне понравилась работа с текстом произведения. Ученики не просто пересказывают текст, но и находят фрагменты, зачитывают их.
Ирина Александровна Подольская # 23 августа 2014 в 20:58 +1
Юлия Владимировна, спасибо за предоставленный конспект. Интересная тема. Книжная выставка. Объем выполненных заданий соответствует возрастной категории. У меня небольшое уточнение: наверное в конспекте урока лучше писать не доклад ученицы, а сообщение. Вы сами дали весь материал (доклад дается ученику предварительно)или Вы хотели написать, что это предварительная работа? И как совет для оформления работы, ведь это урок, а значит, после каждого вида деятельности должны быть выводы и обобщения. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Татьяна Алексеевна Страупе # 19 октября 2014 в 23:13 0
Спасибо за интересную идею. Я "Три охотника" никогда не обсуждала с детьми. А ведь тема вымысла в этом ракурсе очень интересная - рассказчик сам верит в то, что сочинил. Можно до подробного обсуждения произведения обменяться рассказами о рыбалке, например. Уверена, что многие с радостью разведут руки в стороны, демонстрируя размер пойманной когда-то рыбины. А ведь это не ложь! Здорово вовлечь деток в активное обсуждение. Успехов!
Татьяна Геннадьевна Недодаева # 11 января 2015 в 13:18 0
Интересный урок. Есть и словарная работа, и работа с текстом, и пересказ. Думаю, что детям будет интересно на таком уроке. Спасибо за конспект.
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 13:13 0
Хороший конспект. Сочетаются разнообразные виды работ. Но во время доклада учащегося другие ученики не задействованы в процесс, они могут даже не слушать. Мне кажется надо дать им какое-либо задание: краткое конспектирование или останавливать докладчика и задавать вопросы учащимся.
Дина Хуснуллина # 7 мая 2016 в 07:58 0
Хороший продуманный урок. Тема благодатная, дети любят произведения Н.Носова.Детям предлагается викторина по произведениям Носова. А на уроке они учатся анализировать, делать выводы. Юлия Владимировна связывает рассказ с произведением живописи. Согласна с комментариями выше, что выступление ученика слишком официально названо докладом.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:09 0
Интересная работа с текстом.Хорошо,что дети сами называют автора,хорошо бы,чтобы и цель сами ставили